Слайд 1 Презентация на тему:
Административно-правовая политика в сфере регулирования административной ответственности
Работу выполнил
студент 1 курса группы 4-МОА
Волынский Вадим
Слайд 2Цель доклада
Всесторонне рассмотреть административно правовую политику в сфере регулирования административной ответственности.
Для
выполнения поставленной цели, последовательно рассмотрим ряд задач:
- Дадим развернутое определение понятию административной ответственности и понятию административно – правовой политики
- рассмотрим ответственность, как институт
-раскроем основные объекты ответственности
- проанализируем зарубежный опыт административной ответственности.
Слайд 3Административная ответственность
Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду
с уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной и материальной), которая выражается в применении полномочным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.
Слайд 4Функции административной ответственности
1)превентивная (или предупредительно-воспитательная);
2) репрессивная (именуемую еще карательной или штрафной)
3)
сигнализационная
Слайд 5*Превентивная функция:
призвана осуществлять общее предупреждение правонарушений, то есть побуждать субъектов прав
к соблюдению и уважительному отношению к закону; ее неотъемлемой частью является нравственная перестройка личности, в основе которой лежит моральное воздействие на субъекта правоотношения, предотвращающее его противоправное поведение.
*Репрессивная функция:
проявляется в тех неблагоприятных последствиях, которые выражены в санкциях правовых норм и которые должны претерпевать правонарушители в силу совершенных ими противоправных деяний.
*Сигнализационная функция:
находит свое отражение при характеристике правонарушителя.
Слайд 6Признаки,которые характеризуют юридическую ответственность:
1) заключается в наступлении для правонарушителя определенного рода
неблагоприятных правовых последствий – ограничений или лишений как морального, так и материального характера: лишение свободы, конфискация имущества, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься конкретным видом деятельности и др.;
2) налагается от имени государства принудительно (зачастую вопреки согласию правонарушителя);
3) налагается только за виновно (в форме умысла или неосторожности) совершенные деяния противоправного характера;
4) сочетается с публичным государственным осуждением и наряду с карательной функцией отчасти выполняет функцию восстановления нарушенного правопорядка, а также предупреждения правонарушений в будущем, как со стороны привлекаемого к ответственности лица, так и со стороны иных лиц.
Слайд 7Юридическая ответственность
Юридическая ответственность – это «реакция» на правонарушение. Правонарушение – основание
ответственности: где есть правонарушение, там есть (должна быть) ответственность; без правонарушения нет ответственности. Эти давно сложившиеся положения ясно выражают неразрывную связь между двумя юридическими категориями – правонарушением и ответственностью.
Юридическая ответственность, если определить ее место в системе российского права, представляет собой комплексный по содержанию (состоящий из норм различных отраслей), своеобразный по структуре правовой институт, охранительный по назначению, одновременно это и функциональный институт, регулирующий деликтные отношения методом наказания правонарушителей.
Слайд 8Юридическая ответственность – это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы
мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишения личного, организационного либо имущественного характера и характеризуется следующими признаками:
а) представляет собой вид государственного принуждения;
б) выражает состояние, при котором правонарушитель претерпевает неблагоприятные последствия личного или имущественного характера;
в) наступает в результате (т. е. является следствием) применения к правонарушителям санкций правовых норм;
г) воплощается в процессуальной форме, т. е. возможна лишь при условии соблюдении определенного процессуального порядка, установленного законом (гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным, процессуальными нормами КоАП РФ, законодательства о государственной службе и др.)
Слайд 9Административно-правовая политика
Административно-правовая политика критически сравнивает позитивное административное право с установленными правовыми
принципами и реальной практической управленческой ситуацией, а также преследует цель улучшения позитивного административного права.
Административная политика исследует возможности создания новых моделей управления, улучшения организации управления и совершенствования управленческих действий, изменения правового режима управленческой деятельности.
Как научная дисциплина административная политика вскрывает недостатки административного права и определяет возможные пути их устранения.
Создание основ для проведения реформы управления в современном социальном и «экономическом» государстве — перспективная задача административной политики.
Слайд 11КоАП РСФСР является главным источником по ряду причин:
• он самый большой
по объему кодифицированный акт, регулирующий административную ответственность;
• он регулирует общие вопросы ответственности (систему взысканий, принципы их применения, производство по делам об административных правонарушениях и др.);
• во многих актах прямо сказано, что если в них не урегулированы какие-то вопросы, нужно руководствоваться общими нормами КоАП (ст. 289 ТК РФ, например). К тому же нужно иметь в виду, что до 1990 г. в этом Кодексе находилось все законодательство РСФСР об административной ответственности.
Слайд 12Основные объекты ответственности
Физические лица - как субъекты административной ответственности могут выступать
в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т.д.
Характеризуя особенности субъектов, ученые-юристы в общих чертах раскрывают суть таких терминов как «общий субъект», «специальный субъект», «особый субъект», причем первые два термина могут быть применены как к физическим, так и к юридическим лицам.
Физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (при условии, если лицо несет за совершение данного правонарушения административную ответственность). Примером таких субъектов можно называть должностных лиц.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в качестве специального субъекта ответственности лишь в случаях совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 Кодекса).
За совершение административных правонарушений названные особые субъекты несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами.
Слайд 13Зарубежный опыт ответственности
Во Франции административная ответственность представляется как ответственность, в том
числе публичных служащих.
Своеобразием административной ответственности Франции служит неоднозначность трактовки вины как необходимого элемента ответственности. Можно выделить ряд критериев ответственности, в частности, основанных на определении вины. Так, вина при определении административной ответственности публичных служащих может иметь несколько видов.
1. Административная ответственность, основанная на служебной вине. Она возникает в случае ущерба от неправильного функционирования публичной службы. Служебная вина вменяется не агенту, а публичному лицу, несущему соответствующую ответственность, и ответственность, основанная на личной вине, ставшая возможной благодаря службе (данный вид вины не связан с проявлениями службы, может быть вызван стремлением к личному обогащению и т.д.).
2. Административная ответственность, не связанная с виной. Такая ответственность может быть основана на риске, который несет ряд видов административной деятельности и причиняет ущерб частному лицу (деятельность добровольных сотрудников, опасное оружие и т.д.). Помимо риска ответственность администрации без ее вины может быть предметом иска в случае нанесения ущерба законодательной мерой или регламентирующей мерой небольшому числу лиц; неисполнением по мотивам общих интересов судебного решения; наличием шумного и загрязняющего публичного объекта, причиняющего ущерб живущим по соседству и т.д.
Слайд 14Ближнее зарубежье имеет ряд особенностей в формировании законодательства об административной ответственности.
В частности, ряд особенностей имеет законодательство об административных правонарушениях республики. В 2003 году в Республике Беларусь был принят Кодекс об административных правонарушениях, призванный регулировать меры административной ответственности данного государства. Названный документ во многом схож с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, однако в ряде вопросов он обладает качественным своеобразием.
Так, в Республике Беларусь меры административной ответственности именуются административными взысканиями и могут применяться: только в качестве основных (предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест); в качестве как основных, так и дополнительных (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, лишение права заниматься определенной деятельностью, депортация); только в качестве дополнительных (конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения). Интересным представляется анализ такого вида взыскания, как лишение специального права. В законодательстве об административных правонарушениях Республики Беларусь выделено лишь лишение права управления транспортным средством на срок от шести месяцев до трех лет.
Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь содержит такие виды административных взысканий, которые не выделены в качестве наказаний в КоАП России. Речь идет о взыскании стоимости предмета административного правонарушения (ст. 6.12. КоАП) и депортации (ст. 6.11. КоАП). Первая из названных мер административной ответственности по нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поглощается понятием административного штрафа (ст. 3.5. КоАП РФ), а вторая по смыслу норма закона является административным выдворением, применяемым в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.
Слайд 15Заключение
Сущность административной ответственности состоит в предусмотренной административным законодательством обязанности правонарушителя дать
отчет о своих виновных, неправомерных действиях и в надлежащих случаях понести наказание в виде административного наказания, налагаемого компетентными органами, в соответствии с характером совершенного административного правонарушения.
Это – государственная принудительная «ответная мера» за совершение право- нарушения, применение в установленном порядке санкций норм административного права, сопровождаемое государственным и общественным осуждением и порицанием личности нарушителя и его противоправного деяния.
Административная ответственность является наиболее распространенной формой публично – правовой юридической ответственности. Данная форма ответственности носит универсальный характер: она установлена за широкий круг правонарушений, которые могут выражаться в несоблюдении правовых норм, относящихся к различным отраслям права, что придает административной ответственности межотраслевой характер. Административные правонарушения совершаются чаще, чем преступления и дисциплинарные проступки. В связи с этим необходимо совершенствовать и обновлять законодательство об административной ответственности.