Слайд 1Государство
Его происхождение, признаки, формы, функции
«Государство - это сосредоточение власти, обеспечивающей
политическую жизнь народа» (Аристотель).
«Государство - это союз людей, объединенных общими основами права и общей пользы» (Цицерон).
Слайд 2Определение
Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его
экономической и социальной структуры;
государство всегда имеет аппарат подавления и управления, придаёт своим велениям обязательную силу.
Слайд 3Разница между государством и страной
Хотя понятия страна и государство часто используются как синонимичные, между
ними имеется существенная разница.
Понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Термин страна также имеет менее официальную окраску.
Слайд 4Происхождение государства
Существуют разные теории на этот счёт.
Одной из
древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости.
Слайд 5Патриархальная теория
Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи.
Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.
Слайд 6Договорная (естественно-правовая) теория
Согласно договорной теории государство возникло в результате заключения общественного
договора. Люди договорились между собой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей. Необходимость объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами.
Слайд 7Теория насилия
Теория насилия объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим
фактором. После завоевания победители стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих целей государственную организацию. Представитель теории насилия К. Каутский (1854 - 1938 гг.) утверждал, что рабство возникает из войны с чужими общинами, племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань или подати. Возникает и аппарат принуждения для управления побежденными. Этой концепции придерживались Е. Дюринг, Л. Гумплович.
Слайд 8Органическая теория
Органическая теория. Ее ведущим представителем был английский мыслитель Г. Спенсер,
живший в ХIХ в. Он использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Так, Г. Спенсер считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму.
Слайд 9Марксисткая (КЛАССОВАЯ) теория
В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения государства. Ее основные
постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая идеология", "Манифест Коммунистической партии", в книге Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом
Слайд 10Психологическая теория
Психологическая теория. Один из ее основоположников профессор Л.И. Петражицкий (1867
- 1931 гг.) объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни.
Слайд 11Признаки государства
Наличие публичной власти
Законодательная деятельность
Налоговые сборы (налоги и пошлины)
Аппарат подавления
(армия, полиция)
Аппарат управления (законодат. и исп. органы)
Единство территорий, административно-территориальная организация
Государственный суверенитет (верховенство госуд. власти внутри страны и её независимость)
Слайд 12Государственный суверенитет
Суверенитет
Внутренний - власть государства выше власти любой организации, существующей
в данной стране, её решения обязательны для всех граждан и не могут быть отменены кем-нибудь.
Внешний – проявляется в независимости от других государств, недопустимости их вмешательства в дела данного государства.
Слайд 13Функции государства
Внутренние
Внешние
Слайд 14Формы государства
Форма правления – определённый порядок образования и организации высших органов
гос.власти и управления
Форма государственного устройства – способ территориального устройства, определённый порядок взаимоотношений центральной, региональной, местной власти.
Государственный режим – методы и приёмы осуществления государственной власти.
Виды:
Унитарная
Федеративная
Конфедерация
Территориальная
Национальная
Виды:
Монархия
Республика
Парламентская
Смешанная
Президентская
Абсолютная
Ограниченная
Парламентарная
Дуалистическая
Формы
государства
Слайд 15Государственный режим
Демократический
Антидемократический
Провозглашение и гарантированность прав и свобод человека и гражданина
Правовой
характер деятельности государственных органов
Демократические методы государственного властвования
Политическое многообразие общественной жизни
Свобода личности, защита от произвола в экономической деятельности .
Подавление личности, отсутствие реальных свобод и прав
Главенство государства над правом, диктатура партий, классов
Огосударствление общественных организаций
Милитаризация общественной жизни
Преследования за официально не признанные убеждения, инакомыслие.
Слайд 21Формы территориально-политического устройства
Территория государства всегда определенным образом организована, разделена на части
административного или политического значения, в которых проживает население с целью управления им.
Традиционно различаются три формы территориально-политического устройства государства: унитарное, федеративное и конфедеративное государство.
Слайд 22Понятие унитарного государства
Унитарное государство - это единое государство, состоящее не из
государственных образований ( штатов и т. п.), а из административно-территориальных единиц (Областей, провинций, губерний), которые затем делятся на районы, уезды, а последние - на общины, коммуны. Наиболее распространено деление типа область - район - община. В каждой из административно-территориальных единиц имеются органы управления: иногда государственные (назначенные сверху губернаторы), иногда избираемые органы местного самоуправления, иногда (Франция, Украина) и те, и другие.
Наряду с двумя формами территориальной автономии в некоторых странах используется культурно-национальная автономия. Она применяется там, где национальности, этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемежку с представителями других этнических групп.
Слайд 23В зависимости от объема полномочий существуют два вида автономий: политическая (государственная,
законодательная) и административная.
Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности. Она обладает правом законодательства по местным вопросам, создается местный парламент. Законы принимаемые им, не должны противоречить интересам государства и его составных частей. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти.
Административная автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий.
Слайд 24Понятие федеративного государства
В отличие от унитарного, составными частями федеративного государства являются
государственные образования (штаты, земли, провинции).Обобщенно их принято называть субъектами федерации.
Большинство федераций - крупные и средние государства, в которых в совокупности проживает около трети населения Земли. Создание федераций происходило по-разному. Некоторые из них были созданы на основе союза, объединения независимых государств, другие - актами государственной власти. Первые стали называться федерациями на основе союза или договорными федерациями. Вторая группа - федерации на основе автономии или конституционные федерации.
Слайд 25Конфедерация
Наряду с политико-территориальными образованиями существуют и такие, которые созданы на основе
международных соглашений и регулируются в основном нормами международного права. Традиционным образованием такого рода является КОНФЕДЕРАЦИЯ.
В отличие от федерации это не союзное государство, а союз государств. Конфедерация может иметь свой парламент наряду с парламентами государств-членов, главу конфедерации наряду с главами государств-членов, свое правительство, но в отличие от федерации акты общих органов не действуют непосредственно на территориях государств-членов. Эти акты вступают в силу в частях конфедерации только после ратификации соответствующими органами государст-членов.
Слайд 26Политические режимы
Государственный режим — совокупность средств, способов и методов осуществления государственной
власти.
1. Демократический. Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением.
Слайд 272. Авторитарный. При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые
черты либерализма.
Выборы в различные органы государственной власти являются формальными. Существует искаженный принцип разделения властей и как результат этого искажения явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.
3. Тоталитарный. Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.
Слайд 284. Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других —
режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).