Слайд 1Проблемы математического образования и реализация федерального государственного образовательного стандарта второго поколения
Зильберберг Н. И., Псков, ПОИПКРО
Слайд 2
Математика занимает одно из центральных мест в общей системе образования. Эта
её роль определяется глубоким богатством математических идей и результатов, накопленных человечеством за тысячи лет развития и являющихся существенной частью его культурного наследия, непрерывно расширяющимся спектром приложений математики к самым различным сторонам жизни и деятельности человека, несомненным влиянием математики на воспитание важнейших личностных качеств, её воспитательным потенциалом.
Слайд 3
О.Бальзак
Предохранить гимназистов от угрожающего им отупения могли бы математика и физика,
но они были пасынками в гимназической программе.
Слайд 4Обоснование исследования и проблем
Анализ литературы по проблемам, связанным с стандартами второго
поколения.
Обоснование наличия проблем
Разработка путей решения проблем
Подготовка педагогических средств для реализации решений
Формулировка предложений о сотрудничестве с педагогами образовательных учреждений
Слайд 5Результаты анализа литературы
Наличие серьезных противоречий между требованиями нового стандарта и реальным
положением дел
Наличие ограничений
Формулировка проблемы исследования реального положения дел по основным направлениям. Некоторые результаты.
Слайд 6Исследование учебников по математике в аспекте реализации требований ФГОС
Развивающая функция учебника
Воспитательная
функция учебника
Функция самоорганизации
Информационная функция учебника
Систематизирующая функция учебника
Слайд 7Развивающая функция учебника
Формирование средствами учебника: мыслительные умения, логические умения, качества мышления
Развитие
письменной и устной речи школьников
Развитие эмоций
Развитие познавательного интереса
Слайд 8Исследование учебников по математике в аспекте реализации требований ФГОС
Отсутствуют упражнения, ориентированные
на формирование универсальных учебных умений,
Отсутствуют задания на проведения учебных исследований и творческие задания, рассчитанные на учеников с разными интересами и возможностями проводить исследования по математике и с применением ее методов
Игнорируется подготовка школьников к ГИА и ЕГЭ.
Слайд 9Исследования математической подготовки школьников
Исследования готовности выпускников школ и учащихся основной школы
выполнять отдельные задания выпускных работ по алгебре, геометрии и статистики
Проблемы в геометрической подготовки школьников: низкий уровень умений работать с текстом задачи; выполнять наблюдение, анализ ситуации в задаче; распознавать и применять эвристики; существенные пробелы в теоретической подготовке; не знание общих методов решения задач, знания не систематизированы.
Слайд 10Исследования математической подготовки школьников
Исследования готовности выпускников школ и учащихся основной школы
выполнять отдельные задания выпускных работ по алгебре.
Проблемы в подготовке школьников: слабые знания в построении и применении графиков; интенсивные затруднения при решении задач с процентами и текстовые задачи; слабое знание методов решения задач с параметрами; отрывочные знания о методах решения уравнений (неравенств, систем уравнений).
Слайд 11Затруднения учителей в профессиональной деятельности
В обучении учащихся решению задач: геометрических, задач
с целыми числами, задач с параметрами,
В подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ
В применении компьютерных технологий
В разработке и проведении элективных курсов
В руководстве исследовательской деятельности
В анализе личного опыта педагогической деятельности
Слайд 12Что сделано и предлагается для сотрудничества
Подготовлены тетради для 5-6 классов, которые
могут использоваться для любого учебника по таким темам: натуральные числа, десятичные дроби, положительные и отрицательные числа, рациональные числа.
Предлагается проведение занятий с применением тетрадей, разработка новых вариантов тетрадей(http://naum.my1.ru/_ld/0/44_natural-number.pdf)
Разработка тетрадей для других классов
Слайд 13Что сделано и предлагается для сотрудничества
Совместную разработку для пятого класса: педагогических
средств для формирования УДД, проведения исследовательской деятельности, разработка электронных учебников, средств для проведения мониторинга развития учащихся, подготовка средств для реализации преемственности между начальной и основной школами.
Слайд 14Что сделано и предлагается для сотрудничества
Обоснована модель главы учебника, призванная обеспечить
реализацию ФГОС
Совместная разработка и эксперименты по темам школьной программы в соответствии с моделью главы
Подготовлен учебник алгебры седьмого класса. Предлагается эксперимент по его апробации.
Подготовлено электронное пособие «Готовим своих учеников решать геометрические задачи»
Слайд 15Что сделано и предлагается для сотрудничества
Подготовлен проект совместного пособия для подготовки
учащихся к ГИА и ЕГЭ
Предлагается совместная подготовка пособия и проведение экспериментов по его применению.
Предлагается совместная разработка средств мониторинга развития учащихся и подготовка их к заключительной аттестации.
Слайд 16Что сделано и предлагается для сотрудничества
Разработан пакет программных средств для мониторинга
процесса изучения темы школьного курса математики
Предлагается совместная разработка пакетов программных средств для решения проблем, связанных с реализацией ФГОС.
Слайд 17Что сделано и предлагается для сотрудничества
Выполнена разработка программ элективных курсов «Математическая
разработка результатов исследований», «Экспертные системы»
Предлагается проведение экспериментов по этим программам и совместная разработка педагогического обеспечения для их проведения.
Слайд 18Что сделано и предлагается для сотрудничества
Разработана экспертная система «Выбираем тему и
руководим исследованиями своих учеников»
Предлагаем эксперименты по руководству исследованиями учеников.
Совместная разработка экспертных систем по разным темам школьной программы.
Слайд 19Что сделано и предлагается для сотрудничества
Обоснован подход продуктивного самоанализа личного опыта
педагогического опыта и разработана ЭС реализации этого подхода.
Предлагается выполнить самоанализ личного опыта педагогической деятельности с помощью ЭС в совместной деятельности с педагогами ОУ