Задания для работы с текстом (С1 – С4) презентация

Содержание

Пример 1

Слайд 1Задания для работы с текстом (С1 – С4)
ЕГЭ 2012


Слайд 2Пример 1


Слайд 3Принадлежность к группе
В социальной психологии под группой понимается

двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы… На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом… Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали себя очень одиноким. Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться… Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны… Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».
Р. Бэрон

Слайд 4Задания к тексту
С1. Назовите признаки социальной группы, указанной в тексте.



Слайд 5С1
В социальной психологии под группой понимается двое или

более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы… На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом… Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали себя очень одиноким. Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться… Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны… Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».

Слайд 6С1
Признаки социальной группы:
Наличие общей цели
Наличие установившихся взаимоотношений
Взаимозависимость людей друг от друга
Осознание

людьми принадлежности к одной группе


Слайд 7Задания к тексту

С2. Выделите указанные автором причины объединения людей в группы.

Назовите три причины.



Слайд 8С2
В социальной психологии под группой понимается двое или

более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы… На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом… Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали себя очень одиноким. Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться… Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны… Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».


Слайд 9С2
Причины объединения людей в группы:
Люди удовлетворяют свои психологические и социальные потребности
Находят

дополнительные средства для достижения ряда целей
Обеспечивают себя необходимой информацией
Повышают самооценку


Слайд 10Задания к тексту

С3. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных

признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.



Слайд 16Задания к тексту

С4. Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли

группы в формировании «Я-концепции»? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществознания.


Слайд 17С4
«Я-концепция» - представление человека о самом себе (образ «Я»). Я-концепция, в

сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает.
Самооценка – составная часть «Я-концепции». Входя в престижную для себя группу, человек переносит ее значимость на себя. В результате вхождение в престижную для индивида группу повышает его самооценку. Высокая самооценка становится одним из элементов его «Я-концепции».


Слайд 18Пример 2


Слайд 19Образование в обществе
Образование получило широкое распространение в течение

последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?..
Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII века, она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов… участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы XIX века реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании… Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции… Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…
Важнейшим событием стала промышленная революция… Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности… В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…
Важная перемена было связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства… К тому же американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.
Н. Смелзер

Слайд 20Задания к тексту
С1. С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает

автор становление современной системы образования?


Слайд 21Образование в обществе
Образование получило широкое распространение в течение

последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?..
Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII века, она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов… участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы XIX века реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании… Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции… Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…
Важнейшим событием стала промышленная революция… Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности… В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…
Важная перемена было связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства… К тому же американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.
Н. Смелзер

Слайд 22С1
Изменения в общественной жизни:
Демократическая революция
Промышленная революция
Становление самого института образования



Слайд 23Задания к тексту
С2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые

призвано решать образование в XIX-XX веках. Назовите их.



Слайд 24Образование в обществе
Образование получило широкое распространение в течение

последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?..
Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII века, она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов… участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы XIX века реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании… Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции… Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…
Важнейшим событием стала промышленная революция… Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности… В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…
Важная перемена было связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства… К тому же американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.
Н. Смелзер

Слайд 25С2
Задачи образования в эпоху промышленной революции:
Повысить грамотность будущих избирателей
Обеспечить равенство социальных

возможностей
Подготовить квалифицированных работников




Слайд 26Задания к тексту
С3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь

на знание обществоведческого курса, назовите четыре любых социальных института (помимо системы образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?



Слайд 27С3
Социальные институты (ЕГЭ 1.9):
Семья
Армия
Церковь
Право
Политическая партия




Слайд 28Образование в обществе
Образование получило широкое распространение в течение

последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?..
Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII века, она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов… участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы XIX века реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании… Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции… Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…
Важнейшим событием стала промышленная революция… Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности… В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…
Важная перемена было связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства… К тому же американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.
Н. Смелзер

Слайд 29С3
Особенности социальных групп
Институт является определенной группой, члены которой объединены общими интересами
Институт

в лице своих членов предъявляет определенные требования к обществу и государству



Слайд 30Задания к тексту
С4. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то,

что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.



Слайд 31С4
Понятие для характеристики движения человека к «успеху жизни» (ЕГЭ 3.1) –

«социальная мобильность».
Функция образования (ЕГЭ 1.12): социальная. Это канал («социальный лифт») социальной мобильности.
«Социальные лифты»: армия, церковь, брак.



Слайд 32Пример 3


Слайд 33Должно ли государство регулировать экономику?
Усиление роли правительства представляет

собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования.
А. Фелдстайн
 
Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии… Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения.
Р. Альфонсин

Слайд 34Справочная информация
Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация

на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др.



Слайд 35Задания к тексту
С1. Совпадают ли позиции авторов по вопросу о роли

государства в рыночной экономике? Приведите по одному положению из каждого текста, подтверждающему ваш вывод.



Слайд 36Должно ли государство регулировать экономику?
Усиление роли правительства представляет

собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования.
А. Фелдстайн
 
Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии… Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения.
Р. Альфонсин

Слайд 37С1
Позиция авторов:
А. Фелдстайн: «Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения

функционирования нашей экономики».
Р. Альфонсин: «Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии».

Вывод: различие взглядов авторов очевидно.



Слайд 38Задания к тексту
С2. Как оценивает каждый из авторов значение государственного перераспределения

доходов населения? Почему дает такую оценку?



Слайд 39Должно ли государство регулировать экономику?
Усиление роли правительства представляет

собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования.
А. Фелдстайн
 
Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии… Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения.
Р. Альфонсин

Слайд 40С2
Значение государственного перераспределения доходов населения:
А. Фелдстайн: усиление роли государства в перераспределении

доходов играет отрицательную роль, так как ведет к нестабильности семейной жизни, вероятно, является одной из причин падения рождаемости.
Р. Альфонсин: государство, перераспределяя доходы, способствует достижению равноправия, развитию малых и средних компаний, образования и здравоохранения, достижению большей эффективности общественных расходов.
 
Вывод: авторы дают противоположную оценку значения государственного перераспределения доходов, потому что совершенно по-разному оценивают роль государства в рыночной экономике.
 



Слайд 41Задания к тексту
С3. Какие, на взгляд автора второго текста, полезные функции

выполняет государство в условиях рынка? (Укажите три функции.) Опираясь на знания из курса обществознания, приведите еще одну необходимую функцию государства в условиях рыночной экономики.



Слайд 42Должно ли государство регулировать экономику?
Усиление роли правительства представляет

собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования.
А. Фелдстайн
 
Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии… Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения.
Р. Альфонсин

Слайд 43С3
Функции государства (по тексту):
Борьба с монополизмом
Установление равноправия
Перераспределение доходов
Поддержка малых и средних

компаний
Развитие здравоохранения и образования

Дополнение на основе знаний (ЕГЭ 2.12)
Стабилизация экономики
Защита прав собственников



Слайд 44Задания к тексту
С4. Укажите три отрицательных последствия, к которым, по мнению

автора первого текста, ведет государственное регулирование в условиях рынка. Опираясь на знания из курса обществознания, попытайтесь доказать необоснованность одного из этих следствий.



Слайд 45Должно ли государство регулировать экономику?
Усиление роли правительства представляет

собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования.
А. Фелдстайн
 
Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии… Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения.
Р. Альфонсин

Слайд 46С4
Отрицательные последствия:
Нестабильность развития
Инфляция
Снижение производительности труда
Упадок научно-исследовательских работ
Снижение рождаемости
Медленный рост основного капитала



Слайд 47С4
Доказательство необоснованности этих следствий:
Нестабильность развития: одна из функций государства – обеспечение

стабилизации экономики, а не наоборот
Упадок научно-исследовательских работ: это может быть только следствием недостаточного государственного финансирования науки
Снижение рождаемости: в РФ существует государственная программа повышения рождаемости населения, улучшения системы здравоохранения, повышение роли первоначальной диагностики населения. Следовательно, государство может непосредственно влиять на этот процесс; опосредованное влияние – обеспечение стабильности экономического развития государства, повышение жизненного уровня населения, что способствует улучшению демографической ситуации в стране.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика