Введение презентация

Содержание

Задания: Эссе: Я как великий ученый –о себе. Прочитать книгу Джеймса Д. Уотсона «Двойная спираль». Написать эссе о своих впечатлениях о книге. «Мне понравилось –мне не понравилось». Составить словарь терминов по

Слайд 1Кратасюк Валентина Александровна
профессор, д.б.н. (биофизика), зав.кафедрой биофизики, Институт фундаментальной биологии и

биотехнологии СФУ,
в.н.с. Института биофизики СО РАН, Courtesy Professor of University of Florida, Почетный работник высшего профессионального образования

История биологии. Научный метод.


Слайд 2Задания:
Эссе: Я как великий ученый –о себе.
Прочитать книгу Джеймса Д. Уотсона

«Двойная спираль». Написать эссе о своих впечатлениях о книге. «Мне понравилось –мне не понравилось».
Составить словарь терминов по материалам лекции –сдать по окончании. Ф.И.О. группа
Научный метод –знать, что это такое и уметь применить к объяснению явления.
Тест по лекции 1 на лекции 2


Слайд 3Основная литература
История и методология биологии и биофизики: учеб. пособие / В.

А. Кратасюк, И. Е. Суковатая, Е. В. Немцева и др. – 613 с. – (История и методология биологии и биофизики: УМКД № 141-2008 / рук. творч. коллектива В. А. Кратасюк).
История биология (с древнейших времен до наших дней) / под ред. С.Р. Микулинского. – М.:Наука, 1972.
История биологии (с начала ХХ века до наших дней) / под ред. Л.Я. Бляхера. - М.:Наука, 1975.
Азимов А.. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004- 223с.

История и методология биологии и биофизики


Слайд 4Дополнительная литература
Кун Томас. Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001.
Поппер К..

Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.
Умберто Эко «Как написать дипломную работу»
Ю.В.Чайковского "Познавательные модели, плюрализм и выживание". ( Международный философский журнал "Путь" N1, 1992 год.)


История и методология биологии и биофизики


Слайд 5НАУКА –ИСТОРИЯ НАУКИ -НАУКОВЕДЕНИЕ
История и методология биологии и биофизики
Количество статей в

библиографической базе данных PubMed (1) и количество фрагментов в банке данных нуклеотидных последовательностей GenBank (2) в 1982-2000 гг. Данные приведены в логарифмическом масштабе

Слайд 6СВЯЗЬ БИОЛОГИИ И ИСТОРИИ БИОЛОГИИ
БИОЛОГИЯ
ЦЕЛЬ - РЕЗУЛЬТАТ:
накопления знаний об

органическом мире
теории и методы в биологии

ИСТОРИЯ НАУКИ
ЦЕЛЬ - ПРОЦЕСС ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ:
пути и логика накопления знаний об органическом мире
процессы зарождения, развития и преобразования теорий и методов биологии
место и роль этих теорий, гипотез и методов в истории познания биологических явлений и закономерностей.

История и методология биологии и биофизики


Слайд 7ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА «История и методология биологии и биофизики»
1. Развитие и

преобразование ведущих концепций биологии (???):
отбор фактов, имен и событий, характеризующих магистральную линию развития науки о жизни
характер и уровень конкретных биологических знаний и представлений (фактический материал) определенной эпохи

История и методология биологии и биофизики


Слайд 8СХЕМА ОБЩЕГО ХОДА РАЗВИТИЯ НАУКИ
а, б, в, г - экстенсивный путь

развития науки
А, Б, В, Г - интенсивный путь развития науки

История и методология биологии и биофизики


Слайд 9ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА «ИСТОРИЯ и МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ»
2. Историческая обусловленность основных этапов

развития биологии, ее достижений.

История и методология биологии и биофизики


Слайд 10Факторы, определяющие развитие науки:
Потребности общественного производства и производственная деятельность людей, стимулирующая

их к познанию.
Влияние социальных условий (политика, идеология, культурно-исторические традиции, интеллектуальный климат, финансирование науки и т.п.)

История биологии


Слайд 11Современный этап развития науки
Фундаментальные исследования
Теоретические
Экспериментальные
Прикладные исследования
Коммерциализация
Фонды, гранты….
Системы рейтинга


Слайд 123.Возникновение новых методов исследования
Появление новых концепций и взглядов,
Интенсификация исследований в новых

научных направлениях,
Переход к новой, более высокой ступени познания.

а, б, в, г - экстенсивный путь развития науки
А, Б, В, Г - интенсивный путь развития науки

История и методология биологии и биофизики


Слайд 133.Возникновение новых методов исследования. Примеры:
Изобретение микроскопа открыло новый мир живых существ.


Открытие методов окраски препаратов и серийных срезов
Прижизненная окраска и прижизненное наблюдение
Электронная микроскопия

История и методология биологии и биофизики


Слайд 143.Возникновение новых методов исследования: эмбриология животных
Х.И. Пандер и К. М. Бэр:

метод наблюдения за развитием куриного эмбриона - открытие зародышевых листков, развитие идет путем дифференциации более простых закладок
К.Бэр: сравнительный метод - учение об основных типах развития
А.О. Ковалевский и И.И. Мечников: эволюционный принцип (исторический метод) в эмбриологии - возникновение сравнительной эмбриологии
Экспериментальный метод
Метод меченых атомов

История и методология биологии и биофизики


Слайд 15Утверждение исторического метода изучения биологических явлений
История и методология биологии и

биофизики

Слайд 163.Возникновение новых методов исследования
«Всеми своими достижениями физиология XIX в. обязана применением

к изучению явлений жизни физических и химических методов исследования.» К.А.Тимирязев

История и методология биологии и биофизики


Слайд 17Возникновение молекулярной биологии
1940-е годы: накопление данных о биохимических основах жизни.
Химические и

физические процессы в организме на молекулярном уровне.
Рост: биохимия, биофизика, радиобиология.
Возникновение молекулярной биологии.

История и методология биологии и биофизики


Слайд 183.Возникновение новых методов исследования:
Создание нового научного метода
Перестройка установившихся теоретических представлений
Пересмотр накопленного

наукой материалов и методов

История и методология биологии и биофизики


Слайд 19ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА «ИСТОРИЯ и МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ»
4. Роль личности ученого
Характер,

психологический склад, своеобразие исследовательских подходов, мотивация творчества, соотнесение личности ученого с результатами его творческой деятельности. Психология науки.

История и методология биологии и биофизики


Слайд 20Знаете ли Вы выдающихся ученых?
История и методология биологии и биофизики


Слайд 21Леонардо да Винчи
История и методология биологии и биофизики


Слайд 22Грегор Мендель
История и методология биологии и биофизики


Слайд 231807- 1834 Немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт.
История и методология биологии и биофизики


Слайд 24Галилео Галилей (1564-1642)
История и методология биологии и биофизики


Слайд 25Исаак Ньютон (1643-1727)
История и методология биологии и биофизики


Слайд 26М.В. Ломоносов (1711-1765)
История и методология биологии и биофизики


Слайд 27Карл Линней (1707-1778)
История и методология биологии и биофизики


Слайд 28Жан Батист Ламарк (1744-1829)
История и методология биологии и биофизики


Слайд 29Чарльз Дарвин, Альфред Рассел Уоллес 1858г. - теория естественного отбора как

МЕХАНИЗМА ЭВОЛЮЦИИ

История и методология биологии и биофизики


Слайд 30Гольд Виктор Моисеевич


Слайд 32Терсков Иван Александрович, Киренский Леонид Васильевич, Гительзон Иосиф Исаевич


Слайд 33Академик Н.Семенов
«У настоящего ученого занятие наукой является непреодолимой потребностью, более того,

подлинной страстью, которая всегда романтична»

История и методология биологии и биофизики


Слайд 34ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА «ИСТОРИЯ и МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ»
5. Теория и история познания

Раскрытие

логики развития и основных закономерностей получения новых знаний, понимание того каким образом и какими средствами были достигнуты успехи биологической науки.

История и методология биологии и биофизики


Слайд 35СТРУКТУРА ПОЗНАНИЯ СИСТЕМЫ
История и методология биологии и биофизики


Слайд 36Схоластическая, механистическая, статистическая, системная, диатропическая модели и их взаимосвязь.
Считаем:
что человек и человечество

являются теми действующими факторами, которые "создали" цивилизацию и все присущие ей проблемы;
стоим на материалистических позициях (полагая, что Бога или эквивалентного ему явления в природе нет);
что общение между людьми (информационный обмен в обществе) происходит при непосредственном участии интеллекта, который и определяет целостность системы ЧЕЛОВЕЧЕСТВО;
что практическая деятельность человека и человечества (познание мира) определяются в каждую эпоху господствующей моделью познания.

История биологии


Слайд 37Ю.В.Чайковский "Познавательные модели, плюрализм и выживание "//Международный философский журнал "Путь "

, N1, 1992 год

«…В каждую  эпоху обычно господствуют одна - две модели, образующие ядро познавательных средств эпохи, тогда как остальные модели составляют в это время периферию познания. При этом каждой познавательной модели соответствуют свои взгляды на природу, в том числе - свой технократизм и своя экология.”     


Слайд 38Модели европейской науки
Донаучная
Греки и их философия
Схоластическая
Механистическая
Статистическая (классическая наука, Мендель…)
Системная –одно правильное

решение
Диатропическая – нет единого правильного решения

История и методология биологии и биофизики


Слайд 39Схоластическая познавательная модель.
Характерно видеть природу как текст, который надо уметь

прочесть, или как шифр, который надо разгадать.
Появление фундаментального понятия- закон природы (первоначально закон -предписание правителя, обязательное для всех подданных).
Основной порок модели - расчленяющий характер познания: как текст познается через буквы, так природные объекты через их элементы, признаки, код. (Аналитический подход к познанию). 
Методологическая установка - разгадать код.

Слайд 40Механистическая познавательная модель

рассматривает природу как машину, прежде всего - как

часы.
Тенденция покорения природы, но ее оправданием служила теперь не божья воля, а идея прогресса.
"преобразование природы" носило механистический характер: всегда прогрессивно, отрицательные эффекты игнорируются
Новейший механицизм не видит опасности гибели планеты.
Наука найдет выход из любой трудности.
Ни один прежний     экологический кризис не был преодолен; попавшие в кризис цивилизации прошлого погибли (Мессапотамия, Египет, Греция и Рим, Центральная Америка) и замещались новыми этносами. Нынешний кризис глобален, поэтому новому этносу взяться будет, вероятно, неоткуда.
Методологическая установка - выявить механизм и описывающие его уравнения.

Слайд 42Статистическая познавательная модель

Мир как совокупность балансов
Равновесие исходно, а движение трактуется

как отклонение от равновесия и переход от одного равновесия к другому
Методологическая установка - составить баланс однородных величин и вычислить их среднее
Прогрессивно: развитие понятия балансов привело к разработке в физике принципов сохранения.
Баланс природы - такая же абстракция, как бухгалтерский баланс:
замкнутые круговороты по каждому элементу (В.И.Вернадский) - не циклы, а спирали. Не учитывается поступление ископаемых в биосферу и уход вещества из биосферы в осадочные породы.
несбалансированность биосферы является необходимым фактором экосистемной эволюции.

Слайд 43Статистическая познавательная модель
Законы Менделя


Слайд 44Системная познавательная модель

Природа, как и общество = организм
Целое и целесообразное, как

единая система;
Организм как система автоматической регуляции.
Методологический подход - расплывчат: целостность легко констатировать, но трудно доказать.


Слайд 45Системная познавательная модель (одно правильное решение)
Выживанием приспособленнейшего многие объясняли оптимальность наблюдаемых

биологических форм - пчелиных сот, раковин, моллюсков и т.д.
Но для биологических форм характерно огромное разнообразие, в котором примеры оптимальных конструкций буквально тонут.
Рядом с экономными сотами медоносной пчелы другие пчелы и шмели строят самые нелепые соты, что не мешает им существовать.
Идея оптимальности организмов детально разрабатывалась в XYII - XYIII веках в рамках "баланса природы" религиозными биологами, но не выдержала критики с позиции разнообразия.
Основная ошибка: неправильное вычленение системы.
Система? Подсистема?

Слайд 46Диатропическая познавательная модель (нет единого правильного решения)
природа как сад, как ярмарка;


каждый элемент множества вносит свой вклад в разнообразие, без него неполное;
природа не инструмент (часы, весы, авторегулятор), а общество...
«диатропическая модель едва начинает входить в научное понимание мира, однако сама она очень стара, старше чем наука... Скорее всего - это самая первая модель познания»


Слайд 47Диатропическая познавательная модель (нет единого правильного решения)
«В любой эпохе можно найти

черты всех познавательных моделей, но в науке они одновременно не господствуют".  


Слайд 48 Модели не могут существовать  в "чистом" виде и естественно  применяются совместно - каждая  решает какую-то свою задачу.
Донаучная
Греки и их философия
Схоластическая
Механистическая
Статистическая (классическая наука,

Мендель…)
Системная –одно правильное решение
Диатропическая – нет единого правильного решения

История и методология биологии и биофизики


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика