Слайд 1Функции органов государственной власти и органов местного самоуправления
Цели, функции, формы
и методы государственного управления.
Полномочия местного самоуправления.
Слайд 2
Цель государственного управления – отражение общественных потребностей и интересов. Иерархия целей
государственного управления строится на принципе приоритета потребностей и интересов развития общества.
Слайд 31. Классификация целей по функциям:
общественно-политические – вовлечение в управление всех
политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;
организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решению его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований;
производственно-обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния, создание и поддержание производственной активности управляемых объектов;
социально-экономические – упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;
духовные – восстановление духовных и культурных ценностей;
информационно-разъяснительные – отработка знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей, и обеспечение необходимой информацией.
Слайд 4
2. Связанные с качеством общества, его сохранением и преобразованием – стратегические
цели. Делятся на: оперативные – фиксируют крупные блоки действий; тактические – определяют каждодневные, конкретные действия.
3. По объему: общие и частные.
4. По результатам: конечные и промежуточные.
5. По времени: отдаленные, близкие и непосредственные.
Слайд 5Задачи управления
1. Государственное регулирование процессов, происходящих в области социальной, экономической и
культурной жизни, и государственная поддержка некоторых предприятий и организаций.
2. Обеспечение эффективного функционирования рыночного механизма, создание и обеспечение эффективной работы механизма налогообложения.
3. Создание, поддержание и обеспечение благосостояния граждан, их прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей и интересов; обеспечение общественного порядка и безопасности.
4. Создание кадрового потенциала управления (государственной службы).
5. Укрепление престижа страны и поддержание соответствующего статуса на международной арене.
Слайд 6Принципы управления
1. Принцип объективности государственного управления обусловливает необходимость во всех управленческих
процессах следовать требованиям объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-исторических) и реальным возможностям.
2. Принцип демократизма понимается как народовластие в государственном управлении. Предполагает приоритет прав, свобод, интересов граждан во всех сферах государственного управления.
3. Принцип правовой упорядоченности государственного управления – необходимость законодательного определения и закрепления основных элементов государственного управления (целей, функций, структур, процесса, принципов).
4. Принцип законности государственного управления – установление в государственном управлении режима повсеместного и полного исполнения правовых актов, вся деятельность органов государственной власти подзаконна.
5. Принцип разделения власти в государственном управлении подразумевает разделение на исполнительную, законодательную и судебную ветви.
Слайд 7Функции управления
Функция управления – это конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего
и пр.) воздействия государственного управления на объект управления.
Функции управления имеют конкретное содержание и осуществляются при помощи конкретных способов и форм управления (например, принудительные механизмы, издание правовых актов управления, подчиняющее воздействие).
Слайд 81. Информационное обеспечение деятельности
- получение, обработка, анализ информации, необходимой для
осуществления государственной (управленческой) деятельности.
Под информацией в данном случае понимается совокупность сведений о системе управления, происходящих в ней изменениях, формах соприкосновения управленческой системы с внешним миром, внутриорганизационных и внешних управленческих связях.
Точность информации, логичность и оперативность информационных процессов – это важные условия оптимального информационного обеспечения системы управления, в прямую зависимость от которых попадают дальнейшие действия органов власти и выполнение ими основных функций.
Слайд 112. Прогнозирование и моделирование
Прогнозирование – предвидение изменений в развитии
и результатах каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности, в государственных органах на основе полученных данных, профессионального опыта и практики, достижений научно-теоретического анализа. Прогнозирование – это необходимый инструмент в деле принятия важнейших управленческих решений.
Моделирование – это создание системы управления, предназначенной для спланированного управления, решения задач и достижения поставленных целей.
Слайд 133. Планирование
– это определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных
показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления и, в частности, реализации государственных функций (экономических, социально-культурных), конечной целью которых является обеспечение надлежащего функционирования органов государственного управления.
Слайд 154. Распорядительство
- оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий
государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т.д.).
Распорядительство в узком смысле – это дача текущих указаний руководящими государственными служащими (должностными лицами).
Слайд 175. Руководство
– это установление правил и нормативов деятельности и отдельных
действий государственных органов (государственных служащих, должностных лиц), управляемых объектов.
Слайд 196. Координация
– это согласование деятельности различных государственных органов для достижения
общих целей и задач государственного управления.
Функция координации часто используется вместе с функцией контроля и надзора.
Использование координационных механизмов создает условия для успешного достижения целей и решения задач государственного управления всеми участниками управленческих отношений, вовлеченными в общий управленческий процесс.
Функции координации в той или иной мере свойственны каждому органу государственного управления, ведь руководители этих органов и их структурных подразделений постоянно осуществляют согласование внутренней и внешней деятельности подчиненных им субъектов.
Слайд 217. Контроль
– это установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы
государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления; установление соотношения намечаемого и сделанного в системе государственного управления.
Контроль – это наблюдение за качеством управленческой деятельности, выявление ошибок в управлении и степени соответствия управленческих действий и административных актов принципам законности и целесообразности.
В определенных сферах государственной деятельности органы государственной власти постоянно усиливают контроль за совершением тех или иных действий.
Контроль должен быть последовательным, разумным, обоснованным, гласным, объективным, законным и оперативным.
Одним из видов контроля является надзор, осуществляемый, как правило, только для выяснения соответствия законности проводимых мероприятий (действий, решений).
Слайд 238. Регулирование
– использование методов и способов управления в процессе организации
системы государственного управления и ее функционирования.
Регулирование – это установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права с целью обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан.
Можно отметить, что в настоящее время с учетом постоянных реформ в государственном устройстве страны функция государственного регулирования становится преобладающей и первостепенной.
Под государственным регулированием понимается закрепление в законодательных и иных нормативных правовых актах общих требований к государственной управленческой деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти.
Слайд 25Специфические функции государственного управления
1. Осуществление государственного принуждения в сфере поддержания
правопорядка и общественного порядка: обеспечение достаточной обороноспособности страны; установление и поддержание пограничного режима, охрана государственной границы; поддержание общественного порядка и общественной безопасности; защита жизни, здоровья граждан и собственности от преступных и иных неправомерных посягательств.
2. Государственное регулирование по ограничению нецелесообразного вмешательства государства в экономическую и социально-культурную сферу: повышение народного благосостояния, социальная защита населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума; обеспечение рационального, полного и комплексного использования природных ресурсов; охрана природной среды и т.д.
Слайд 26Специальные функции государственного управления
• разработку и введение нормативов численности, материальных,
финансовых и трудовых затрат государственных органов;
• обоснование финансовых и иных материальных затрат на содержание персонала государственного органа;
• выработку критериев оценки эффективности деятельности государственных служащих;
• проведение исследований в различных государственных органах;
• разработку нормативных правовых актов, устанавливающих государственно-служебные отношения либо другие правоотношения в специальных государственных органах.
Слайд 27
Метод государственного управления – осознанный способ воздействия управляющего субъекта на объект
легитимными средствами, то есть это определенный, сложившийся в практике набор взаимосвязанных управленческих действий для достижения поставленных целей.
Слайд 28Административно-правовые методы
– это способы государственного управления, которые опираются на иерархическую
структуру управляющего государственного субъекта и совершаемые в пределах и в соответствии с процедурой, установленной Конституцией, законами и иными правовыми актами, действующими на территории страны.
Субъект – носитель административной власти.
Суть их – воздействие на управляемых по типу «приказ – исполнение».
Отношение прямого подчинения управляемого управляющему обеспечивается системой законодательства, реализацией властных полномочий «по вертикали», применением запретительных санкций, вплоть до правового принуждения.
Среди правовых методов можно выделить законодательствование, государственно-административное управление, правосудие, контроль. Инструментарий (административно-правовые: закон, подзаконные акты, директива, приказ, распоряжение, регламент, инструкция и другие элементы властеотношений). Примеры: уплата налогов работающими гражданами РФ в бюджеты разных уровней РФ; постановление органа исполнительной власти субъекта РФ; обмен паспорта гражданина РФ в 20 и 45 лет.
Слайд 29Организационные методы
– основаны на правовых нормах и специфической власти организации
как системы.
Это управление при помощи создания организацией или совершенствования существующих для решения определенных задач.
Организационные методы затрагивают все этапы управления.
Организационные мероприятия проводятся путем косвенного и прямого воздействия на управляющих и на управляемых.
Типичные организационные действия: перераспределение полномочий, обязанностей и ответственности; разработка инструкций, регламентов; кадровые перемещения.
Слайд 30Политические методы управления
– способы прямого или косвенного воздействия на поведение
и деятельность управляемых при помощи политических средств.
В первую очередь речь идет о государственной политике, разрабатываемой и проводимой властью.
Политические инструменты: комплекс демократических форм, норм и процедур политических действий и отношений; технологии парламентаризма – это, например, парламентские дебаты, деятельность оппозиции, лоббирование групп и интересов в парламенте, практика депутатских запросов правительству, парламентские слушания; также референдумы, переговорные процессы, дискуссии.
Слайд 31Экономические методы
– это формы и средства воздействия на социально-экономические условия
жизни людей, коллективов, социальных общностей, организаций; это также способы создания государством определенных условий, в которых управляемому объекту выгодно поступать так, как того хочет государство.
Такие методы базируются на наличии у граждан, организаций и государства материальных интересов, которые обусловливают их действия, а степень экономической активности детерминируется развитостью и объемами материальных стимулов.
Главные инструменты: распределение и перераспределение материально-финансовых ресурсов государственными органами, регулирование финансовых потоков в стране, разработка и реализация бюджетов; применительно к человеку – это механизмы материального стимулирования труда и предпринимательства. Примеры. налоговое стимулирование, «налоговые каникулы» для конкретных лиц, выплата повышенных и именных стипендий.
Слайд 32Социальные методы
– используются в целях мотивации активности управляемых путем изменения
социальной среды обитания и удовлетворения жизненных потребностей и интересов.
Инструменты: разработка и осуществление общегосударственных социальных стандартов социальных благ и услуг; законодательное закрепление и реализация прожиточного минимума населения; регулирование системы оплаты труда, пенсионного обеспечения; социальная помощь и т.д
Слайд 33Неправовые методы
. Среди них выделяют две подгруппы: организационно-технические, которые совершаются в
соответствии с правовыми нормами, но их процедура детально правом не регулируется, и противоправные, которые совершаются в нарушение действующего законодательства.
Примеры. Организационно-технические неправовые методы используются в деятельности в экстремальных условиях подразделений Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Каждая чрезвычайная ситуация уникальна, и ни один правовой акт не может предусмотреть всех возможных и необходимых вариантов действий или бездействия, их обоснованность и адекватность сложившейся обстановке.
Противоправные методы – применение насильственных мер по разгону санкционированного митинга; нецелевое использование государственным служащим средств федерального или регионального бюджета.
Слайд 34Информационно-идеологические методы
– это целенаправленное моральное и нравственное воздействие государства на
сознание людей, пропаганда и агитация со стороны государства.
Другое применяемое название этой группы методов – социально-психологические.
Примеры – предупреждение Министерства здравоохранения и социального развития РФ о вреде курения, обязательное для каждой пачки сигарет. Социальная реклама, ставшая частью жизни российского общества и направленная на формирование гражданского сознания и законопослушности: «Заплати налоги и спи спокойно».
Слайд 35Местное самоуправление
Конституцией РФ населению предоставлено право на местное самоуправление, самостоятельное решение
вопросов местного значения.
Государственная власть и местное самоуправление — две формы народовластия.
Слайд 36Полномочия местного самоуправления
1. Принятие и изменение федеральных законов об общих принципах
самоуправления, законов субъектов РФ о местном самоуправлении и контроль за их соблюдением.
2. Обеспечение соответствия законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и федеральному законодательству.
3. Регулирование порядка передачи объектов федеральной собственности, собственности субъектов РФ в муниципальную собственность.
4. Наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями Российской Федерации и субъектов РФ и передача им материальных и финансовых средств для осуществления этих полномочий.
5. Установление и обеспечение государственных минимальных социальных стандартов.
6. Регулирование отношений между федеральным и местными бюджетами; отношений между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами; обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
7. Принятие федеральных и региональных программ развития местного самоуправления. .
Слайд 37
8. Компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений органов
государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.
9. Права граждан на местное самоуправление, в том числе судебная защита.
10. Обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления, избирательных прав граждан при выборе органов и должностных лиц местного самоуправления.
11. Установление ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов. Принятие законов субъектов РФ об административных правонарушениях, связанных с осуществлением, местного самоуправления.
12. Регулирование особенностей местного самоуправления на приграничных территориях, в закрытых административно-территориальных образованиях. Установление порядка образования, преобразования, упразднения муниципальных образований, изменения их границ и наименований; регулирование особенностей местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций.
13. Установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.
14. Регулирование основ муниципальной службы. Законодательство о муниципальной службе.
Слайд 38Местное самоуправление в США
В США в органах местного самоуправления занято более
55% всех работников государственного сектора. Оно строится по административно-территориальным единицам.
Территории штатов делятся на 3 тыс. графств.
Органом самоуправления в графстве является совет (комитет, управление), избираемый населением или формируемый из выборных чиновников органов самоуправления нижестоящего уровня.
В 20 штатах графства делятся на низовые административно-территориальные единицы — тауншипы (township) и приравненные к ним тауны (town), охватывающие в основном сельские территории, где население избирает муниципальные советы.
Видом административно-территориальных единиц являются также городские поселения со статусом муниципальных корпораций — сити (sity), вилидж (village); в них проживает 2/3 населения страны. Органом самоуправления здесь является выборный муниципальный совет.
Для выполнения ряда функций создаются специальные округа, часто не совпадающие с административно-территориальными единицами. Округ имеет свой выборный орган и бюджет.
Слайд 39Примерные темы докладов
Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения.
Управление муниципальной
собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.
Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.
Охрана общественного порядка.
Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством.