Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации презентация

Содержание

Тема: Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. 1) Судебная власть в системе разделения властей. 2) Понятие и основные признаки правосудия. 3) Статус судей в Российской Федерации. 4) Конституционные

Слайд 1Тема: Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.
Ю.А. Боков


Слайд 2Тема: Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.
1) Судебная власть в

системе разделения властей.
2) Понятие и основные признаки правосудия.
3) Статус судей в Российской Федерации.
4) Конституционные принципы функционирования правосудия в России.
5) Судебная система.
6) Конституционный Суд – судебный орган конституционного контроля.
7) Верховный Суд Российской Федерации.


Слайд 31) Судебная власть в системе разделения властей.
Судебная власть – это

самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведения оперативно-розыскной деятельности (ОРД); установления наиболее значимых юридических фактов.

Слайд 41) Судебная власть в системе разделения властей.
Любая власть – это

определённая функция и осуществляется она определёнными органами. Поскольку судебная власть – одна из ветвей государственной власти, то осуществляется она государственными органами - судами.
Судебная власть осуществляется через суды.

Слайд 51) Судебная власть в системе разделения властей.
Ст. 1 Закона РФ

«О статусе судей в РФ» указывает, что «Судьи – носители судебной власти».
Исходя из этого можно заключить, что депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации и депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ следует считать носителями законодательной власти, а членов Правительства РФ и правительств субъектов РФ - носителями исполнительной власти?
Судебную власть от имени государства осуществляют суды и мировые суды. Поэтому к судам как органам судебной власти, а не к конкретным судьям применимо понятие «носитель» судебной власти.

Слайд 61) Судебная власть в системе разделения властей.
Взаимодействие судебной власти с

другими ветвями государственной власти осуществляется на основе сдержек и противовесов:
законодательные органы власти влияют на суды путём создания для них нормативно-правовой базы как для их формирования, так и для деятельности.
Органы законодательной власти участвуют в формировании судебной системы – назначении судей: Совет Федерации по представлению Президента РФ назначает судей трёх высших судов.


Слайд 71) Судебная власть в системе разделения властей.
Органы исполнительной власти также

участвуют в формировании судейского корпуса – президент страны, как глава государства, на основании заключения квалификационной коллегии судей при согласии представительного органа субъекта Федерации и наличии представления Председателя Верховного суда РФ назначает федеральных судей в субъектах Федерации, а также военных судей.
Органы исполнительной власти создают надлежащие условия для деятельности судов и исполнения принимаемых ими решений: судебные приставы, входящие в систему Министерства юстиции РФ, обеспечивают порядок в судах и являются судебными исполнителями; представители Минюста входят в состав экзаменационных комиссий, принимающих квалификационные экзамены у лиц, претендующих на занятие судебных должностей; Министерство юстиции обеспечивает сбор и обработку статистических данных в сфере юстиции, охрану, этапирование и конвоирование в суды лиц, содержащихся под стражей; представление материалов и заключений в связи с жалобами российских граждан в Европейский Суд.


Слайд 81) Судебная власть в системе разделения властей.
Судьи в свою очередь

контролируют законность актов и действий исполнительной власти и могут признать их недействительными при рассмотрении жалоб граждан, а также применяя бланкетные диспозиции, содержащие ссылки на ведомственные акты при квалификации действий подсудимых по уголовным делам.
Суд не является органом борьбы с преступностью он разрешает две задачи: правозащитную и правовосстановительную.


Слайд 91) Судебная власть в системе разделения властей.
Судебная власть обладает рядом

специфических признаков, отличающих её от других ветвей власти в государстве:
судебная власть осуществляется особыми государственными органами – судами;
подзаконность судебной власти – суды действуют в строгом соответствии с законом;
судебная власть, согласно ч. 2. Ст. 118 Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;
судебная власть осуществляется в соответствии с чётко установленной формой – в форме правосудия;
решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.
Полнота судебной власти – это обязательное и безусловное исполнение всех судебных актов на территории Российской Федерации государственными органами и должностными лицами, т. е. применение мер государственного принуждения и иных способов воздействия, определённых судом в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

Слайд 102) Понятие и основные признаки правосудия.
Отправление правосудия как специфической государственной

функции состоит в наиболее общем виде в том, чтобы обеспечивать надлежащее применение законов путём восстановления как нарушенного права, так и нарушенного равновесия в правоотношениях.
Правосудие – осуществляемая судом правоохранительная деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Слайд 112) Понятие и основные признаки правосудия.
Понятия судебная власть и правосудие

различны, так как судебные органы выполняют, кроме осуществления правосудия, иные полномочия:
участвуют в формировании судебного корпуса;
разъясняют действующее законодательство на основе данных судебной практики и статистики;
обеспечивают исполнение судебных решений и решений иных органов;
осуществляют контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц.


Слайд 123) Статус судей в Российской Федерации
Понятие правового статуса судьи включает несколько

элементов:
А) порядок формирования, назначения и избрания;
Б) порядок прекращения деятельности;
В) компетенция;
Г) особенности прав и обязанностей судьи.


Слайд 133) Статус судей в Российской Федерации
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность

судьи
1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации:
1) имеющий высшее юридическое образование;
2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

Слайд 143) Статус судей в Российской Федерации
судьей Конституционного Суда Российской Федерации может

быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет;
судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет; судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет; судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.

Слайд 153) Статус судей в Российской Федерации
Требования, предъявляемые к судье:
Судья обязан неукоснительно

соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировой судья обязаны также соблюдать Конституцию (Устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации.

Слайд 163) Статус судей в Российской Федерации
Судья при исполнении своих полномочий, а

также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

Слайд 173) Статус судей в Российской Федерации (не вправе)
Судья не вправе:
1)

замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;
2) принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;
3) публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;
4) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

Слайд 183) Статус судей в Российской Федерации (не вправе)
5) заниматься другой

оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда (для мировых судей - председателя соответствующего районного суда, для председателей судов - президиумов соответствующих судов, а в случае отсутствия таких президиумов - президиумов вышестоящих судов). При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

Слайд 193) Статус судей в Российской Федерации (не вправе)
5.1) открывать и

иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети судьи также не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
6) быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц;
7) допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;
8) использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;
9) разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;

Слайд 203) Статус судей в Российской Федерации
10) получать в связи с осуществлением

полномочий судьи не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные судьей в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются судьей по акту в суд, в котором он занимает должность судьи, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Судья, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Слайд 213) Статус судей в Российской Федерации
11) принимать без разрешения соответствующей квалификационной

коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;
12) выезжать в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

Слайд 223) Статус судей в Российской Федерации
13) входить в состав органов управления,

попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Российской Федерации иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

Слайд 233) Статус судей в Российской Федерации
Судья, пребывающий в отставке и имеющий

стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

Слайд 243) Статус судей в Российской Федерации
Предельный возраст пребывания в должности судьи

- 70 лет, если иное не установлено федеральным конституционным законом. Для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации законами соответствующих субъектов Российской Федерации может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи этих судов.

Слайд 25Судейская этика представляет собой совокупность норм, правил поведения судей - носителей

судебной власти и членов судейского сообщества. 

Принцип – соблюдать нормы морали, этики?


Слайд 26Судья может и должен выходить в судебное заседание, детально изучив материалы

дела, а также материальный и процессуальный законы, подлежащие применению по данному делу. Не подготовившийся к судебному заседанию по делу судья будет осуществлять правосудие не на должном профессиональном уровне и это будут чувствовать как находящиеся в зале заседания граждане, так и понимать участвующие в процессе лица. Не профессиональное осуществление правосудия ощущается и воспринимается юридически не осведомленными людьми как проявление несправедливости. Несправедливый судья - безнравственно.
-В случае задержки заседания, независимо от причин, повлекших ее, судье следует извиниться за задержку заседания.
При опоздании кого-либо из участников процесса судье целесообразно сделать опоздавшему замечание после официального открытия судебного заседания. 

Принцип – соблюдать нормы морали, этики?


Слайд 27Статья 3 Кодекса чести судьи закрепляет принципы поведения во внеслужебной деятельности

судьи:
Внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его объективности, справедливости и неподкупности.
Судья вправе занимается любым видом деятельности, если это не противоречит требованиям Закона РФ "О статусе судей в РФ" и настоящего кодекса.
Судья может участвовать в общественной деятельности, если она не наносит ущерб авторитету суда и надлежащему исполнению судьей своих профессиональных обязанностей.

Принцип – соблюдать нормы морали, этики?


Слайд 28Судья может участвовать в публичных заседаниях или контактировать иным образом с

органами законодательной и исполнительной власти или их должностными лицами по вопросам, касающимся права, правовой системы или осуществления правосудия, если при подобных контактах не оказывается давление на судью в связи с выполнением им своих профессиональных обязанностей и не возникает сомнений в его объективности.
Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или в других политических акциях.
Судья должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство.
Судья должен воздержаться от финансовых и деловых связей, которые способны нарушить его беспристрастность, помешать ему должным образом исполнять свои обязанности.

Принцип – соблюдать нормы морали, этики?


Слайд 29Судьей может быть человек, не совершивший порочащих его поступков.
Судья должен владеть

культурой речи.
Фразы из различных судебных документов, составленных лицами, не владеющими культурой речи юриста:
суд постановил: закрепить Глобиным сушку белья в кухне, содержание кошки, курение, прием пищи и гостей;
суд приходит к выводу, что кражи денег, вещей, посетителей, медперсонала из поликлиник и отделений больницы за последний год значительно возросли;
Из протокола судебного заседания: на момент обмена в квартире №44 были прописаны жена, дочь и вещи;
... был установлен срок хранения табелей выхождаемости на работу;
Корова получена истицей бесплатно с учетом выплат в последующем суммы 630.
Экспертизу провести не мог, так как была жара, а нужны были свежие трупы.
Они пили в ларьке пиво, в котором находился потерпевший.
Данная шахта как причинитель вреда лукава, коварна, скупа и равнодушна к своим бывшим рабочим.
Башкиров продал две головы свиней и одну голову зятя, выкормленную в одном сарае.
Несмотря на предупреждение сельского Совета, он данную землю осеменил и выращивал овощи.
Подсудимый утверждает, что изнасиловал потерпевшую в экстазе, а последняя утверждает, что это было в сарае…»


Принцип – соблюдать нормы морали, этики?


Слайд 30Дайте правовую оценку данным действиям.


Слайд 31 4) Конституционные принципы функционирования правосудия в России.
- Принцип законности.
Единство законности - законность,

если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Она не может быть разной для разных зон - "калужской" или "казанской", а только единой всероссийской. Законность - "не земледелие".
Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос - руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно.


Слайд 32- Принцип законности.
Неотвратимость наказания за нарушение законности. Давно подмечено, что соблюдение законов,

а стало быть, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Последнее гораздо важнее, чем первое. Закон должен быть не суровым, а результативным. 
Главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц - это уважение и всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное. В ст. 2 Конституции РФ говорится: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

Конституционные принципы функционирования правосудия в России


Слайд 33Правосудие в РФ осуществляется судами общей юрисдикции (Верховным судом РФ, судами

субъектов РФ, судами городов и районов, мировыми судьями, военными судами), арбитражными судами (арбитражными судами округов, арбитражными апелляционными судами, арбитражными судами субъектов РФ) и конституционными судами (Конституционный суд РФ, Конституционные (уставные) суды субъектов РФ).
Никакие другие государственные и негосударственные органы не вправе исполнять судебные полномочия и наделяться судебной властью. Отмена, изменение вынесенных судебных решений также в компетенции только суда.

Принцип осуществления правосудия только судом


Слайд 34До сравнительно недавнего времени исключения из принципа, закрепленного в ст. 19

Конституции РФ, были редкостью.
Как это принято во многих демократических странах мира, российское законодательство устанавливало особый режим привлечения к уголовной ответственности и применения мер принуждения, к которым прибегают при производстве по уголовным делам (арест, обыск, задержание, привод и т. п.), только в отношении главы государства и депутатов законодательных (представительных) органов.
Вместе с тем в последние годы введение различного рода изъятий из общего правила о равенстве всех перед законом и судом приобретает характер нарастающей тенденции. Появились законы, ставящие в особые условия многих должностных и не должностных лиц. В их числе оказались зарегистрированные кандидаты на должность Президента РФ и в депутаты, члены комиссий по проведению выборов и референдумов с правом решающего голоса, судьи всех судов, прокуроры и следователи прокуратуры, адвокаты, сотрудники органов федеральных служб охраны, безопасности, внешней разведки, правительственной связи и информации при исполнении ими своих служебных обязанностей, Председатель, заместители Председателя, аудиторы и инспектора Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ и др.

Принцип равенства граждан перед законом и судом


Слайд 35Принцип независимости судебной власти получил отображение в части 2 статьи 1

ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»:

- независимость судебной ветви власти отраженна в федеральном законодательстве, в частности в ФКЗ «О судебной системе РФ».

- судебная власть действует независимо от законодательной и исполнительной ветви власти.

- судебная власть реализуется в рамках своих полномочий, закрепленных в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах.

- обязанность государства выделять достаточное обеспечение для осуществления судами беспристрастно и независимо своих судебных полномочий.

Принцип независимости судебной власти


Слайд 36Принцип презумпции невиновности

Принцип презумпции невиновности применяется при уголовном и административном судопроизводстве.

Данный принцип закреплен в статье 1.5. «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП РФ) и в статье 14 «Уголовно-процессуального кодекса.
Согласно принципу презумпции невиновности, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана вступившим в законную силу судебным актом. Также, в соответствии с этим принципов бремя доказательства лежит на стороне обвинения.


Слайд 37Принцип обеспечения беспристрастного и компетентного суда
Принцип обеспечения беспристрастного и компетентного суда

вытекает из подробного анализа российского законодательства: статьи 18, 45, 47, 119, 121, 123 Конституции РФ, также из ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».
На деле это отражено следующим образом:
- Такое качество как компетентность суда достигается путем утвержденного строгого порядка наделения судей, присяжных и арбитражных заседателей полномочиями по осуществлению правосудия. Также, наличие данного принципа подтверждает наличие конкретных требований, которым должны соответствовать кандидаты судьи, присяжные и арбитражные заседатели.
- Беспристрастность суда гарантируется: обеспечением каждому права на рассмотрение его дела тем судом, которому оно подсудно; обеспечение рассмотрения дела надлежащим составом суда; правом на отвод каких-либо участников процесса.

Слайд 38Принцип открытости и гласности судопроизводства
Принцип открытости и гласности судопроизводства означает, что

любой гражданин, достигший 16 летнего возраста, вправе присутствовать на судебной заседании, если оно не является закрытым. Также принцип предполагает право на освещение хода судебного разбирательства в прессе.
Принцип получил закрепление в части 1 статьи 123 Конституции Российской Федерации, в статье 10 «Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», в статье 241 «Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», в статье 11 «Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», в статье 54 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и в иных нормативных правовых актах.
Основания для рассмотрения дела в закрытом режиме:
- разбирательство по делам, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.
- разбирательство по делам, содержащим тайну усыновления (удочерения).
- иные дела установленные федеральным законодательством.

Слайд 39Принцип состязательности и равноправия сторон

Данный принцип предполагает наделение равными правами по

отстаиванию собственных интересов всех сторон процесса судопроизводства - истца или обвинителя, ответчика или подсудимого.

Принцип состязательности и равноправия сторон закреплен в части 3 статьи 123 Конституции РФ, в статье 15 «Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации», статье 12 «Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации», статье 8,9 «Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», а также в иных нормативных правовых актах.

Понятие состязательности судопроизводства означает, что судебный процесс, строится на основе разделения полномочий и функций обвинения и защиты, стороны истца и стороны ответчика. Суд обязан сохранять независимость, объективность и беспристрастность.


Слайд 40Суть данного принципа заключается в следующем: любой человек и гражданин, права

и свободы которого, по его мнению, нарушаются, вправе обратится в уполномоченные органы, в частности в суд, для осуществления мер по защите своих законных прав и интересов.

Данный принцип следует из норм права, отраженных в статьях 45,46, 47 Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина


Слайд 41Принцип государственного или национального языка в судах
Принцип государственного или национального суда

при осуществлении судопроизводства, характеризуется установлением конкретного языка, на котором ведется судопроизводства. Право на ведение судопроизводство на национальном языке республик закреплено в статье 26 и 68 Конституции Российской Федерации.

В уголовном судопроизводстве, в соответствии с частью 1 статьи 18 «Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации: судопроизводство ведется на русском языке, также на языке республик входящих в состав Российской Федерации, за исключением Верховного Суда РФ и военных судов, где судопроизводство ведется только на русском языке.

В гражданском и административном судопроизводстве, в соответствии с частью 1 статьи 9 «Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации»: судопроизводство ведется на русском языке, как государственном языке РФ или на языке республики входящей в состав Российской Федерации.



Слайд 42Принцип государственного или национального языка в судах
В Конституционном суде РФ, при

осуществлении конституционного судопроизводства применяется только русский язык. В Конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации судопроизводство может весть так же на национальном языке

В соответствии со статьей 10 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», судопроизводство и делопроизводство осуществляется только на русском языке: в Конституционном суде РФ, Верховном суде РФ, Высшем арбитражном суде РФ, иных арбитражных судах и военных судах. Судопроизводство в иных судах общей юрисдикции может также вестись на государственном языке республики, на территории которой расположен суд. Судопроизводство у мировых судей может вестись либо на русском языке, либо на государственном языке республик, на территории которых действует мировой судья.


Слайд 43Принцип свидетельского иммунитета
Принцип свидетельского иммунитета означает, что граждане РФ имеют право

не свидетельствовать и не давать показаний против установленного федеральным законом круга лиц.

Принцип свидетельского иммунитета проистекает из статьи 51 Конституции РФ и части 4 статьи 56 «Уголовно-процессуального кодекса РФ».

Слайд 44Принцип диспозитивности судопроизводства
Существо принципа диспозитивности судопроизводства заключается в предоставлении участникам судебного

процесса права на распоряжение своими материальными и процессуальными правами.

Слайд 45 Принцип участия граждан в отправлении правосудия
Принцип участия граждан в осуществлении правосудия

означает наличие возможности гражданами РФ влиять на отправление правосудия на территории РФ, посредством мер обусловленных их статусом - профессионального судьи, присяжного или арбитражного заседателя, иной ролью.

Принцип участия граждан при отправлении правосудия исходит из части 5 статье 32 Конституции РФ и иных нормативных правовых актах, действующих на территории РФ.

Слайд 46 Принцип недопустимости использования доказательств, получением с нарушением закона
Презумпция недопустимости доказательств, полученных

с нарушением действующего законодательства, означает, что в процессе судопроизводства доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не могут быть использованы.

Принцип следует из статьи 50 Конституции РФ, статьи 75 «Уголовно-процессуального кодекса Российской федерации» и иных нормативных правовых актах действующих в современно российском государстве.

Слайд 47- Принцип защищенности и неприкосновенности частной жизни, жилища, личной и семейной тайны,

тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
- Принцип обеспечения потерпевшим права на доступ к правосудию и возмещения  причиненного преступлением вреда.
- Принцип обеспечения права на обжалование действий и решений государственных органов и должностных лиц, на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, права просить о помиловании или смягчении наказания.

Конституционные принципы функционирования правосудия в России


Слайд 485) Судебная система.
Судебная система – понятие конституционное. В соответствии с

Основным законом страны правосудие осуществляется только судом, создание чрезвычайных судов не допускается, судебная система, в рамках которой осуществляется судебная власть, устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
Судебная система – это установленная Конституцией России и принятым на её основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией. С учётом федеративного и административно-территориального деления страны.


Слайд 495) Судебная система.
Ч. 2 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе

РФ» устанавливает: «В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ».

Слайд 505) Судебная система.
Государственная судебная власть как бы состоит из двух

ветвей - а) конституционных (уставных) судов; б) судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Единство судебной системы обеспечивается путём:
соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
применения всеми федеральными судами и мировыми судьями Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;
законодательного закрепления статуса судей;
финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Некоторые авторы указывают, что в РФ нет единства судебной системы:
судебная власть осуществляется двумя самостоятельными ветвями судебной власти;



Слайд 515) Судебная система.
Виды судов:
федеральные суды: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд

РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные суды (окружные (флотские) суды, гарнизонные военные суды), составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, суд по интеллектуальным правам, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
суды субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Вышестоящим судом по отношению к мировым судьям выступает районный суд.



Слайд 52Система судов общей юрисдикции


Слайд 53 Звено судебной системы - суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе.


Суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев (уровней):
основное звено (районные суды; гарнизонные военные суды);
среднее звено (верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; окружные (флотские) военные суды);
высшее звено (Верховный Суд РФ).

Подсистема арбитражных судов четырехзвенная:
основное звено (арбитражные суды субъектов РФ);
первое промежуточное звено (арбитражные апелляционные суды);
второе промежуточное звено (федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды));
высшее звено (Верховный Суд РФ (Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации)).


Слайд 545) Судебная система.
Суды общей юрисдикции и арбитражные суды по вертикали

представляют собой определённую функциональную систему.
Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды систему в завершённом виде не образуют, так как каждый из них имеет свою собственную законодательную и процессуально-правовую основу деятельности. Конституционный Суд не является апелляционной, кассационной или надзорной инстанцией для конституционных (уставных) судов субъектов РФ.


Слайд 555) Судебная система.
Судебная инстанция - суд (или его структурное подразделение),

выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в законную силу).

Виды инстанций в судах:
- первая инстанция
- апелляционная
- кассационная
- надзорная

Слайд 565) Судебная система.
Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу

тех вопросов, которые являются основными для данного дела.
Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции призван проверять законность, обоснованность и справедливость приговоров и других судебных решений, как правило, не вступивших в законную силу. Одна из основных особенностей разбирательства судебных дел в апелляционной инстанции заключается в том, что оно (разбирательство) представляет собою полное или частичное повторное рассмотрение дела с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств, которое может завершиться постановлением нового (апелляционного) приговора либо решения по гражданскому делу.


Слайд 575) Судебная система.
Производство в кассационной инстанции, в отличие от производства

в апелляционной инстанции, не является повторным рассмотрением дела, завершающимся постановлением нового приговора или решения по гражданскому делу. Решение кассационной инстанции (кассационное определение) не заменяет проверенные приговор или иное судебное решение, а может отменить его или исправить допущенную в нем нижестоящим судом ошибку.
Основная задача надзорных инстанций — проверка приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу.

Слайд 585) Судебная система.
Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного

контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (состоит из 19 судей).

Слайд 595) Судебная система.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом

по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
(формируется в составе 170 судей.)

Слайд 60Суд по интеллектуальным правам
Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом,

рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

Слайд 616) Конституционный Суд – судебный орган конституционного контроля.
Конституционный Суд Российской Федерации

- судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации



Слайд 62Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации
Конституционный Суд

Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей.


Слайд 63Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации
Председатель Конституционного

Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.


Слайд 64Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской

Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

Слайд 65Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными

органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;


Слайд 66Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
3) по жалобам на нарушение конституционных прав

и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
3.2) по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека;



Слайд 67Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
5) дает

заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;


Слайд 68Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам

своего ведения;
7) разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека;
8) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.


Слайд 69 Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность

Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.


Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей.
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.


Слайд 70Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Предложения о кандидатах

на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.
Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.
Если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации число судей окажется менее двух третей от общего числа судей, представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Слайд 71Виды решений Конституционного Суда РФ
- Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации

по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3, 3.1, 3.2, 4 и 5.1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ», именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.
- Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.
- Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

Слайд 72Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию.
Решение Конституционного

Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, принятое в порядке, предусмотренном статьей 47.1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ», вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со статьей 78 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ». Иные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу со дня их принятия.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика