Слайд 1Взаимодействие стилей
Русский язык и культура речи
Чиконина Г.В., к.п.н., доцент
Слайд 22.2. Взаимодействие стилей
Содержание
Какова судьба функциональных стилей в современной языковой ситуации.
Умение выделять
основные функциональные признаки создаваемого вами текста
Слайд 3Каковы принципы отбора и композиции языковых единиц?
Словарно-грамматические списки, якобы составляющие суть
стилевых явлений?
Векторное описание.
Вектор (лат. vector - несущий) – в математике и физике – абстракция объекта, которую характеризуют не только величина, но и направление (например, сила, скорость).
Слайд 4Каковы принципы отбора и композиции языковых единиц?
Вектор – отрезок направления, изображающий
некоторые величины (например, стремление сохранить склонение числительных или употребление отчеств) и сумму этих величин, если она дает отклонение от основного направления (в перспективе – терпимость к ошибкам при склонении числительных и расширение сфер употребления без отчеств)
Слайд 5Каковы принципы отбора и композиции языковых единиц?
Векторные поля – непрерывная последовательность
стилевых явлений, разные связи внеязыковой и языковой действительности.
Стилистика текстов – многомерное векторное пространство, совокупность всех векторных полей
Слайд 6Каковы принципы отбора и композиции языковых единиц?
Описание законов составления текстов и
их типология:
текст строится из любых единиц языка, если они отвечают логике его построения: замысел служит для автора вектором отбора и композиции выразительных средств
Слайд 7Каковы принципы отбора и композиции языковых единиц?
Основание классификации различных текстов: стилевые
установки, задающие не специфичные наборы средств выражения и приемы их конструирования, но специфичные направления их выбора из общего источника. Эти направления – конструктивно-стилевые векторы (КСВ).
Слайд 8Группировки текстов
1. Книжные специальные тексты.
2. Книжные неспециальные тексты.
3. Разговорные тексты.
4. массово-коммуникативные
тексты
Слайд 9Практикум
Тест
1. К книжным специальным текстам относится:
а) газетная статья;
б) закон;
в) дневник;
г) роман.
Слайд 10Практикум
Тест
2. Чередование стандарта и экспрессии характерно для текстов:
а) книжных специальных;
б) книжных неспециальных;
в) разговорных;
г) массово-коммуникативных.
Слайд 11Практикум
Тест
3. Предсказуемость адресата выше:
а) в книжных специальных текстах;
б) книжных неспециальных текстах;
в)
разговорных текстах;
г) массово-коммуникативных текстах.
Слайд 12Практикум
Тест
4. По тематике и быстроте потери актуальности схожими являются тексты:
а) книжные специальные и книжные неспециальные;
б) книжные неспециальные и массово-коммуникативные;
в) разговорные и массово-коммуникативные;
г) разговорные и книжные неспециальные.
Слайд 13Вопросы для самоконтроля
Что такое конструктивно-стилевые векторы?
Представьте в виде схемы классификацию текстов
по КСВ. Укажите функции каждой группы.
Какие тексты ориентированы только на реализацию коммуникативной функции, а какие — также на реализацию эстетической функции?
Каковы функции массово-коммуникативных текстов?
Слайд 14Темы для рефератов
Действие конструктивно-стилевого вектора в книжных неспециальных текстах.
Влияние профессиональной компетентности
собеседников
на язык книжных специальных текстов.
Реализация эстетической функции в современных художественных текстах.
Слайд 15Литература
Костомаров В.Г. Наш язык в действии: очерки современной русской стилистики. М.,
2005.