Правовое регулирование отношений, связанных с выборами представительных органов характеризуется:
Детальностью правовой регламентации, охватывающей не только
основные начала избирательной системы,
но и все стадии выборов
Наличием особых нормативных актов – федеральных законов
о выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания России
Сосредоточением полномочий по изданию актов, регулирующих такие отношения,
в руках высших органов государства, государственных органов субъектов РФ
Закреплением основных начал
избирательной системы
в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ
Регулированием этих отношений исключительно государством, субъектами РФ
Распространением правового регулирования не только на порядок выборов депутатов,
но и на их взаимоотношения с избирателями
Особой охраной этих отношений от нарушений (наличие санкций за нарушение закона о выборах и избирательных прав граждан)
Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Федеральные законы: «О выборах Президента Российской Федерации» 10.01.2003.;
«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 20.12.2002; «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» 05.08.2000;
«О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ» 08.05.1994
Нормативные акты субъектов федерации о выборах в соответствующие представительные органы государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов, автономной области
Нормативные акты районных, городских, районных в городе органов государственной власти о выборах в органы местного самоуправления
Возраст устанавливается Конституцией, законами
ПАССИВНОЕ избирательное право
право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и органы местного
самоуправления
АКТИВНОЕ избирательное право
право граждан РФ избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления
Минимальный возраст кандидата (гражданин России)
21 год
при выборах в Государственную Думу Федерального Собрания России
35 лет
при выборах Президента Российской Федерации
при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации
30 лет
Мажоритарная система абсолютного большинства
Мажоритарная система относительного большинства
кандидат должен получить
50% голосов плюс один голос
от проголосовавших
избирателей
кандидат должен получить просто больше голосов, чем другие кандидаты
ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ
СИСТЕМА
предоставляет возможность политическим партиям, избирательным блокам получить депутатские мандаты пропорционально количеству поданных голосов.
количество голосов за избирательное объединение
количество мест в парламенте
Прямое
избирательное право
Избирательным правом
обладают
не обладают
граждане, признанные судом недееспособными
граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда
граждане
Российской Федерации,
достигшие
18–летнего возраста
Организационные и правовые гарантии
четко регулируемый нормативно-правовыми актами порядок составления списков избирателей;
возможность досрочного голосования избирателями, которые не будут находиться в день выборов в месте своего постоянного жительства;
организация голосования по месту нахождения граждан, не имеющих возможность прибыть на участок по состоянию здоровья и другим уважительным причинам;
осуществление этого принципа обеспечивается мерами уголовно-правовой защиты.
Всеобщее избирательное право
Занесение фамилии избирателя только в один список – по месту постоянного жительства
Возможность голосовать только лично и один раз
Выдача избирательных бюллетеней по документу, удостоверяющему личность, роспись избирателя о получении избирательного бюллетеня
Создание однотипных избирательных единиц (округов), для которых устанавливаются общие нормы представительства
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ – депутаты во все представительные органы государственной власти избираются гражданами непосредственно
ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ – голосование на выборах, исключающее возможность какого-либо
контроля за волеизъявлением гражданина:
избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат пометок, позволяющих установить личность
оборудуются кабины или комнаты, пригодные для тайного голосования в кабине не должно быть никого, кроме голосующего (при возникновении трудностей в заполнении бюллетеня избиратель вправе воспользоваться помощью к другому избирателя). В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица.
Равное избирательное право
Назначение выборов
Образование избирательных округов
Образование избирательных участков
Создание и организация работы избирательных комиссий
Составление списков избирателей
Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты
Предвыборная агитация
Голосование и подведение итогов выборов
Опубликование результатов выборов
С
Т
А
Д
И
И
Стадии избирательного процесса
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации
Избирательными комиссиями субъектов РФ
Федеральных органов исполнительной власти
Органов исполнительной власти субъектов РФ
Подготовка и проведение выборов
Организуется
При участии
Цель
Президента
России
Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ
В органы
законодательных
(представительных) органов
субъектов РФ
Органов
местного самоуправления
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ (УЧЕТА) ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Окружные избирательные комиссии
Избирательные комиссии муниципальных образований
Территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии
Участковые избирательные комиссии
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИИ
Действует на постоянной основе, состоит из 15 человек, назначаемых на 4 года
высшее юридическое образование либо ученую степень в области права
5 членов
Государственной Думой Федерального Собрания России
5 членов
Советом Федерации
Президентом России
5 членов
Председатель, заместитель, секретарь избираются тайным голосованием
Результаты выборов по избирательному округу устанавливаются окружной
избирательной комиссией на основании подлинных протоколов участковых избирательных комиссий
избирательных
комиссий
и их должностных лиц
органов государственной власти, местного самоуправления,
общественных объединений
и должностных лиц
в вышестоящие
избирательные комиссии
В СУД
Сроки рассмотрения жалобы
пять дней (в ходе выборов)
немедленно (в день выборов)
десять дней (если требуется дополнительная проверка)
ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть