Деятельность граждан в системе МСУ. Представительный орган поселения. (Тема 5.2) презентация

Содержание

Прямые формы волеизъявления граждан Референдум, выборы и другие формы Конституция РФ (ст. 130), Федеральный закон № 131-ФЗ (ст. 3) Значит конституционное право граждан на МСУ реализуется

Слайд 1Тема 5.2 Деятельность граждан в системе МСУ. Представительный орган поселения

1.Формы непосредственной демократии.


2. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
3. Представительный орган поселения.
4. Статус депутата местного самоуправления.


Слайд 2Прямые формы волеизъявления граждан

Референдум, выборы и другие формы
Конституция РФ

(ст. 130),
Федеральный закон № 131-ФЗ (ст. 3)

Значит конституционное право граждан на МСУ реализуется через эти формы.

Слайд 3Глава 5 ФЗ № 131 наз-ся:
ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

(1 форма)
И УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (2 форма).
Это правовые гарантии государства на МСУ
Что общего и что различного между этими формами и процессами?


Слайд 4Общее (ст.33 ФЗ № 131):
Реализация на принципах законности и добровольности.
Органы гос.

власти и МСУ обязаны содействовать гражданам и в прямых формах волеизъявления, и в косвенных (в участии в осуществлении МСУ).

Слайд 5Разница
Прямые формы – проявление властного характера института МСУ (обязательность).
Непрямые формы участия

- проявление общественного характера института МСУ (добровольность, самоорганизация граждан, право, а не обязанность).


Слайд 6Критерии прямых (непосредственных) форм:
императивно властный характер решений, принятых непосредственно жителями;
эти формы

закрепляются нормами (законами, уставами МО), в них часто устанавливается определенный % участвующих (легитимность решений);
территория - всё муниципальное образование;
участники - граждане, обладающие избирательных правом (18 лет).




Слайд 7Как и что регулирует ФЗ
Только некоторые формы прямого и непрямого участия

(рассмотрим их).
Их перечень ОТКРЫТ (ст.33).
Это значит, что каждому МО предоставляется свобода выбрать и регламентировать «свою» систему взаимодействия органов МСУ с жителями, исходя из особенностей их социального состава, интересов, предпочтений и задач местного развития.

Слайд 8Формы прямого (непосредственного) осуществления населением МСУ
местный референдум (ст.22),
муниципальные выборы (ст.23),


сход граждан (ст.25),
отзыв выборного должностного лица местного самоуправления, избранного населением всего муниципального образования (ст.24),
голосование по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования (ст.24).

Слайд 9Местный референдум (ст.22)
форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного

значения, осуществляемого посредством голосования за или против предлагаемого решения или проекта нормативного акта.
Для него действуют все критерии для прямой формы волеизъявления (слайд 6).


Слайд 10На мест. реф. НЕЛЬЗЯ выносить вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении

срока полномочий органов МСУ, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы МСУ либо об отсрочке указанных выборов;
б) о персональном составе органов местного самоуправления;

Слайд 11На мест. реф. НЕЛЬЗЯ выносить вопросы:
в) об избрании депутатов и должностных

лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств МО;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.


Слайд 12Муниципальные выборы (ст.23)
Форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого путем голосования ЗА или

ПРОТИВ кандидата (списка кандидатов) в целях избрания депутатов, выборных должностных лиц МСУ, членов выборного органа МСУ.
Для них действуют все критерии (слайд 6).
Пред.органы поселений (П) формируются только на муниципальных выборах.

Слайд 13Выборы по ФЗ № 67

форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии

с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.


Слайд 14Избирательные системы
мажоритарная - одномандатные избирательные округа (в округе избирается один

депутат) или многомандатные избирательные округа (в округе избираются несколько депутатов),
пропорциональная - единый избирательный округ, когда избирают по спискам кандидатов,
смешанная – в одном МО и мажоритарная, и пропорциональная.
Новое: субъект РФ теперь обязан предлагать муниципалитетам много вариантов избирательных систем

Слайд 15Сход граждан – представительный орган малого поселения (ст.25)
форма решения всех вопросов

местного значения непосредственно гражданами в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек.
Это НЕ собрание граждан, как было раньше. Это особый орган, заменяющий представительный.

Слайд 16Отзыв–форма ответственности выборных лиц перед избирателями (ст.24)
форма прямого волеизъявления граждан по

досрочному прекращению полномочий выборного лица, осуществляемого посредством специально назначенного голосования.
Процедуры отзыва не отличаются от процедур местного референдума или выборов.
Минимальное число участников отзыва для признания решения состоявшимся устанавливается законами субъекта РФ.


Слайд 17Особенности голосования по отзыву (ст.24)
Инициатива принадлежит населению, основания отзыва и процедура

устанавливаются уставом МО.
Порядок голосования – законом субъекта РФ.
Федеральные особенности (ФЗ № 131):
наличие решений или действий (бездействия) лица, подтвержденных судом,
возможность дать избирателям объяснения.

Слайд 18Голосование по изм-ю границ МО, преобразованию МО (ст.12,13,24)
Это новый электоральный институт.
Цель

- получение согласия населения при изм-ии границ и преобразования МО. Получение согласия не влечет обязательности территориальных преобразований. Последнее «слово» - за субъектом РФ,
Процедура совпадает с местным референдумом.
НО: нет запрета на агитацию, итоги не имеют юридической силы.

Слайд 19Формы участия населения в осуществлении МСУ
собрания и конференции граждан (ст.29-30),
территориальное

общественное самоуправление (ТОС) (ст.27),
правотворческая инициатива граждан (ст.26),
публичные слушания (ст.28),
опрос граждан (ст.31),
обращения граждан в органы местного самоуправления (ст.32),
иные формы ОТКРЫТОСТЬ СПИСКА! (ст.33).
Нет регионального регулирования. Федеральное конкретизируется муниципальными правовыми актами

Слайд 20Собрания и конференции граждан (ст.29-30)
Это формы самоорганизации жителей:
в небольших поселениях;
на части

территории МО (одна из форм ТОС).
Цели:
Обсуждение вопросов местного значения.
Информирование населения о деятельности органов МСУ.
Осуществление ТОС.
Назначить может только орган МСУ.
Порядок – уставом МО или уставом ТОС

Слайд 21Территориальное общественное самоуправление (ТОС) (ст.27)
Это самоорганизация граждан по месту их жительства

на части территории поселения (подъезд, дом, мкр-н, сельский н.п.).
Цель - самостоятельное и под свою ответственность осуществление собственных инициатив граждан по вопросам местного значения. Две формы осуществления ТОС:
Непосредственно населением (собрания и конференции).
Создание и деятельность органов ТОС.
В любом случае населением принимается устав ТОС.



Слайд 22Взаимодействие ТОС с органами МСУ
Два вида регистрации ТОС:
«муниципальная» обязательна (органом МСУ),
государственная

необязательна, её прохождение д.б.предусмотрено уставом ТОС.
Возможность договорных отношений.
Возможность получения средств местного бюджета.


Слайд 23Правотворческая инициатива граждан (ст.26)
Форма участия населения посредством обращения в орган местного

самоуправления с предложением принять новый нормативный акт или внести изменения в действующий нормативный акт.
КТО может обратиться?
Инициативная группа (примерно 3% избирателей в МО).
Орган ТОС.
Порядок обращения определяют органы МО с учетом норм ФЗ № 131.

Слайд 24Публичные слушания- «парламентские» слушания
Обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного

значения с участием жителей.
Инициатива – от населения, от представительного органа, от главы МО.
Назначает слушания орган МСУ.

Слайд 25Обязательно обсуждаются-1
1) проект устава МО и изменений в него;
2) проект местного

бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития МО, правил землепользования и застройки, планировки территорий и межевания территорий;

Слайд 26Обязательно обсуждаются- 2
4) вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования

земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
5) вопросы о преобразовании муниципального образования.

Слайд 27Опрос граждан (ст.31)
Выявление мнения населения перед принятием решений органами МСУ или

гос.власти.
Результат опроса – лишь рекомендации для власти.
Порядок определяется уставом МО в соответствии с ФЗ №131 (много подробностей!).
Проводится на всей территории МО или части.
Инициатива – от органа МСУ или от органа госвласти.
Финансирование за счет средств местного или регионального бюджета (в зав-ти от субъекта инициативы).
Решение о проведении опроса принимает представительный орган МО.


Слайд 28Обращения граждан в органы МСУ (ст. 32)
Коллективные или индивидуальные в

формах:
Предложение – обращение, содержащее замечания, предложения по улучшению работы.
Заявление – обращение по поводу реализации права или законного интереса заявителя (заявителей).
Жалоба – сигнал о нарушении права или законного интереса и просьба пересмотреть вопрос.
Порядок – законы субъекта РФ и акты МО. За нарушения порядка – адм. отв-ть

Слайд 29Иные формы участия граждан в МСУ
право участвовать в заседаниях представительного органа

поселения,
земские и жилищные движения, ТСЖ,
родовые и национально-культурные общины,
казачье самоуправление,
союзы потребителей,
советы предпринимателей, …
Чем больше форм, тем лучше структурировано местное сообщество, а значит более полно реализуется МСУ.

Слайд 30Представительный орган МО или поселения
Это особый орган в системе МСУ, т.к.

потребность его формировать существует объективно (кроме самых малых поселений).
Главная функция – представлять интересы населения (местного сообщества).
Обязательный орган в структуре органов МСУ, имеет право формировать другие органы МСУ.
Имеет исключительную компетенцию (ст.35 ФЗ №131).

Слайд 31Формирование представительного органа
Во всех типах МО (П, ГО, МР) на

основе муниципальных выборов (прямые выборы жителями).
Для МР число депутатов от одного П меньше (равно) 2\5 от численности пред.органа МР

В МР возможен также 2-ой способ -делегирование представителей П, избранных жителями П. При этом норма представительства не зависит от численности населения П.


Слайд 32Численность пред.органа поселения (П)
0 (сход)
7 и более
10 и более
15 и

более
20 и более
25 и более
35 и более
15 и более в

менее 100 жителей
менее 1 000 жителей
от 1 000 до 10 000 жит.
от 10 000 до 30 000 ж.
от 30 000 до 100 000 ж.
от 100 000 до 500 000 ж.
более 500 000 ж.
МР (муниципальном районе)


Слайд 33Случаи досрочного прекращения полномочий представ. органа
Роспуск на основании закона субъекта

РФ, если судом установлены нарушения законодательства РФ (ст.73).
Самороспуск на основании собственного решения (ст.35).
Неправомочности состава депутатов на основании решения суда (ст. 35).
Преобразования муниципальных образований (ст.35).


Слайд 34Статус депутата представительного органа
Регулируется только федеральными законами (УК РФ, ФЗ №

131, др.).
Запрет на занятие гос. или муниц. должности, должности гос. или муниц. службы, а также быть депутатом иного уровня.
Работа на непостоянной основе, кроме 10% состава каждого органа.
Для депутатов на постоянной основе – запрет заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской и научной.

Слайд 35Новеллы: ФЗ № 199
Депутаты представительного органа МО не могут одновременно исполнять

полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления, замещать должности руководителей муниципальных органов ???, муниципальных учреждений и предприятий, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Слайд 36Новеллы ФЗ №199
Депутаты представительного органа муниципального образования, выборные должностные лица местного

самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата, выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Слайд 37Срок полномочий депутата
От 2 до 5 лет, но конкретно устанавливаются уставом

МО.
Возможности досрочного прекращения полномочий установлены нормами ФЗ № 131-ФЗ. Например, вступления в отношении его обвинительного приговора суда; выезда за пределы РФ на постоянное место жительства; отзыва избирателями; досрочного прекращения полномочий органа МСУ.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика