Слайд 1ДЕТИ-СИРОТЫ: ПРОБЛЕМА ВЫЖИВАНИЯ
Слайд 2 Несколько лет назад наша страна наряду с другими государствами приняла и
ратифицировала разработанную ООН Конвенцию о правах ребенка. Принятие этого документаознаменовало переход на качественно новый уровень отношения государства к проблеме детей и детства. Конвенция декларирует обязательность для государств-участников «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия»(ч. 1, ст. 3). Не забыты в ней и дети-сироты и приравненные к ним. Ст. 20 гласит: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком Окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством». Таким образом, подписание указанного документа возлагает на наше общество дополнительную ответственность по отношению к детям, лишенным родительского внимания.
Слайд 3 Надо прямо сказать, что нынешняя ситуация с детьми-сиротами складывается крайне неблагоприятно.
Чтобы оценить ее объективно, следует проанализировать истоки отечественного сиротства в исторической ретроспективе. Эволюция института сиротства в нашей стране хронологически связана с этапами становления государства, с характером социальных потрясений, которые переживал народ. В гражданскую войну массовое сиротство было вызвано разрухой и голодом. Армия сирот пополнялась за счет тех, кто лишился родителей по причине их смерти или случайной потери. Новая волна обездоленных детей появилась в Великую Отечественную войну: питомцами детских домов стали те, кто потерял родителей в экстремальных условиях эвакуации и оккупации. Эти дети —прямые сироты. В последние десятилетия приток сирот в специализированные учреждения вновь возрос, однако сегодняшние питомцы кардинально отличаются от своих предшественников и в основном лишь условно могут называться сиротами: их родители, как правило,72 живы и документально известны. Массовый характер этого явления породил новый термин: «сиротство при живых родителях».
Слайд 4 Определение в детские дома сегодня обусловлено прежде всего антиобщественным поведением родителей
(алкоголизм, тунеядство, наркомания) и необходимостью социальной изоляции несовершеннолетних путем их насильственного изъятия из неблагополучной семьи. Другую, также качественно новую, категорию воспитанников детских домов представляют так называемые «отказные дети», родители которых отказались от них в младенческом возрасте. И если в прошлом этот контингент исчислялся единицами, то ныне явление приобретает все более внушительные масштабы.
Слайд 5 Социальная ситуация в стране, а также предстоящие кардинальные изменения в экономике
(введение рыночных отношений, приватизация и т.п.) наряду с позитивными результатами активизируют разного рода негативные последствия, которые прежде всего ударят по положению социально уязвимых слоев. В частности резкое повышение цен наиболее чувствительно отразится на положении малообеспеченных семей, отбросив их за черту бедности. Дети в этих семьях будут лишены элементарных условий для нормального развития и воспитания и, возможно, будут передаваться родителями в сиротские учреждения на попечение государства.
Слайд 6 Справедливости ради следует сказать, что в последние годы и государственными, и
общественными организациями делается многое для улучшения положения сирот. Особенно мощный стимул внесло постановление ЦК КПСС «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1987 г.). Всесторонне определив правовую защиту сирот, постановление помогло укрепить материальную базу учреждений для детей, лишенных родительской заботы.
Слайд 7 Вместе с тем стало ясно, что более высокое качество жизни не
решает главной на сегодня трудности: социальной адаптации, безболезненного включения во взрослую жизнь. Следовательно, необходим тщательный анализ всего комплекса проблем, встающих перед выпускниками детских домов, чтобы заблаговременно учесть их при разработке программы подготовки детей к самостоятельной жизни. До сего дня такого анализа практически не ведет никто. Указанные причины определили основную проблему и предмет социологического исследования, осуществленного группой научных сотрудников Института социологии АН СССР. Опрос проведен в 1990 г. в Москве, выборка — 120 человек. Обследовались выпускники детских домов и интернатов Москвы с опытом самостоятельной жизни: через три года после выпуска. Выбор этой категории обусловлен необходимостью проследить процесс 73 социальной адаптации, выявить весь комплекс коллизий, встающих на пути их включения во взрослую жизнь.
Слайд 8 Мало отличается оценка значимости родственных чувств и у бывших питомцев сиротских
учреждений в Москве: те же 14% и как жизненная ценность — на седьмом месте. Отсюда можно сделать вывод, что сиротские учреждения, как до принятия постановления, так и после усовершенствования их работы, не формируют у своих воспитанников позитивный стереотип семьи. Назрела необходимость так изменить организационную структуру этих домов, чтобы их социализирующие функции неизмеримо возросли. В противном случае эти ребята и впредь будут активно пополнять статистику неудавшихся браков.
Слайд 9 Наряду с искаженным представлением о семье отмечаются и другие просчеты в
социальной адаптации сирот. Особенно отчетливо прослеживаются они при сопоставлении ответов выпускников с трехлетним стажем самостоятельной жизни. Выяснилось, что в период жизни в сиротских учреждениях дети содержатся как бы в «стерильной среде. Показателен в этом отношении характер трудностей, с которыми они сталкиваются. У питомцев детских домов эти трудности имеют довольно поверхностный характер: 16% заявили, что их нет вообще. В целом сложности возникают в учебе (42%), в необходимости соблюдать правила детского дома (33%), в поиске друзей (26%), неумении организовать свободное время(14%). На этом фоне совсем по-иному выглядят проблемы, встающие перед выпускниками трехлетней давности (Москва). На первом месте — трудности с покупкой предметов одежды, обуви (71%), затем — материальные (68%). С большим разрывом по степени значимости выдвигаются: поиск друзей (17%), трудности выполнения нормативов на работе (11%), питание (10%), неумение организовать свободное время (10%), общение с окружающими (10%), нужда в совете (8%), способность мирно разрешать конфликты в общежитии, коммунальной квартире (6%), усвоение учебной программы в училище, техникуме (6%).
Слайд 10 Прямая обязанность сиротских учреждений — сформировать юридическую грамотность детей и способность
противостоять внешним негативным влияниям. С другой стороны, следует, вероятно, направлять интересы детей в досуговой сфере, научить их правильно распределять свободное время.Еще одна проблема, которой сами выпускники, к сожалению, не придают должного значения — это профилактика здоровья. Опять-таки интересно сопоставить данные двух исследований: жалобы на здоровье у находящихся в сиротских учреждениях и живущих самостоятельно.
Слайд 11 С учетом высокого доверия подростков-сирот к своим друзьям (о чем свидетельствует
преимущественное обращение к ним за советом) попробуем ознакомиться подробнее с их средой. Из опроса детей в Приморском крае выяснилось, что 39% опрошенных имеют друзей в детском доме старше себя. Одновременно 58% указали на наличие у них друзей старшего возраста за пределами детского дома. Общеизвестно,что возрастное превосходство, как правило, определяет лидерство в подростковой среде.
Слайд 12 Выпускники сиротских учреждений со своими слабыми адаптивными способностями и отсутствием
поддержки родительской семьи в таких условиях становятся первыми кандидатами в изгои. Поэтому сегодня необходимо предусмотреть в структуре государственных институтов, обслуживающих сирот, механизм защиты их прав в обществе. Возможно, требуется создание своего рода биржи труда для детей-сирот. Наряду с Центрами социальной помощи или в их рамках очень желательной представляется организация «телефона доверия» для этой категории подростков.
Слайд 13Презентацию подготовили студентки 4 курса специальности психология:
Петриченко Мария Андреевна, Дубровская
Олеся Михайловна