Слайд 1Юрий Васильевич Селенский. Рассказ «Мешок с волками»
Человек
в мире природы
в
рассказе писателя-земляка
Слайд 2Памяти Ю. В. Селенского
Памяти хорошего человека,
талантливого, но не
признанного
в полной мере и подзабытого уже
писателя-земляка
я вместе со своими любимыми
6-классниками посвящаю свой урок.
В.В. Саблина, учитель русского языка
и литературы МОУ «СОШ № 49»
города Астрахани.
Слайд 3Юрий Селенский (Галишников) – астраханский писатель
Слайд 4Об авторе
Весёлый человек
с грустными глазами.
Кто он
–
Юрий Васильевич Селенский?
Слайд 5Биографическая справка
Юрий Васильевич Галишников (1922 – 1983 гг.) родился и
жил в Астрахани. Селенский -- это его псевдоним, выбранный им по названию района – Селения, где он провёл своё детство. Истоки его юмора именно оттуда –
из детства, из городского фольклора. Позже Юрий Васильевич объездил все поволжские и прикаспийские сёла и отразил свои наблюдения над бытом, занятиями, традициями местных жителей в рассказах, повестях и очерках.
Первый сборник рассказов Ю. Селенского вышел в 1963 году. В 1965 году он был принят в члены Союза писателей СССР. Всего при жизни писателя вышло 13 книг.
Слайд 6«У актёров, собак и писателей…»
В небольшом кабинетике Селенского
в редакции областной газеты собирались и любили попикироваться журналисты, фотографы, спортсмены, артисты местных театров. Селенский верховодил этим трёпом, щедро сыпал афористичными экспромтами: «У актёров, собак и писателей нет отчества», «Любовь до гроба – это гроб для любви», «Общественное питание определяет общественное сознание», «Чем громче музыка играет, тем недоступней колбаса», «Я без дураков за Советскую власть…». Некоторые из афоризмов не потеряли актуальности и через десятилетия.
Слайд 7Рассказ «Мешок с волками»
Задай свой вопрос
к прочитанному рассказу
Слайд 8Ваши вопросы к тексту
Почему рассказ называется – «Мешок с волками»?
Зачем на
рыбалке топорик и лопата?
Зачем охотник убивал волков?
А в мешке действительно были волчата? И зачем он их нёс в степь?
Правда, что рыбу можно «поймать» в грязи?
Слайд 9Самые главные вопросы
Правильно ли ведут себя герои рассказа по отношению к
при-роде? Насколько гуманно их отношение к ней?
Как вы понимаете смысл выра-жения гуманное отношение
к природе?
Слайд 10«Непонятки», или Забытые слова
и выражения
Знаете ли вы, что такое или
кто такой....
большак --.. колхоз --..
чувал --… атеист --…
чушка --… сайгак --…
стёганка --.. бугры --…
хрячок, хряк --.. кучугур --…
авоська --.. логово --…
Слайд 11Работаем с текстом
Почему в мешке оказались волки, точнее, волчата?
Слайд 12Слово юному натуралисту
Многое ли мы знаем о волках? (Презентация о волках
–приложение № 5).
Слайд 13РАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ. ОЦЕНИТЕ…
Другие способы добычи пропитания…
Как вы к ним
отнеслись?
Слайд 14Человек в мире природы
Какие стороны взаимоотношений человека и природы показал в
рассказе Ю.В. Селенский?
Как автор относится к природе, к родной земле, к людям, которые распоряжаются её богатствами?
Чему учит этот рассказ? Являются ли поднятые Селенским проблемы актуальными сейчас?
Слайд 15Сформулируем выводы
Рассказ «Мешок с волками» о взаимо-отношениях человека и природы.
Главный герой
– безымянный охотник……………………………………
Городской горе-рыболов – это просто…
Сам рассказчик помнит о правилах и задумывается о….
Слайд 16Почему рассказ смешной?
Зачем на рыбалке топорик и лопата?
Какие сцены в рассказе
вам показались смешными и почему?
Слайд 17Приёмы комического
Комическое – значит смешное.
Юмор – добрый, весёлый смех.
Ирония – тонкая
лукавая насмешка.
Сатира – беспощадное осмеяние порока, поступка, деяния.
Средства создания комического: комический персонаж, комическая деталь, комические обстоятельства.
Слайд 18ЧУДЕСА В РЕШЕТЕ, или…
…Что поразило, заинтересовало меня в рассказе «Мешок с
волками»?
Слайд 19ПОДУМАЕМ…
Зачем нужно было читать этот рассказ?
Слайд 20ПРАВИЛА ДЛЯ РЫБОЛОВА
1. За один раз один человек может поймать не
более пяти килограммов рыбы.
2 . На леске должно быть не более пяти крючков.
3. Мелкую рыбу следует выпускать обратно в воду.
4. Закон запрещает ловить рыбу сетью, «телевизором» и другими запрещёнными орудиями лова.
4. Нельзя оставлять на берегу мусор. Костёр надо потушить и залить водой.
Слайд 21И в заключение…
Рассмотрим пейзажи наших художников.
Решим вместе с составителем кроссворд «Рыбалка
и рыбаки».
Обратим внимание на книжную выставку.
И всех поблагодарим за внимание.