Слайд 1ЭФФЕКТ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБУСЛОВЛЕННСТИ РАЗВИТИЯ
Слайд 2Три вида институциональных рамок
На основе нашего анализа института внелегальной
экономики мы можем уточнить собственно определение института. На пер вом этапе мы определили институты в качестве рамок, структури рующих взаимодействие между людьми в различных сферах их деятельности. Теперь уточним, что речь идет как о формальных рамках (зафиксированных в конституции, писаном праве), так и о неформальных (зафиксированных в неписаном, или обычном праве — традициях, обычаях, табу)
Слайд 3Кроме того, существуют и такие рамки поведения, которые не фиксируются ни
в писаном, ни в неписаном праве. Индивиды выбирают их спонтанным обра зом и добровольно следуют их предписаниям. В последнем случае речь идет об институтах как совместных стратегиях, принима ющих форму соглашений и «фокальных точек». Например, при желании найти друг друга в условиях невозможности достигнуть предварительной договоренности о месте и времени встречи два индивида должны положиться на интуицию и выбрать такое место и такое время, где и когда вероятность встретиться максимальна
Слайд 4Институт •-— совокупность формальных, фиксируемых в праве, и неформальных, фиксируемых в
обычном праве, рамок, структурирующих взаимодействия индивидов в эко номической, политической и социальной сферах.
Слайд 5При таких условиях совершение сделки в неформальных рамках приближает ее к
идеальному миру с нулевыми трансакционными издержками. Известно достаточно много случаев близкого при ближения к этому идеалу — сообщества биржевых торговцев и торговцев алмазами, восточные базары, региональная и локальная торговля в африканских странах , средневековые европейские рынки и ярмарки. Так, согласно К. Поланьи, средневековый рынок в Европе — пример экономической системы, организованной на основе интенсивных социальных связей и отношений, в частности, норм взаимности (reciprocity) и доверия.
Интеграция сделок в семейно-родственные структуры
Слайд 6Однако состояние нирваны, вызванное близкими к нулю трансакционными издерж ками, исчезает,
как только сделки выходят за рамки социальной группы или круга лично знакомых людей, ведь сфера действия социальных механизмов ограничена либо территориально, либо кругом лиц. Здесь начинает действовать обратная логика: все, что не позволено среди «своих» (сокрытие информации в ходе перего воров, введение в заблуждение по поводу качества товара или услуги, оппортунизм после заключения сделки и т.д.), разрешено входе сделок с «чужими».
В сущности, правила такой игры заклю чаются в увеличении трансакционных издержек, которые несет другой участник обмена.
Слайд 7Если торговля уже перерастает локальный масштаб и неформальные рамки уже не
способны обес печить ее дальнейшее развитие
Во-первых, возможен вариант включения наиболее выгодных партнеров в рамки семейно-родственных и социальных структур, уже подмеченный на примере мафии.
В недостаточно развитой институциональной среде выгоды от вертикальной интеграции (например, в структуру семьи) очень велики.
Слайд 8Эволюционный вариант развития институтов
Второй вариант заключается в легализации неформальных рамок,
т. е. придании лежащим в их основе нормам силы закона и превращении этих рамок в формальные. Такой сценарий принято называть эволюционным, или генетическим.
Он предполагает, что новые формальные институты возникают не на пустом месте, а в процессе трансформации существующих неформальных. Развитие формальных институтов воспроизводит уже сложившиеся на уровне неформальных рамок тенденции.
Слайд 9В качестве примера эволюционного варианта институционального развития рассмот рим институт торгового
арбитража, зародившийся еще в недрах средневековых ярмарок.Неформальные рамки Легализация Формальные рамки . Потребность в арбитраже заключена уже в том факте, что, за исключением бартерных сделок, практически все экономические сделки открывают возможность для обмана11 . Поначалу стороны сделки приглашали в качестве арбитров другого торговца, извест ного обеим сторонам своей справедливостью и непредвзятостью. И никаких проблем не возникало: репутация арбитра гарантиро вала его непредвзятость и справедливость по отношению к своим коллегам.
Слайд 10Трудности начались с развитием торговли между различными ярмарками, породившей конфликты между
представителями разных торговых сообществ, ведь репутация создает обязательства лишь по отношению к постоянным коллегам и партнерам. Логично предположить, что решение арбитра будет более благосклонным к «своему» торговцу, участвующему в конфликте, чем к «чужому». Поэтому оптимальное решение заключалось в фикси ровании в писаном праве правил, распространявших справедли вые процедуры разрешения конфликтов среди «своих» и на отношения с «чужими»
Слайд 11Торговцы Западной Европы разработали еще до формирования национальных государств собственный частный
легальный кодекс (Law Merchant), обеспечивающий потребности развития торговли.
Без такого кодекса торговля с чужаками была бы значительно более затруднительной, если точнее, даже невозможной. В дальнейшем государство признало кодекс, что позволило еще более усилить его значимость при заключении сделок: контроль над выполнением кодекса был возложен на государственный правоохранительный аппарат.
Слайд 12Зависимость от предшествующей траектории развития
Ключевой момент в определении эволюционного варианта
заключается в воспроизводстве в писаном праве тенден ций, сложившихся на уровне обычаев и традиций, и нет никаких гарантий того, что сложившиеся вчера традиции придутся к месту при совершении сделок сегодня. Здесь уместно вспомнить опре деление институтов, данное еще Вебленом: институты — «это привычный образ мышления людей, который имеет тенденцию продлевать свое существование неопределенно долго» и .
Отмеченный инерционный характер эволюции получил название зави симости от предшествующей траектории развития, или эффекта исторической обусловленности развития (path-dependency). О такой зависимости говорят в том случае, если «вчерашние институци ональные рамки остаются значимыми и ограничивают варианты выбора сегодня и в будущем» . Выражаясь кратко, «история зна чима»
Слайд 13Как отмечает Э. де Сото, «перуанское общество страдает от последствий правовой
системы, основанной на пере распределительных сделках... Наше настоящее есть результат длительной меркантилистской традиции, пришедшей из Испа нии» Не менее показателен и пример различных моделей институционального развития юга и севера Италии.
В северных регионахбыли лега лизованы традиции гражданского участия в управлении государст вом, нормы взаимности, солидарности и доверия, что позволило распространить их действие за рамки семейно-родственных связей и локального опыта коммунальных республик. На юге же происхо дила легализация совсем иного рода. Вплоть до 70-х годов госу дарство фактически признавало мафию и даже использовало ее для решения разнообразных задач — от обеспечения стабильности в регионе и политической мобилизации населения до сбора нало гов. При этом государство признавало правила игры мафии и, следовательно, соглашалось с возведением в ранг закона разделения всех людей на «своих» и «чужих», отказываясь от построения общенационального рынка.
Слайд 14Простой легализации неформальной нормы недостаточно, чтобы она эффективно заработала вне рамок
персо нифицированных отношений — в масштабах всего общества. Например, норма «свой своему поневоле друг», даже будучи закрепленной законодательно, не может лежать в основе деперсо- нифицированного взаимодействия между людьми. Неформальная норма должна избавиться от своей дуальной природы, предполага ющей наличие двух стандартов поведения, в зависимости от того, принадлежит ли контрагент к «своим» или к «чужим». К слову, именно с разделением контрагентов на «своих» и «чужих» связано господство таких норм, как «простой утилитаризм и оппорту низм». Ведь связь между получаемой полезностью и собственной продуктивной деятельностью индивида отсутствует лишь при существовании другого, на которого и можно переложить издержки и затраты.
Слайд 15Объяснение инерционности институционального развития на основе теории идеологии
Под идеологией понимается способ
восприятия ежедневно возникающих проблем, который позволяет минимизировать количество информации, требуемой для их решения (позитивное определение), и суждение о справед ливости или легитимности институциональных рамок, в которых действует индивид (нормативное определение).
С помощью идеологии индивид определяет круг факторов, учитываемых при принятии решения, когда его поведение не полностью рационально.
Слайд 16Первое опреде ление связано с интерпретативной функцией идеологии, заключа ющейся в
интерпретации внешней среды и поведения участников взаимодействия. Второе определение связывает с идеологией нормативное суждение о том, на основе каких базовых ценностей и норм должно строиться взаимодействие.
«Индивиды изменяют свои идеологические воззрения, когда их практический опыт не поддается интерпретации на основе прежней идеологии»
«Длительные периоды медленных, частичных изменений [в идеологии] сменяются относительно короткими периодами радикальных изменений, в течение которых происходит смена механизма интерпретации»
Слайд 17идеологии бывают двух типов — ориентированные на инверсию и на медиацию
нового опыта .
В рамках идеологий пер вого типа противоречие нового опыта сложившимся механизмам интерпретации принимает форму отказа либо от восприятия нового опыта, либо от его интерпретации, от идеологии вообще. Наоборот, идеологии второго типа оказываются способными интегрировать новый опыт через синтез нового опыта и прежнего мировоззрения, через постоянную коррекцию идеологии.
Слайд 18Теория общественного выбора и объяснение затруднительности институциональных инноваций
Следующей причиной, по
которой преобразование неформальных норм в эффективно действующие формальные рамки становится затруднительным, является обладание нормами — характеристиками чистого общественного блага. Видоизменяя обычное определение общественного блага30 , можно сказать, что нормы (и институты в более широком смысле) — это такое благо, которое используется для организации взаимодействия совместно всеми экономическими агентами, вне зависимости от того, прини мают ли они участие в процессе корректировки норм и их
интерпретации с точки зрения нового опыта. Следовательно, для норм характерны три свойства, причем все они связаны с ролью, которую нормы играют в обеспечении координации деятельности.
Слайд 19Свойство неизбирательности в потреблении: использование определенной нормы одним человеком не уменьшает
ее доступ ности для остальных. Наоборот, чем доступнее норма, тем легче скоординировать на ее основе деятельность в различных сферах. • Свойство неисключаемости в потреблении: ни одному чело веку не может быть запрещено использование нормы, даже если он не участвует (или не участвовал) в ее создании или корректи ровке. Норму вообще нельзя потребить индивидуально, ее потреб ление носит всегда совместный характер. Как мы убедились на примере игр, касающихся выбора места встречи и места выпаса стада пастухом, использование индивидами разных норм делает взаимодействие неэффективным. • Свойство неисчерпаемости в потреблении: использование нормы одним индивидом не уменьшает полезного эффекта от использования этой же нормы другим индивидом. Наоборот, чем шире распространена норма, тем больше полезный эффект от ее применения, ведь выбор общепринятой нормы снижает неопре деленность во взаимодействиях. Например, чем больше людей выполняют требования Правил дорожного движения, тем более предсказуема и безопасна ситуация на дорогах.
Слайд 20Теория игр: распространенность нормы как препятствие ее изменению
Теория игр обращает внимание
на такое препятствие моди фикации неформальных норм в ходе их легализации, как распро страненность неформальных норм в обществе, т. е. численность индивидов, использующих эти нормы для организации "своих повседневных взаимодействий.
Речь идет о применении понятия эволюционно-стабильной стратегии к анализу институциональных изменений. Ведь если неформальная норма «ты — мне, я — тебе» господствует в обществе, то сама по себе попытка закрепить в законе комплекс более универсальных норм, регулирующих заключение типового договора, совершенно не обязательно приведет к поголовному использованию при заключении сделок новых формальных норм, даже если они потенциально эффективнее старых неформальны.