Слайд 1ЗАЧЕМ УЧИТЕЛЮ НУЖНО САМООБРАЗОВАНИЕ?
Тимошкина М.И. –
зам.директора МСУВУ СОШ №8
г.Переславль-Залесский, 2010
г.
Слайд 2Что такое самообразование?
Самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в которой
адекватно участвуют все физические и духовные силы человек ;
это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создает не только духовные, но и материальные ценности,
обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью
Слайд 3Самоцельное самообразование
это определенный вид деятельность, который провоцирует и создает
мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний: ПК, астрономии, психологии и др.
Слайд 4 Попутное самообразование.
Занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнаёт что-то новое, позволяющее
ему использовать эти знания и умения дальше.
Слайд 5Целенаправленное самообразование
связано с тем, что человек сам ставит себе цель в
определённой области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач, в их решении и в анализе результатов.
Слайд 6Направления самообразования учителя
• Профессиональное (предмет преподавания)
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и
родителей)
• психологическое (имидж, общение, лидерские качества и др.)
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• историческое
• иностранные языки
• политическое
• информационно-компьютерные технологии
• охрана здоровья
• интересы и хобби
Слайд 7Источники самообразования
Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
•
Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
• Путешествия
Слайд 8Формы самообразования учителя
Индивидуальная форма самообразования
• Групповые формы самообразования (МО, творческие группы,
семинары, практикумы и др.
Слайд 9Составляющие процесса самообразования учителя
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы
и приемы обучения
• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
• Периодически проводить самоанлиз своей профессиональной деятельности
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
• Повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культуры
Слайд 10Виды деятельности, составляющие процесс самообразования
Систематический просмотр определенных телепередач
• Чтение конкретных педагогических
периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических
технологий
• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной
сложности, или нестандартной формы
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики
Слайд 11Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых уроков для анализа со
стороны коллег
• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
• Изучение информационно-компьютерных технологий
• Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
• Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое
препятствие для профессионального роста
Слайд 12Результат самообразования:
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться
эффективность
и качество )
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии,
исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Слайд 13Личный план самообразования учителя
название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
•
сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями других учителей