Источники права в Республике Беларусь презентация

Слайд 1ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Подготовил:
Колнобрицкий Н.М. 1-МО-3


Слайд 2БЕЛАРУСЬ- УНИТАРНОЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.
Конституция Республики Беларусь была принята 15

марта 1994 г.
Изменения (внесение дополнений): 1996, 2004 год.
Значительное влияние на первоначальную редакцию оказал официальный проект Конституции Российской Федерации 1993 года. Так, значительными полномочиями государственной власти наделялся Верховный Совет Республики Беларусь. Среди прочих его прав устанавливалось: принятие и изменение Конституции, назначение выборов и референдумов, роспуск местных Советов, определение военной доктрины Беларуси а также объявление войны и заключение мира.
После референдума 1996 года Совет Республики Беларусь был преобразован в Национальное собрание Республики Беларусь (Палата представителей (ниж., 110 чел.), Совет республики (верх., 64 чел.)). Также поднимался вопрос о переносе Дня независимости, принятии поправок, предложенных А.Г. Лукашенко, свободную покупку и продажу земли, отмене смертной казни.
На референдуме 2004 года поднимался вопрос о снятии ограничения в 2 президентских срока.

Слайд 3Конституция состоит из 8 глав и 9 разделов, 146 статей.
Основными принципами

Конституции Республики Беларусь являются: демократизм; верховенство права; приоритет прав человека; независимость и полноправие; суверенитет Республики Беларусь; разделение властей; экономическая свобода.
Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси на жизнь, свободу и неприкосновенность личности, защиту личной жизни, свободное передвижение, свободу вероисповедания, свободу мнений, убеждений и их высказывание, свободу объединений, участие в решении гос. дел, труд, отдых, бесплатное образование и здравоохранение и др., закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.
Преамбула конституции:

Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси), исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси, сознавая себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям, основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение, опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности, стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь, желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства, принимаем настоящую Конституцию – Основной Закон Республики Беларусь.

Слайд 4Правовая система Республики Беларусь исторически формировалась в условиях правовой культуры континентальной

Европы. Она относится к так называемой семье романо-германского права, которая характеризуется довольно четкой структурированностью самого права, делением его на отрасли и институты.
Высшей юридической силой среди актов законодательства обладает Конституция Республики Беларусь.

Основные источники права(в порядке убывания приоритета):
НПА
Нормативные договоры
Правовые обычаи


Слайд 5He являются источниками права в Беларуси судебные и иные решения по

конкретным делам, юридические доктрины, религиозные писания.
Основные виды нормативных правовых актов страны определены Конституцией и Законом от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». K ним от­носятся:
• законы;
• декреты и указы Главы государства:
• постановления палат Парламента;
• постановления Правительства;
• нормативные акты Конституционного Суда (заключения). Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда (постановле­ния пленумов этих судов), Генерального прокурора Республики Беларусь, принятые в пределах их компетенции;


Слайд 6• постановления республиканских органов государственно­го управления и Национального банка Республики Беларусь,

принимаемые коллегиально;
• регламенты, принимаемые Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также ор­ганами местного управления и самоуправления, определяющие процедуру деятельности соответствующих органов;
• инструкции, правила, уставы (положения), приказы;
• решения органов местного управления и самоуправления.

Закон - нормативный правовой акт, закрепляющий принци­пы и нормы регулирования наиболее важных общественных от­ношений. Законы подразделяются на
Конституцию (Основной Закон)
Программные законы (до сих пор не принимались)
Обычные законы


Слайд 7Высшей юридической силой в Республике Беларусь облада­ет Конституция. Законы, декреты, указы

и иные акты государ­ственных органов (должностных лиц) принимаются на основе и в соответствии с Конституцией. B случае расхожде­ния закона, декрета, указа или иного нормативного правового акта с Конституцией действует Конституция.
B случае расхож­дения декрета или указа Президента РБ с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа бы­ли предоставлены законом.
Законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу чем постановлениям палат Парламента, Совета Ми­нистров, Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, актам Генерального прокурора Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам.
Законы, декреты, указы и поста­новления Совета Министров Республики Беларусь имеют боль­шую юридическую силу по отношению к НПА министерств, иных республиканских органов государствен­ного управления.
Кодексы как норматив­ные акты, обеспечивающие полное системное регулирование определенной области общественных отношений, имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.


Слайд 8ГК Республики Беларусь имеет большую юридическую силу по отношению к другим

кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.
Юридическая сила уставов, положений, инструкций, регламентов и правил определяется юридической силой нормативно­го правового акта, которым они утверждаются.
Нормативный правовой акт вышестоящего государственно­го органа (должностного лица) имеет большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам нижестоя­щего государственного органа (должностного лица).
Новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому по тому же вопросу норматив­ному правовому акту того же государственного органа (должно­стного лица)


Слайд 9В связи с развитием международных связей Республики Беларусь все большее значение

для национальной правовой системы страны приобретает международное право. В статье 8 Конституции Республики Беларусь признается приоритет общепризнанных принципов международного права, предусматривается соответствие им национального законодательства.
В Законе Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (статья 20) и в Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О международных договорах Республики Беларусь» (статья 19) установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего в стране законодательства.


Слайд 10Правовой обычай как источник права Республики Беларусь используется лишь в тех

ограниченных случаях, когда соответ­ствующие отношения урегулированы нормативными актами не полностью и возможность применения обычая оговаривается в законодательстве. Беларусь как субъект международного права руководствуется также обычаями, сложившимися в междуна­родно-правовых отношениях, во внешней торговле, в морских перевозках и др.

B последние годы заметно возрастает роль нормативного договора как источника права Республики Беларусь. Нормативные договоры в качестве источников права используются и для регулирования внутринациональных отношений (при заключении коллективных договоров в сфере трудовых и социально-экономических отношений; в сфере пред­принимательства в связи с развитием рыночных отношений). Положения нормативных договоров являются обязательными для сторон соглашений, но в случае возникновения споров меж­ду ними реализация этих положений обеспечивается компетент­ными правоприменительными органами.

Слайд 11Конституционный суд Республики Беларусь- орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых

актов в государстве, утверждает верховенство Конституции и ее непосредственное действие.
Предложения о проверке конституционности акта вправе внести в Конституционный суд Президент, Палата представителей или Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховный Суд, Совет Министров (статья 1 закона «О конституционном судопроизводстве»). Президент Беларуси назначает шесть судей, еще шесть избираются Советом Республики



Слайд 12Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих

судов.
Он состоит из:
Председателя суда;
первого заместителя Председателя;
заместителей Председателя;
судей Верховного Суда Республики Беларусь

Верховный Суд Республики Беларусь:
Рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь.
Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел; осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь.
Вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов.
Оказывает помощь судьям по применению законодательства; решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика