Слайд 1Подготовила: д.э.н., доц. М.В. Леденёва
Государственное и муниципальное управление в Великобритании
Слайд 2Вопросы лекции:
Форма государства в Великобритании.
Заморские территории и коронные земли Великобритании.
Система местного
самоуправления Великобритании.
Глава государства
Парламент Великобритании
Трехпартийная система Великобритании
Судебная система Великобритании
Слайд 3Форма государства в Великобритании
Форма государства – поликратическая.
Форма правления – парламентская монархия.
Форма
государственного устройства – сложное децентрализованное унитарное государство с политической автономией (Северная Ирландия и Шотландия) и административной автономией (Уэльс). Соединённое Королевство имеет суверенитет над семнадцатью территориями, которые не являются составной частью Великобритании: 14 Британских Заморских Территорий и три Коронных Земли.
Политический режим – буржуазно-демократический.
Слайд 4Заморские территории Великобритании
Четырнадцатью Заморскими Территориями являются:
Ангилья,
Бермуды,
Британская антарктическая территория
(Великобритания претендует на часть антарктической территории площадью 1 709 400 км², но, согласно Договору об Антарктике, подписанному и ратифицированному Великобританией, территориальные претензии в данном регионе заморожены).
Британская территория в Индийском океане. Образована вопреки решениям Генеральной Ассамблеи ООН. В настоящее время права на управление территорией предъявляют Маврикий и Сейшельские Острова.
Британские Виргинские острова,
Гибралтар,
Каймановы острова,
Остров Монтсеррат,
Острова Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья,
Остров Питкэрн,
Острова Тёркс и Кайкос,
Фолклендские острова,
Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова,
Суверенные Военные Базы на Кипре (Акротири и Декелия). В 1960 году британская колония Кипр получила независимость, но Великобритания оставила за собой два эксклава на территории острова под размещение своих военных баз.
Слайд 5Название «Британские Заморские Территории» было введено в 2002 году Законом о
Британских Заморских территориях и заменило термин «Британские зависимые территории» , содержавшийся в Законе о британском подданстве 1981 года. До этого территории назывались колониями или коронными колониями. Закон о Британских Заморских территориях восстанавливал полноценное британское гражданство для их жителей (за исключением территории военных баз на Кипре).
Вместе заморские территории Великобритании занимают 1 727 527 км² (без Британской Антарктической территории — 18 127 км²), а их население составляет 260 000 человек.
Эти территории - остатки Британской империи, которые проголосовали за возможность остаться британскими территориями.
В настоящее время Британские Заморские территории существуют во всех регионах мира - в Карибском бассейне (Северная Америка), Фолклендские острова (Южная Америка), Остров Святой Елены в Африке, Питкэрн в Океании, Гибралтар в Европе, Британская территория в Индийском океане в Азии, Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова в Антарктике.
Заморские территории Великобритании
Слайд 6Заморские территории Великобритании
Слайд 7Главой Заморских территорий является британский монарх (королева Елизавета II). В каждой
территории она назначает своих представителей для осуществления исполнительной власти. В территориях с постоянным населением по рекомендации правительства Великобритании королевой назначается губернатор, как правило, старший офицер в отставке, или гражданский служащий. В территориях без постоянного населения обычно назначается комиссар. В заморских территориях, имеющих зависимые владения, губернатор может назначать администратора, представляющего его в зависимой территории.
Губернатор де-факто является главой территории. Он обычно отвечает за назначение главы правительства, и других государственных служащих. Губернатор также отвечает за связь с правительством Великобритании и выполняет представительские функции. Комиссар имеет те же полномочия, что и губернатор, однако выполняет также функции главы правительства.
Все заморские территории имеют собственную правительственную систему и местное законодательство.
Заморские территории Великобритании
Слайд 8Заморские территории Великобритании
Слайд 9Заморские территории Великобритании
Слайд 10Заморские территории Великобритании
Слайд 11Коронные земли Великобритании
Это расположенные в Западной Европе неподалеку от Британских островов
островные владения британской короны, которые не входят в состав Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Коронные земли никогда не имели статуса колоний.
В их число входят: бейливики* Джерси и Гернси (Нормандские острова в проливе Ла-Манш у северного побережья Франции), а также остров Мэн в Ирландском море. Общая площадь - 766 км², население - 245 269 чел.
Сегодня термин «бейливик» применяют относительно Нормандских островов, которые в административных целях сгруппированы в два бейливика:
Бейливик Джерси, включающий в себя помимо самого Джерси необитаемые островки Минкерс и Экреу. Острова не имеют постоянного населения, однако периодически посещаются рыбаками и яхтсменами.;
Бейливик Гернси, к которому относятся собственно Гернси, Сарк, Олдерни, Бреку, Херм, Джету и Лиху.
Каждый бейливик управляется собственным бейлифом.
Коронные владения, имеют местные законодательные органы, но их решения вступают в силу после королевской санкции. Монарх представлен здесь лейтенант-губернатором.
На острове Сарк до 2008 г. реально, а сейчас декоративно, сохраняется феодальная система управления - последняя в Европе. Главой государства является наследственный конституционный монарх (с титулом "сеньор"/"дама"), до 2008 г. являвшийся почти абсолютным монархом. Остров считается состоящим в вассальной зависимости от Короны и управляется местным владельцем – Джоном Майклом Бомонтом. До апреля 2008 года на острове имелось 40 хозяйств, но земля принадлежала одному человеку - сеньору, который распоряжался угодьями по своему усмотрению и сдавал землю в аренду.
*Бейливик – область юрисдикции бейлифа (заместителя шерифа). Термин также применяют к территориям, не являющимся бейливиками, на которых функции шерифа исполняются назначенным королевской властью бейлифом.
Слайд 13Система местного самоуправления в Великобритании
Территория Англии и Уэльса разделена на графства
(39 – в Англии, 22 – в Уэльсе), а графства – на округа (их всего 339).
Шотландия разделена с 1994 г. на 32 единицы местного самоуправления. Северная Ирландия делится на графства (26).
После реорганизации управления Большим Лондоном в его округах есть советы и мэры, но в Большом Лондоне нет ни мэра, ни совета.
Округа в графствах (в каждом округе должно быть не более 10 тыс. человек населения) делятся на приходы или общины – низовое звено административно-территориального деления.
Во всех административно-территориальных единицах избираются советы сроком на 4 года (в Шотландии – 3 года). Лишь в малых приходах (с населением менее 150 человек) решения принимаются на общих собраниях (сходах) жителей – лиц, обладающих избирательным правом.
Слайд 14Назначенных на места чиновников для контроля за местными органами самоуправления в
Великобритании нет, но контроль центра существует:
наряду с законами министры издают обязательные инструкции для подконтрольных местных служб;
существует институт адаптивных законов: типовые инструкции министерств, которые могут быть приняты местными советами в качестве образцов для собственных регламентов;
контроль осуществляется в форме министерского инспектирования (проверки работы), правом на которое наделены некоторые министерства, соприкасающиеся с местным самоуправлением (образование, дороги, полиция и т. д.);
министры могут организовывать специальные расследования, если в подконтрольных им службах местных советов обнаружатся «нечестные действия»;
контроль обеспечивается тем, что многие чиновники муниципального управления должны утверждаться не только местными советами, но и департаментами соответствующих министерств.
Существует финансовый контроль: проверяется правильное использование дотаций, выделяемых центром.
В каждом графстве, округе действует аудитор. Его кандидатура выдвигается советом и утверждается министром по охране окружающей среды. Аудиторы могут вести проверку использования средств, выделяемых на общественные нужды, делают свои сообщения министру, а при обнаружении злоупотреблений обращаются в суд.
Система местного самоуправления в Великобритании
Слайд 15Глава государства
Глава государства ‒ король (королева). Королевская власть является пожизненной и
передаётся по наследству прямым потомкам монарха по мужской линии, а в случае их отсутствия ‒ по женской линии, согласно старшинству.
Король (королева) считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим вооружен- ными силами, светским главой государственной англиканской церкви и главой Содружества.
Юридически королю принадлежит право назначения премьер-министра, министров, судей, дипломатов, офицеров армии, флота и авиации, епископов и архиепископов, губернаторов, заключения международных договоров, объявления войны и заключения мира.
Слайд 16Глава государства
Король считается составной частью парламента и в силу этого созывает
парламент на сессии, которые открываются его тронной речью, распускает палату общин, санкционирует законопроекты, принятые парламентом; обладает правом помилования, жалует пэрство, баронство, рыцарство и другие почётные звания, издаёт так называемые акты-приказы в Совете, жалованные грамоты, указы и т.д.
Однако в действительности английский король ‒ лишь номинальный глава государства (царствует, но не управляет); королевские полномочия и прерогативы почти полностью находятся в руках исполнительной власти ‒ кабинета министров.
Формально высшим органом королевского правления считается Тайный совет, в состав которого пожизненно входят особо почётные лица (свыше 300 чел.). Практически 150 лет не функционирует.
Слайд 17Парламент Великобритании. Палата общин
Высший орган законодательной власти ‒ парламент, который состоит
из короля, палаты лордов и палаты общин. Эти составные части парламента считаются независимыми друг от друга, так как они строятся на различных принципах, имеют отдельные резиденции и различные полномочия; однако для принятия законов необходимо, как правило, совпадение их мнений.
Нижняя палата ‒ палата общин, которая состоит из 630 депутатов (511 от Англии, 36 от Уэльса, 71 от Шотландии и 12 от Северной Ирландии). Срок полномочий палаты общин 5 лет.
По закону избранным в палату общин может быть каждый британский подданный, достигший 21 года, однако исключения из этого декларированного правила довольно широки. Не могут быть избранными в палату общин пэры, духовенство, некоторые категории пенсионеров, банкроты, лица, осуждённые за определённые виды преступлений, судьи, гражданские служащие, лица, отбывающие службу в вооруженных силах и полиции, душевнобольные.
Депутат парламента получает жалованье в размере 3250 ф. ст. в год. Избрание депутатов палаты общин проводится по униноминальной (1 депутат от каждого округа) мажоритарной системе относительного большинства: избранным считается тот кандидат, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности. Для выдвижения кандидата необходимо заявление об этом нескольких избирателей и внесение залога в 150 ф. ст. (залог не возвращается, если кандидат соберет менее общего количества голосов, поданных по данному избирательному округу).
Слайд 18Депутаты палаты общин
Все вновь избранные депутаты приносят присягу или делают торжественное
заявление. В случае невыполнения этого требования им не предоставляются депутатские полномочия, а их места считаются свободными.
Депутаты обладают иммунитетом и индемнитетом. Депутатский иммунитет действует в период сессий, а также в течение 40 дней до и после сессий. Особенность этого иммунитета состоит в том, что депутат не может быть арестован без разрешения палаты в связи с производством по гражданским делам, однако в отношении уголовного судопроизводства данная привилегия не распространяется.
Действует принцип несовместимости депутатского мандата с пребыванием на некоторых государственных должностях (профессиональные судьи, дипломатические работники, военнослужащие и ряд других).
Палата общий работает сессионно. Каждая сессия длится 160-175 дней.
Слайд 21Парламент Великобритании. Палата лордов
Британский парламент представляет собой уникальное явление в современном
мире, сочетая одновременно и черты современного парламентаризма, и традиционные качества сословно-представительного органа при монархе.
Верхняя палата парламента ‒ палата лордов ‒ архаическое учреждение, состоит из светских и духовных пэров (около 700 чел.). Пэры - члены высшего дворянства, пользующиеся особыми политическими привилегиями.
Светские пэры подразделяются на 2 группы: наследственные пэры и (с 1999 г.) пэрессы Англии, Шотландии, Великобритании и Соединённого Королевства, которые не отказались от своего титула, согласно Акту о пэрстве 1963 г.; пожизненные пэры и пэрессы, назначенные короной, согласно Акту о пожизненном пэрстве 1958 г.
В категорию духовных пэров входят архиепископы Кентерберийский и Йоркский, епископы Лондона, Дарема и Уинчестера, а также 21 епископ англиканской церкви, занимающие места в палате лордов по старшинству.
Слайд 24Основные партии Великобритании
Консервативная партия Великобритании, неофициальное историческое название «тори» - правоцентристская политическая
партия в Великобритании, объединяющая сторонников консерватизма и британского юнионизма, поддерживает политику свободного рынка; выступает против европейской интеграции. Является крупнейшей партией в Палате общин с 317 местами, формирует правительство во главе с Терезой Мэй, лидером Консервативной партии, премьер-министром.
Слайд 25Лейбористская партия Великобритании (Партия труда) - одна из ведущих британских политических
партий, с 11 мая 2010 года находящаяся в оппозиции. Деятельность её тесно связана с британским профсоюзным движением (многие профсоюзы Соединённого Королевства - коллективные члены Лейбористской партии).
Традиционно левая партия сейчас скорее ближе к центру; в настоящее время поддерживает свободный рынок отойдя от старой социалистической платформы; поддерживает европейскую интеграцию.
В палате общин Лейбористской партии принадлежит 257 мест.
Основные партии Великобритании
Слайд 26Основные партии Великобритании
Либеральные демократы - третья по популярности партия Великобритании. Создана
в 1988 году путем слияния Либеральной партии и Социал-демократической партии (которая откололась от Лейбористской). Традиционно центристская партия сейчас сместилась влево. В парламенте представлена 57 депутатами.
Партия считается наследницей партии вигов, само название «Либеральная партия» было принято в 1859 году, когда она фактически представляла собой коалицию вигов в Палате лордов и радикалов в Палате общин.
Слайд 27Правовая система Великобритании
Великобритания - представитель так называемой англосаксонской правовой системы ,
где ведущую роль играет не закон (кодекс), а судебный прецендент - конкретное решение суда по конкретному делу, которое служит образцом для всех последующих аналогичных дел. В системе прецендентного права Великобритании несколько столетий сосуществовали общее право и право справедливости.
Общее право было создано разъездными королевскими судами. Данные суды, имея полномочия от короля, разъезжали по стране и решали самые различные дела. Первоначально дела рассматривались ими по собственному усмотрению, но затем, накапливая опыт и обмениваясь им, судьи выработали общие подходы, общие принципы, которыми должны руководствоваться все судьи при рассмотрении дел (то есть были установлены единые образцы для рассмотрения дел. Однако разъездные суды, создавшие и применяющие общее право, были не единственной судебной инстанцией в стране.
Помимо судей судебные полномочия принадлежали и монарху , который осуществлял их через суд лорда-канцлера . Монарх и суд лорда канцлера создали параллельную общему праву правовую систему. Король и лорд-канцлер решали дела по своему личному усмотрению, исходя из принципов гуманности и справедливости. Поэтому созданная ими вторая судебная система, служившая противовесом общему праву, получила название право справедливости .
В результате судебной реформы 1873 года обе правовые системы - общего права и права справедливости - были объединены в единую правовую систему, где превалирует общее право, а король и лорд-канцлер не создают отдельной системы, а иногда выступают в качестве апелляционной инстанции.
Слайд 28Судебная система Великобритании
В Великобритании нет единой судебной системы. Существуют три автономные
судебные системы:
Общая для Англии и Уэльса;
Отдельная для Шотландии;
Отдельная для Северной Ирландии.
Верховный суд (основан в 2009 г.) является высшим судебным органом для рассмотрения всех апелляционных жалоб на решения судов Англии, Уэльса и Северной Ирландии, и апелляционных жалоб только по гражданским делам из судов Шотландии. По уголовным делам в Шотландии последней инстанцией является Высший уголовный суд.
Слайд 29Низшие суды
Низшая судебная инстанция по гражданским делам - это помощники судей
в графствах (рассматривают малозначительные дела с ценой иска менее 11 ф. ст.).
Более крупные гражданские дела (с ценой иска до 1 тыс. ф. ст.) рассматривают суды графств. В настоящее время 90% всех гражданских исков рассматривается в судах графств. Их юрисдикция конкурирует с Высоким судом, ограничиваясь ценой иска.
Магистратские суды. Как и суды графств, они являются местными судами. В Англии и Уэльсе около 1000 магистратских судов, которые обслуживаются 25 тысячами мировых судей, не являющимися юристами и не получающими платы. Им оплачиваются только проездные и командировочные расходы. В среднем такой магистрат отдает работе один день в течение двух недель. Магистратский суд ограничен мерой наказания по уголовным делам. Он может приговорить к лишению свободы на срок до 6 месяцев (при совокупности преступлений – к 12 месяцам) и (или) к штрафу до £5000.
Магистратские суды наделены ограниченной гражданской юрисдикцией по делам об опеке, усыновлении, взыскании алиментов и административным функциям по выдаче и аннулированию различных лицензий. Основная их загрузка – это рассмотрение уголовных дел в суммарном порядке, т.е. без присяжных. В среднем ими рассматриваются около 2 млн. дел в год, что составляет 95% всех уголовных дел. При этом более половины этого количества относится к транспортным нарушениям . Магистратские суды выступают также в качестве специализированных судов по делам несовершеннолетних.
Слайд 30Высшие суды
К категории высших (высоких) судов, которые вправе создавать судебные прецеденты,
относятся Суд короны и Высокий суд.
Высокий суд имеет гражданско-правовую направленность, Суд Короны - уголовно-правовую.
Апелляционный суд рассматривает жалобы на их решения.
Слайд 32Судебная система Северной Ирландии
Слайд 34Суд короны
Суд Короны имеет уголовно-правовую направленность. Суд Короны создан сравнительно недавно
(в 1971 г.) взамен судов присяжных. Если ранее, до 1971 г. сложные уголовные дела рассматривались судами присяжных (судами ассизов), разбросанными по всей стране, то теперь суды присяжных "собраны" при одном высшем судебном органе - Суде Короны.
Те уголовные дела, которые не подсудны общественным магистратам (гражданам, не являющимся профессиональными судьями) и мировым судьям (в городах), рассматриваются Судом короны.
Суд короны состоит из 10-12 присяжных заседателей. Присяжные заседатели избираются наугад, им может быть любой гражданин Великобритании в возрасте от 18 до 70 лет. Присяжные заседатели избираются каждые 2 недели.
Являясь высшим уголовным судом первой инстанции, он, в то же время, играет роль «средней» апелляционной инстанции для магистратских судов. При этом он рассматривает апелляции не только на приговоры и приказы по уголовным делам, но и на решения и приказы, издаваемые магистратами в порядке их ограниченной гражданской юрисдикции (приказы об усыновлении, выдаче лицензий и пр.) Таким образом, Суд короны осуществляет от имени высших судов надзор над судами мировой юстиции.
Участие присяжных в деле предусматривается лишь на уровне Суда короны, в других английских уголовных судах присяжных нет. Суд короны рассматривает по первой инстанции и обязательно с участием присяжных дела о преступлениях, преследуемых по обвинительному акту (т.е. о наиболее серьезных преступлениях). В компетенцию Суда короны также входит рассмотрение апелляции на приговоры и решения магистратских судов. Последние рассматривают наибольшее количество уголовных дел.
Слайд 35Высокий суд
Высокий суд имеет гражданско-правовую направленность.
Высокий суд состоит из трех отделений:
королевской скамьи, канцлерского и отделения по семейным делам.
Отделение королевской скамьи рассматривает сложные гражданские дела, в том числе связанные с морскими перевозками (их решает входящий в состав отделения Суд Адмиралтейства) и торговлей (подсудны Коммерческому суду в составе отделения).
Канцлерское отделение решает дела, касающиеся интеллектуальной собственности (патентного и авторского права), а также о доверительном управлении и банкротстве. Помимо этого отделения решает дела, не урегулированные правом (то есть те, аналогов которых еще не было, - заполняет пробелы в праве).
Семейное отделение рассматривает сложные семейные споры.
Слайд 36Суды Шотландии и Северной Ирландии
Судебная система Северной Ирландии копирует судебную систему
Англии и Уэльса.
Уникальную, не похожую на английскую и североирландскую, судебную систему имеет Шотландия. В иерархию шотландских судов входят:
Районные суды, которые рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела в составе либо профессиональных судей, либо 2 и более мировых судей;
Шерифские суды - рассматривают основную массу гражданских дел и уголовные дела средней тяжести;
Сессионный суд в Эдинбурге - высшая судебная инстанция для рассмотрения гражданских дел;
Высокий суд юстициариев - высшая судебная инстанция для рассмотрения уголовных дел (ее решения окончательны).
Слайд 37Специальные суды
Суд коронёра – назначается местными органами власти из барристеров, солиситоров
и врачей с 5 – летним стажем для расследования несчастных случаев, приведших к смерти, «загадочных » смертей, причина которых неизвестна или когда есть подозрение на убийство и детоубийство, а также удостоверение причин самоубийства и смерти в тюрьме. Коронёры расследуют все эти случаи, если они произошли в его районе.
Военные суды во главе с Апелляционным военным судом.
Суды флотов.
Церковные суды.
Суд по делам о запрещенной торговой практике и многочисленные административные трибуналы.
Земельный суд.
Транспортный суд.
Суд по квартирной плате.
Слайд 38Великобритания – страна без конституции
Великобритания - страна без конституции. Порядок выборов,
формирования правительства, а также прав и обязанностей граждан определяется многочисленными законами и указами.
Неписаная конституция Великобритании складывалась на протяжении ряда столетий и состоит из парламентских законов (так называемое статутарное право), судебных прецедентов и конституционных соглашений или обычаев. Статутарную основу конституции Великобритании составляют несколько важнейших актов: Великая хартия вольностей 1215, Петиция о праве 1628, Хабеас корпус акт 1679, «Билль о правах» 1689, Вестминстерский статут 1931, Акт о народном представительстве 1948, Акт о реформе палаты лордов 1968, Акт о народном представительстве 1969 и др.