Слайд 1 ЗА КУЛИСАМИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Выполнил:
Ученик 11А класса
Бурима О.
Учитель: Гришина А.К.
Слайд 2Цели:
1. Опираясь на исторические факты выяснить роль разведки в Первой
Мировой войне.
2. Узнать основные тайны и секреты Первой Мировой войны.
3. Выяснить как повлияло убийство австрийского эрцгерцога Франц- Фердинанда на начало войны.
Слайд 3Война неизбежна.
К новой войне сильнейшие державы готовились уже давно. Они накапливали
военную мощь и засылали друг к другу шпионов, делая вид, что это нужно для самообороны. Начавшаяся война открыла такое количество военных тайн и секретов, какого, вероятно, не было за всю историю до этого.
Слайд 4Повод:
28 июня 1914 года австрийский
эрцгерцог Франц-Фердинанд ехал
по улицам Сараева.
Вдруг в кортеж
бросили бомбу. Фердинанд отбил
ее рукой, и она взорвалась позади
машины. Путь решили продолжить
по измененному маршруту, но об
этом забыли сказать шоферу. Он
направил машину по первоначально
оговоренному пути. Водителя
спросили, почему он едет не по
той дороге? Шофер в смущении
остановился и тут в Фердинанда
выстрелил террорист. Это
убийство послужило поводом к
началу войны.
Слайд 5Террор «Черная рука».
За покушением на эрцгерцога стояла сербская тайная организация
«Черная рука». Схваченные террористы признались, что действовали под ее руководством. Во главе организации стоял начальник Департамента разведки сербского Генерального штаба Драгутин Димитриевич-Апис. В 1908 году Босния и Герцоговина была аннексирована Австро-Венгрией. Возникла угроза потери независимости Сербии. «Черная рука» при помощи террора пыталась остановить продвижение Австро-Венгрии на Балканы. Вдохновлённые идеей свободы, молодые боснийские студенты вышли на контакт с «Черной рукой». Сербы помогли заговорщикам спланировать покушение. Студентов снабдили пистолетами и бомбами, передали капсулы с цианистым калием. Яд должны были принять сразу после убийства эрцгерцога, но тому помешали свидетели нападения. Узнав, куда ведут нити покушения, Австро-Венгрия объявила Сербии войну. В защиту Сербии выступила Россия. Так началась Первая мировая война.
Слайд 6Шпионы-туристы.
Перед войной Германия посылала в Россию офицеров под предлогом изучения русского
языка и в качестве туристов. Они беспрепятственно ездили по стране и собирали разведданные. В городах открывались австрийские и германские консульства, которые собирали разведывательную информацию. Тогда в России жило около двух миллионов немцев, которые, конечно, симпатизировали бывшей родине. В конце XIX века в России открылось много предприятий немецких подданных. Они также имели широкие возможности для сбора нужных для Германии сведений. Российская разведка тоже не сидела сложа руки.
Слайд 7Шпион-профессионал.
Огромную помощь России в сборе разведданных
оказал полковник Австро-Beнгерской армии Редль.
Как бывший начальник отдела шпионажа и
контршпионажа он был крупным специалистом в
области разведки. Знание Редлем агентурной сети
помогло устранить несколько разведчиков, работавших
против России. Но «засыпался» он, как это часто
бывает с профессионалами, на мелочи. За шпионаж
он получал крупные переводы и жил на широкую ногу.
Его сослуживец перехватил извещения о переводах.
Но он не знал, кому они предназначены, и организовал
слежку на почтамте. Шпики проспали приход Редля на
почтамт, но им удалось найти такси, на котором он
уехал. В салоне они обнаружили футляр, который
обронил получатель перевода. Таксист привез шпиков
к отелю «Кломзер», где высадил клиента. Они передали
футляр портье и вежливо попросили поинтересоваться у
постояльцев: не терял ли его кто-нибудь. Ничего не
подозревающий Редль признал свой потерянный футляр
и даже поблагодарил портье. Вечером в номер Редля
вошли четыре офицера и арестовали его. Произведенный
у полковника обыск поразил офицеров. Оказалось, что Редль
собрал почти все секреты австро-венгерской
армии. Полковник не вынес позора и застрелился.
Слайд 8Выводы:
1. Государства вели войну не только с помощью армии, а
ещё
с помощью разведки.
2. За кулисами Первой Мировой войны было много
тайн и секретов о которых мы ещё будем узнавать.
Слайд 9Информационные ресурсы:
1.Большая энциклопедия.
Москва «Астрель» АСТ 2003г.
2.А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов
Россия в XX веке.
Москва «просвещение» 2003г.
3.Программа Microsoft PowerPoint.