Возможности и риски децентрализации: экономические и институциональные факторы презентация

Содержание

Российский маятник сверхцентрализация децентрализация

Слайд 1Возможности и риски децентрализации: экономические и институциональные факторы
.
Н. Зубаревич
МГУ-НИСП


Слайд 2Российский маятник
сверхцентрализация
децентрализация


Слайд 3Понятия и постсоветская история
Децентрализация – это передача полномочий и финансовых ресурсов

из центра на уровень регионов и муниципалитетов
Дерегулирование – менее жесткие нормы и правила, задаваемые на федеральном уровне (СанПиНы, целевые субсидии и др.)
Возможно ли это?
Опыт 1990-х - децентрализация в условиях резкого ослабления федеральной власти
Попытки управляемой децентрализации 2000-х (в т.ч. комиссии Козака/Хлопонина) – результат близок к нулю, за исключением сбрасывания на регионы социальных обязательств (монетизация льгот-2005, зарплаты бюджетников--2012) и плохо финансируемых контрольных функций (Лесной кодекс-2007)

Слайд 4Стагнация 2013 г. и начало нового кризиса в 2014: влияние на

регионы

Стагнация промышленности (0% в 2013 г.), сокращение пром. пр-ва в 1/3 регионов в 2013 г. (Воронежская обл. – рост на 6,4%)
Сокращение инвестиций (- 0,2%), в т.ч. более чем в половине регионов (Воронежская обл. – рост на 14%)
Медленный рост доходов населения (+3,7%) (Воронежская обл. - на 9%)


Слайд 5Динамика инвестиций, 2013 г. к 2012 г., % Более 1/2 регионов –

спад, сильнее - Северо-Запад, Сибирь, Д. Восток

ЦФО

СЗФО

ДВФО

УФО

СФО

СКФО

ПФО

ЮФО



Слайд 6Динамика доходов населения, 2013 г. к 2012 г., % Более 1/2 регионов

– спад, сильнее всего - Северо-Запад, Сибирь, Д. Восток

ЦФО

СЗФО

ДВФО

УФО

СФО

СКФО

ПФО

ЮФО



Слайд 7Состояние бюджетов в 2013 г.
Секвестр федерального бюджета и сокращение трансфертов регионам.


Реальное сокращение доходов бюджетов регионов при необходимости наращивать соц.обязательства
Разбалансировка бюджетов регионов в 2013 г. – доходы: рост на 1% (Воронежская обл. – на 4%), – сокращение налога на прибыль на 13% (Воронежская обл. – на 1%) – снижение федеральных трансфертов на 6% (Воронежская обл. – на 3%). расходы – рост на 6% (Воронежская обл. – на 12%)


Слайд 8Динамика расходов бюджетов регионов 2013 к 2012 , % Рост расходов на физкультуру

и спорт в области – на 37% (в 2012 – на 67%)

Слайд 9Дефицит бюджета – почти все регионы В 38 регионах дефицит бюджета

превысил 10% всех доходов консолид. бюджета за 2013 г. (Воронежская обл. -9,5%).



Слайд 10Долг – 31% собственных доходов конс. бюджетов регионов. Отношение долга к

собственным доходам конс.бюджета региона на 1 фев. 2014 г., %


ВО - 44%


Слайд 11Новые реалии 2014 г.: политический кризис (Крым) и выборы губернаторов
Стагфляция (стагнация

+ инфляция)
Возможные экономические санкции в условиях стагфляции
Выборы – драйвер децентрализации, даже с жесткими фильтрами (вырастет легитимность глав регионов).
Все только начинается…

Слайд 12Возможности и риски децентрализации
Бюджетная система: возможна ли децентрализация и какая?
Дееспособность региональных

элит?
Человеческий капитал и его модернизация?
Развитие городов как основных драйверов модернизации своего региона?
Крупный бизнес: способен ли он "связать" страну?

Слайд 13Ресурсов для налоговой децентрализации немного Доля налогов, поступающих в бюджет региона, от

всех собранных налогов в 2012 г., % (Воронежская обл. – 82%)



Слайд 14Кто "кормильцы" федерального бюджета? В федеральный бюджет идут НДПИ и НДС

Доля в поступлениях налогов в федеральный бюджет, %

Слайд 15Уровень бюджетной обеспеченности. Душевые расходы конс. бюджета региона в 2012 г.,

в т.ч. с корректировкой на ИБР

Москва

НАО

С-Пб

ЯНАО ХМАО Тюменск

Татарстан

Чечня

Сахалин



Слайд 16Какие доходы есть у бюджетов регионов? Структура доходов конс. бюджетов регионов, %


Слайд 17Важнее – система перераспределения Доходы бюджетов регионов и трансферты


Слайд 18Трансферты бюджетам регионов: только четверть по прозрачной формуле


Слайд 19Кому и как помогает федеральный бюджет? Структура трансфертов в 2012 г., %


Слайд 20Какие регионы пытаются развиваться? Доля расходов бюджетов на нац.экономику, %
Белгородская
Тюменская
Татарстан
Калининградс
Сахалин
Якутия
Чукотка


Слайд 21На чем они экономят? Соц.политика и ЖКХ. Доля расходов на соц.политику (соц.защита

и выплаты пособий),%



Слайд 22Кто выигрывает от децентрализации? Население в экономическом пространстве Доля населения РФ (%),

проживающего в регионах с разным уровнем душевого ВРП (с корректировкой. на ценовые различия)

Душевой ВРП
к среднему по РФ

лидеры

аутсайдеры

"середняки"


Слайд 23Региональное неравенство уменьшилось. Факторы - перераспределение нефтегазовой ренты и кризис. Индекс

Джини для рег.неравенства

При децентрализации перераспределение сократится!


Слайд 24Сверхцентрализация управления Соотношение чиновников региональных органов власти и федеральных структур в регионах

– 1 к 2,5



Слайд 25Качество региональных элит
Что есть?
Рейтинги сомнительны
Смотрите, как власти регионов получают и тратят

бюджетные деньги, это более точная оценка
В 10-12 регионах – рискуют и выигрывают. Чемпион – Татарстан.
Большинство – "не орлы", качество региональных властей ухудшилось.

Что будет?
Выборы и смена региональных властей
Приход во власть экономических элит –сильная группа интересов, нет других профессионалов - управленцев
Срощенность власти и бизнеса в регионах – неизбежный этап


Слайд 26Человеческий капитал
Быстрый рост маловероятен (система образования деградирует)
Инертность и стратегии персонального выживания
Рост

доли чиновников в средних классах (НИСП)
Молодежь: постимперский синдром, потребность в сильном лидере
Сокращение численности молодежи в 2010-х (возрастная пирамида)
Эмиграция (утечка мозгов)
Высокая концентрация населения с современными ценностями только в Москве, меньше в С.-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске
Низовая самоорганизация – только в крупнейших городах
Миграции в крупнейшие города

Слайд 27Прогноз половозрастной структуры: быстрый рост численности населения в пенс.возрастах, вход молодежи

на рынок труда будет меньше на треть

2011

2020


Слайд 28Человеческий капитал: мобильность при децентрализации вряд ли вырастет Регионы притока мигрантов


Слайд 29Большие города: как они живут и какие из них модернизируются быстрее?
Демография
Образование
Экономика
Занятость


Зарплата

Слайд 30Динамика численности населения: вклад естественного прироста и миграций в 2011 г.

Треть больших городов (свыше 100 тыс. жителей) теряет население

В


Слайд 31Большие города: возрастная структура Различия только "по краям" – от самой молодой

(Север и Сев.Кавказ) до самой старой (ЦФО, СЗФО)

В


Слайд 32Образование – больше среднеспециальное Структура городского населения регионов по уровню образования (на

1000 населения)



Слайд 33Рынок труда: проблемная специализация экономики – главный фактор базработицы, размер города

влияет меньше. Численность зарегистрированных безработных к трудоспособному населению, %

Набережные Челны, Рыбинск, Тольятти, Череповец, Чебоксары, Курган, Нижний Тагил

города-миллионники


Слайд 34Деиндустриализация большинства крупных городов Объем промышленного производства на душу, 2011
В

деиндустриалиция
Среднее по РФ


Слайд 35Большие города: душевые инвестиции Лидеры - города "больших проектов" и базовых

активов крупного бизнеса. Не получают инвестиций центры слаборазвитых и депрессивных регионов, города обрабатывающей промышленности. Душевые инвестиции в 2011 г., тыс. руб. на чел.

Сочи, Краснодар, Владивосток, Казань,
Нижнекамск, Сургут, Липецк, Калуга

Махачкала, Владикавказ,
Нальчик, Иваново, Кострома,
Бийск, Армавир, Шахты, Стерлитамак, Прокопьевск

В


Слайд 36Сервисная экономика – лидируют столичные агломерации, Краснодар и Екатеринбург Душевой оборот розничной

торговли в 2011 г., тыс.руб./чел.

В


Слайд 37Ввод жилья: население выбирает Подмосковье и Юг. Непривлекательны для жизни промышленные

нестоличные города, Север и Восток

Балашиха, Люберцы, Подольск, Красногорск, Щелково, Жележнодорожн, Ставрополь, Краснодар

Комс.-на-Амуре, Ухта, Мурманск, Березники, Каменск-Уральский, Рубцовск, Дзержинск, Новомосковск, Рыбинск

В


Слайд 38Зарплата: федеральные города и ресурсодобывающий Север/Восток. Корректировка на стоимость жизни снижает

преимущества. Средняя зарплата в городах с населением свыше 200 тыс. чел. в 2011 г., руб.

Москва

СПб

В


Слайд 39Нужна двухшаговая децентрализация
Центр регионы
Регионы

муниципалитеты
От децентрализации выигрывают сильные регионы и крупные города
Но они в России разные…




Слайд 40Развитие больших городов ускорится при двухшаговой децентрализации?
ДА
Региональные центры
Города нефтегазовых регионов и

другие базовые города крупного бизнеса – если позволит региональная власть

НЕТ
Нестоличные и менее крупные города обрабатывающей промышленности
Средние и малые города-райцентры

Человеческий фактор –
качество власти!


Слайд 41Преимущества и издержки децентрализации
Преимущества
Выигрывают регионы и города с конкурентными преимуществами,

они ускоряют экономический рост всей страны
Рост конкуренции регионов и городов за ресурсы (человеческий капитал, инвестиции) заставляет улучшать институты
Регионы влияют на федеральную политику пространственного развития, адаптируя к своим нуждам (меньше сверхзатратных "больших проектов")

Издержки
Рост неравенства регионов (меньше ресурсов для выравнивания)
Мозаичность режимов: "ханства" и "феодальные княжества" с отсталыми институтами
Усиление административ-ного предпринимательства (сращивания региональной власти и бизнеса) при отсутствии контроля снизу
Труднее проводить федеральную политику пространственного развития, нужно механизмы согласования интересов


Слайд 42Что нужно делать (Стратегия 2020): дерегулирование, децентрализация, траспарентность сверху и контроль

снизу - ВЫБОРЫ!

Институциональные:
Двухуровневая децентрализация: центр - регионы – муниципалитеты
Контроль снизу: честные выборы мэров и губернаторов
Передача полномочий с финансовыми ресурсами
Дерегулирование (СанПиНы, отчетность)

Финансовые – новых доходных источников мало (децентрализация НДС и НДПИ усилит неравенство), важнее "правила игры". Какие?
Дотации на выравнива-ние (формула) – не менее 50% объема трансфертов
Широкоцелевая субсидия
Снижение планки "выравнивания" – до 80% от средней по РФ

Что делать – понятно, но мотивации нет


Слайд 43Мониторинги развития регионов и городов России
Независимый ин-т социальной политики Социальный атлас

российских регионов
www.socpol.ru
На главной странице – мониторинг развития регионов
Тематический раздел: Города

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика