Слайд 1
Задания С1-С4 из ЕГЭ по обществознанию
– пошаговая инструкция
Слайд 2Типология текстов:
философские тексты
научные либо научно-популярные тексты
учебные тексты
фрагменты нормативно-правовых актов и др.
Слайд 3
К текстовому фрагменту поставлены четыре вопроса.
Первый и второй вопрос -
это задания базового уровня сложности.
Третий и четвертый - задания высокого уровня сложности.
Максимальный первичный балл по заданиям С1 и С2 - 2 балла, по заданиям С3 и С4 - 3 балла. Каждый из вопросов имеет свое назначение и направлен на проверку определенного круга умений.
Слайд 4
Алгоритм работы с текстом (задания с1-с4).
1.Прочитайте текст целиком, чтобы получить
общее впечатление о проблеме или сфере общественной жизни, которой посвящен текст.
2. Прочитайте текст еще раз, выделяя главное.
3. Выделите незнакомые или непонятные слова и выражения.
4. Попытайтесь понять смысл текста, выделяя существенное в каждом предложении или абзаце в целом.
5. Внимательно прочитайте вопрос.
6. Смоделируйте его конечную цель (другими словами - уясните, что от вас конкретно требуется.).
7. Обратите внимание на источник информации для вашего ответа: является ли им сам текст или необходимо привлечь теоретические знания, социальный или собственный опыт.
8. Выясните, есть ли необходимость приведения примеров (примеры должны быть четкими и конкретными).
9. Выясните, нужно ли приводить авторские слова в точности или допускается их переформулирование своими словами.
10 Упростите фразы, если это возможно или нужно (не переписывайте бездумно целые абзацы).
Слайд 5 Задания С1, С2 направлены на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации,
которая содержится в тексте в готовом виде. Эксперт, проверяющий это задание, должен убедиться: выпускник текст прочитал, понял его и может извлечь из текста информацию в соответствии с поставленным вопросом. Это задание репродуктивного (воспроизводящего) характера. Поскольку эти задания непосредственно опираются на содержание текста, то в большинстве случаев от выпускника требуется либо привести цитаты, либо близко к тексту пересказать определенные фрагменты его содержания.
Задания С3 и С4 отличаются от С1 и С2 тем, что необходимо не просто найти и переписать ответы из текста, а самому немного порассуждать.
Слайд 6
Сначала будет примерно такой текст :
«Демократия способствует росту внутренних ресурсов государства,
благоприятствует распространению достатка и развитию общественного сознания, укрепляет уважение к закону в различных классах. Пороки и слабости демократической формы правления лежат на поверхности… В то же время благотворное воздействие такой формы правления осуществляется незаметно, можно даже сказать, подспудно. … демократии нелегко увязывать все детали крупного дела, останавливаться на каком-либо замысле и упорно проводить его в жизнь, несмотря на препятствия. Она не способна тайно принимать какие-либо меры и терпеливо ждать результатов. Аристократия значительно более умело пользуется законодательством, чем демократия. … она тщательно вынашивает свои замыслы и умеет дождаться благоприятного случая для их воплощения. Она действует со знанием дела и умеет в определенный момент мастерски направить совокупную силу своих законов на единую цель. Средства, используемые демократией, менее совершенны, чем те, которые использует аристократия, и она часто против своей воли действует себе во вред, но ее цели благородны. Народы демократических государств, постоянно занятые своими делами и ревниво оберегающие свои права, не позволяют своим представителям отклоняться от определенной общей линии, диктуемой их интересами. Не следует также забывать о том, что в демократических государствах чиновники, выполняющие свои обязанности хуже, чем чиновники других государств, остаются у власти не слишком долго. Конечно, народное благо требует от правителей добродетелей и талантов. Но еще в большей степени оно требует общности интересов граждан и правителей. В противном случае добродетели могут стать бесполезными, а таланты – опасными. Повсеместно самые различные события, случающиеся в жизни народов, оказываются на руку демократии. Все люди помогают ей своими усилиями: и те, кто сознательно содействует ее успеху, и те, кто и не думает служить ей, равно как и люди, сражающиеся за демократию, а также люди, провозгласившие себя ее врагами. Все они бредут вперемешку, подталкиваемые в одном направлении, и все сообща трудятся на нее: одни – против своей воли, а другие – даже не осознавая этого, будучи слепыми орудиями в руках Господа».
А. де Токвиль
Слайд 7Ниже текста – 4 задания по нему:
Выглядит это примерно так:
С1. Автор отмечает
благородное воздействие демократии на развитие государства и общества. Назовите не менее четырех результатов влияния демократии, указанных в тексте.
С2. Автор сравнивает демократию с аристократическим правлением. Перечислите три достоинства и три недостатка демократии, выделенные автором.
С3. Автор высказывает мысль о благородстве целей демократии. Согласны ли вы с мнением автора? Приведите не менее трех аргументов в защиту своей позиции.
С4. А. де Торквиль отмечает, что «Все люди помогают демократии своими усилиями». Приведите три конкретных примера, иллюстрирующих роль гражданского общества и становление институтов демократии.
Слайд 8 1.Важно оформить правильно и красиво ваш ответ.
2.Нужно разбить текст на куски
в произвольном порядке (можно по предложениям).
Во-первых, с кусками работать легче, чем с большим текстом
Во-вторых, с Вашим заданием Вы можете делать все что угодно – это бланки ответов пачкать нельзя, а бланки с заданиями еще как можно. Смело отмечаем ручкой.
Слайд 9Делим:
1«Демократия способствует росту внутренних ресурсов государства, благоприятствует распространению достатка и развитию
общественного сознания, укрепляет уважение к закону в различных классах. 2 Пороки и слабости демократической формы правления лежат на поверхности… 3 В то же время благотворное воздействие такой формы правления осуществляется незаметно, можно даже сказать, подспудно. … демократии нелегко увязывать все детали крупного дела, останавливаться на каком-либо замысле и упорно проводить его в жизнь, несмотря на препятствия. 4Она не способна тайно принимать какие-либо меры и терпеливо ждать результатов. 5 Аристократия значительно более умело пользуется законодательством, чем демократия. … она тщательно вынашивает свои замыслы и умеет дождаться благоприятного случая для их воплощения. 6Она действует со знанием дела и умеет в определенный момент мастерски направить совокупную силу своих законов на единую цель. 7Средства, используемые демократией, менее совершенны, чем те, которые использует аристократия, и она часто против своей воли действует себе во вред, но ее цели благородны. 8Народы демократических государств, постоянно занятые своими делами и ревниво оберегающие свои права, не позволяют своим представителям отклоняться от определенной общей линии, диктуемой их интересами. 9 Не следует также забывать о том, что в демократических государствах чиновники, выполняющие свои обязанности хуже, чем чиновники других государств, остаются у власти не слишком долго.10 Конечно, народное благо требует от правителей добродетелей и талантов. 11 Но еще в большей степени оно требует общности интересов граждан и правителей. 12 В противном случае добродетели могут стать бесполезными, а таланты – опасными. 13Повсеместно самые различные события, случающиеся в жизни народов, оказываются на руку демократии. 14Все люди помогают ей своими усилиями: и те, кто сознательно содействует ее успеху, и те, кто и не думает служить ей, равно как и люди, сражающиеся за демократию, а также люди, провозгласившие себя ее врагами. 15 Все они бредут вперемешку, подталкиваемые в одном направлении, и все сообща трудятся на нее: одни – против своей воли, а другие – даже не осознавая этого, будучи слепыми орудиями в руках Господа».
А. де Токвиль
Слайд 10
С1. Автор отмечает благородное воздействие демократии на развитие государства и общества. Назовите
не менее четырех результатов влияния демократии, указанных в тексте.
Прежде чем искать ответ в тексте чрезвычайно необходимо построить схему ответа. Схема — это каркас Вашего ответа, на который потом очень просто надеть все что необходимо. Зачастую эксперт впопыхах смотрит только на схему, но не на содержание и даже если ответ плохой, а схема хорошая – балл может быть высоким. Схема нужна и для того чтобы в волнении не забыть чего.
Слайд 11 Сначала надо написать номер задания так, чтобы любой эксперт увидел
его и понял – вот он ответ на С1 !!!; далее читаем вопрос и находим там главное слово – в данном случае это слово ЧЕТЫРЕ
С1. Автор отмечает благородное воздействие демократии на развитие государства и общества. Назовите не менее четырех результатов влияния демократии, указанных в тексте.
Именно 4(четыре) результата влияния демократии а не 3, не 2 и не 1 будет искать в ответе эксперт.
С1
1 результат:
2 результат:
3 результат:
4 результат:
Вот она схема!!!
Слайд 12 Теперь ищем ответы:
Вот они в 1-м нашем куске текста:
1«Демократия способствует росту
внутренних ресурсов государства, благоприятствует распространению достатка и развитию общественного сознания, укрепляет уважение к закону в различных классах.
Окончательный ответ будет выглядеть так:
С1
1 результат: способствует росту внутренних ресурсов государства
2 результат: благоприятствует распространению достатка
3 результат: благоприятствует развитию общественного сознания
4 результат: укрепляет уважение к закону в различных классах
Слайд 13
С2. Автор сравнивает демократию с аристократическим правлением. Перечислите три достоинства и три недостатка демократии, выделенные автором.
Главными
словами будут: «три достоинства» и «три недостатка»
Схема:
С2
Достоинства:
1)
2)
3)
Недостатки:
1)
2)
3)
Слайд 14
С3 Автор высказывает мысль о благородстве целей демократии. Согласны ли вы с
мнением Автора? Приведите не менее трех аргументов в защиту своей позиции
Прежде чем думать над вопросом – составим схему ответа: Главное слово в вопросе? Правильно — «ТРИ»!
НО! Кроме этого еще просят сказать согласны ли Вы с мнением автора. Поэтому добавляем и этот пункт в схему
С3
С мнением автора я…
1 аргумент:
2аргумент:
3 агрумент:
Слайд 15
Прежде всего, пожалуй, согласимся с автором
С3
С мнением автора я полностью согласен!
Теперь
придумываем аргументы
1аргумент:цель демократии благородна т.к. направлена на благо всего народа, тогда как цель, например, аристократии направлена на благо лишь определенного круга лиц
2 аргумент: Цели демократии благородны еще и потому, что при демократическом режиме – народ сам может, не прибегая к революции, влиять на государство и изменять свою жизнь, что при других режимах исключено
3 агрумент: Цели демократии благородны т.к. в условиях демократии чиновники чтобы сохранить за собой свои места вынуждены думать о благе народа больше чем о своем личном благе – что благотворно сказывается на развитии государства в целом.
Слайд 16Приступаем к С4.
С4 А. де Токвиль отмечает, что «все люди помогают демократии
своими усилиями». Приведите три конкретных примера, иллюстирующих роль гражданского общества в становлении институтов демократии.
Из курса обществознания мы знаем что такое гражданское общество. Теперь надо придумать примеры.
1 пример: Союз воинов Афганистана России присоединился к народному фронту в поддержку В.В. Путина на выборах, его представители попали в Думу и теперь непосредственно продвигает свои интересы в парламенте.
2 пример: Региональное общество по защите прав потребителей, в связи с многочисленными обращениями граждан, вышло в местный парламент с инициативой о пересмотре тарифов на услуги ЖКХ.
3 пример: Общественные движения города N договорились о согласованном участии в выборах мэра города.