Слайд 1Тема: История возникновения и создания юридических лиц по гражданскому законодательству
Студента: Башилова
А.А.
Научный руководитель: Копылов В.В.
Слайд 2Актуальность исследования
Представляется, что актуальность разработки данной проблемы выражают следующие посылки.
- Во-первых,
вряд ли можно отрицать массовость такого явления, как создание юридических лиц. Очень заметна их роль в гражданском обороте. Юридические лица - основные товаропроизводители, на них ложится главное налоговое бремя. Общество, заинтересованное в своем экономическом росте, должно всячески способствовать созданию юридических лиц. Роль правовой науки здесь сводится к выработке юридических приемов, использование которых способствовало бы стабильной организации оборота и, в частности, надлежащей организации создания юридических лиц.
- Во-вторых, для нашей страны характерно участие в товарном обороте субъектов, не обладающих определенными деловыми качествами. Все это, в конечном счете, подрывает основы формирования стабильного имущественного оборота, на создание которого направлено правовое регулирование рыночных отношений.
- В-третьих, в правоприменительной практике систематически встречаются споры в отношении понятия какого-либо юридического лица.
- В-четвертых, учитывая происшедшие в стране социально-экономические и иные преобразования, по-видимому, требуют некоторого переосмысления и развития достижения цивилистической науки в исследовании теории юридического лица.
Слайд 3Объект исследования
Объектом исследования – являются общественные отношения, связанные с экономической и
(или) иной деятельностью организаций обладающих статусом юридического лица в условиях рынка.
Слайд 4Предмет исследования
Предметом исследования является закрепленный в нормах частного права институт юридического
лица, как объединение граждан и иных лиц, в том числе юридических, для осуществления предпринимательской и (или) иной не запрещенной законом деятельности.
Слайд 5Цель работы
Целью исследования - является исследование правовых норм российского и зарубежного
гражданского права, регулирующих правовое положение организаций, теоретических разработок по проблеме юридического лица, а так же материалов судебной практики.
Слайд 6Задачи исследования
изучение мировой истории развития и становления юридических лиц;
выявление особенностей развития
и становления юридических лиц в России;
определение и уточнение понятия и признаков юридического лица;
установление критериев правосубъектности юридического лица.
Слайд 7Выводы
1. Система законодательства о юридических лицах не есть хаотично составленное образование,
а представляет собой рационально сконструированное единство нормативных правовых актов. Конструирующую роль в системе источников права юридических лиц играет норма п. «о» ст.71 Конституции РФ, в силу которой гражданское законодательство относится к ведению Российской Федерации, а потому правовое положение, создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц определяются федеральным законодательством. Ключевую роль в законодательстве о юридических лицах играет, конечно же, Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ, Кодекс). Он имеет особое функциональное назначение и занимает специфическое место в гражданском законодательстве, что предопределяет известный уровень абстрактности содержащихся в нем норм.
2. Идея, понятие и соответственно правоспособность частных организаций (юридических лиц) берет начало от статуса жреческих коллегий и общин-муниципий. И как правильно отмечают Е. А. Флейшиц и И.А.Покровским - римляне действительно создали основу для понятия юридического лица.
Слайд 8 3. Понятие «юридическое лицо», с одной стороны, и организация, обладавшая статусом
юридического лица и существующая в реальной жизни, - с другой, не различены. Именно поэтому в советской цивилистической литературе и в настоящий момент понятие юридического лица традиционно сводится к перечислению набора признаков (характеристик) организации с правами юридического лица.
4. На основе проведенного исследования мы можем предложить следующее определение «юридического лица»:
«Юридическое лицо-это абстрактная правовая конструкция, позволяющая понимать в себе различные организованности в круг субъектов гражданского права и получить им статус субъекта права.
Это организация, которая приобретает способность иметь гражданские права юридического лица с момента ее государственной регистрации и может заниматься любыми видами предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, не требующими специального разрешения (лицензии).
Это – организация, которая осуществляет правомочия субъекта права через свои органы».
Слайд 9 5. Следует законодательно исключить из определения юридического лица признак «имущественной обособленности»,
принимая во внимание тот факт, что сегодня необходимость в обособлении имущества в конкретной ситуации существует в основном у государства как собственника имущества государственных предприятий и учреждений, либо при создании негосударственных учреждений, а перечисленное есть частный случай, и распространять его на все организации, обладающие статусом юридического лица, - принципиально неверно. Любой участник гражданского оборота должен четко представлять, что его может ожидать при вступлении в правоотношения с тем или иным контрагентом. Именно этим целям служит институт юридического лица.
Слайд 10Предложения по совершенствованию законодательства
1. Представляется, что у юридических лиц должен
быть только один учредительный документ - устав. Наличие учредительного договора в качестве учредительного документа не вызывается практической необходимостью (ибо учредители юридического лица в любом случае выражают свою согласованную волю на его создание при утверждении ими устава), а типовые и иные положения (применяемые главным образом для государственных и муниципальных учреждений) отличаются от устава не по содержанию, а лишь терминологически. Лишь для хозяйственных товариществ может быть сохранен учредительный договор, имеющий силу устава (что в большей мере соответствует особенностям статуса товарищества и его участников).
2. Учитывая, что юридические лица в форме унитарных предприятий и учреждений, не являющиеся собственниками «своего» имущества, перешли в действующее законодательство из прежнего правопорядка и в принципе не соответствуют рыночным условиям хозяйствования и классическим частно-правовым представлениям и подходам, можно констатировать, что в перспективе они должны прекратить свое существование (за исключением федеральных казенных предприятий и, возможно, государственных и муниципальных учреждений, оформляющих гражданско-правовой статус органов публичной власти).
Слайд 11 Такой подход даст возможность постепенного перехода к классическому делению коммерческих и
некоммерческих юридических лиц на корпорации и учреждения, свойственное развитым европейским правопорядкам. В связи с этим представляется необходимым законодательно исключить создание новых унитарных предприятий
3. Представляется желательным уточнение определения органа юридического лица (абз. 1 п. 1 ст. 53 ГК РФ) путем указания на то, что речь идет о лицах (т.е. субъектах права), составляющих органы юридического лица.
4. В ГК РФ требуется установить принцип публичной достоверности реестра юридических лиц. Для этого необходимо установление правил проверки достоверности данных, которые требуются для регистрации юридического лица. При этом установление недостоверности данных должно стать безусловным законным основанием отказа в государственной регистрации юридического лица.
Законодательство (ГК РФ) должно предусматривать возможность взыскания с юридического лица убытков, если они возникли вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных сведений в Государственный реестр юридических лиц.