Слайд 1Воспитательная система
«Поход в мир своего «Я»
Классный руководитель
7Б класса лицея №82
Руднова Лариса
Борисовна
Программа на 3 года
2006-2009 год
Слайд 2Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классном сообществе комфортной
атмосферы. Достижение такой цели возможно ,если будут решены следующие задачи
Способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся.
Внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности детей, поддерживать и обеспечивать её становление.
Пробудить интерес ребёнка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и самоуважения.
Слайд 3Пути к достижению целевых ориентиров
Свобода (реализация права выбора одного из возможных
вариантов проявления своей активности в сочетании с личной, ответственность за выполнение принятого решения )
Оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях; кто всем недоволен, тот всем неприятен)
Требовательность у себе (путь создания и развития себя, достижения намеченных целей)
Любознательность (стремление всё знать и всему научится; познавая мир, познай и самого себя)
Самопризнание (способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться)
Человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь)
Веселье (радость и удовольствие, получаемые ребёнком от жизни; источником радости может стать любое дело и труд, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а следовательно, приносит удовольствие)
Сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых)
Слайд 4В 11 – 13 лет ребёнок попадает в специфическое положение, которое
можно охарактеризовать как «Я в центре мира». Он начинает интересоваться самим собой: какой я по сравнению с другими? В чём я могу себя проявить? У детей проявляется желание понять себя.
Поэтому начиная с 5 класса приоритетным видом деятельности становится познавательно – игровая деятельность по самопознанию.
Методика «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой. (Нравственная воспитанность учащихся
Тема №1
Что значит быть счастливым? И как ты это понимаешь?
Счастье – это то, что всё хорошо, отлично, удача, всё в порядке у человека. Значит человек всем доволен, у него ничего плохого нет, просто нормальный счастливый человек.
Я понимаю это так: в жизни человека каждое счастье – это положительные эмоции и восторг. Когда человек счастлив, то ему хочется сделать счастливым всех людей
Быть счастливым – значит иметь полноценную семью и главное иметь свободу действий, иметь крепкое здоровье, сильную волю, добивать своих целей. И ещё счастливый человек может сделать счастливыми людей вокруг него!
Слайд 5С чем ты в жизни сталкиваешься?
Я сталкивался с обманом
своего друга. Я очень сильно ему доверял, но один раз он предал и обманул меня и теперь я никому сильно не доверяю.
С неудачами, горем, обидой, злостью, а ещё с победой.
В жизни я сталкиваюсь с разными препятствиями: что–то не получается, с неожиданной радостью, когда я один дома и могу делать что хочу.
У меня бывает много препятствий на моем жизненном пути: это не очень частые ссоры с родителями, это и неугомонный конфликты с друзьями. Просто ужас! Но я как то с этим справляюсь.
Слайд 6Тема №2
«Я – это мои цели;
Я – это
моё детство;
Я – это моё настоящее и будущее»
Кто я и какой я?
Во первых я человек которому нравится эта жизнь, его семья и круг общения. Иногда может показаться, что мне всё нравится, но это не так. Во вторых я человек с некоторыми порой ужасными недостатками. Мне кажется, что очень жизнерадостная и миролюбивая. А ещё я целеустремлённая личность. Вот так!
Я человек живущий на земле и в семье. Я помогая в некоторых случаях родителям и друзьям в общем я жизнерадостный человек и сын
Я не считаю себя какой-то особенной и думаю, что я как и все девочки в моём классе (неплохая как бывают, но и не идеал) Я похожа на своих родителей и горжусь этим.
Слайд 7Я – нужен?
Я очень нужна моим родителям. Не знаю
почему, но сердце мне подсказывает что я для них всё и конечно же они для меня тоже всё.
Я нужен своим родителям, они меня любят. Я считаю что без меня моя семья была бы совсем другой.
Я нужен своей семье, родным. Я нужен своей стране(когда вырасту) Я нужен школе.
Слайд 8Я – мечтаю.
Я мечтаю чтобы у меня в жизни
всё было хорошо. Что бы у меня была удачная карьера адвоката. Мечтаю о том что бы у меня была счастливая семья и чтобы мои друзья оставались моими друзьями.
Я мечтаю быть врачом, чтобы помогать людям, родным, близким, друзьям. Я хочу чтобы на земле все люди были здоровы.
Слайд 9Тема №3
«Чувства бывают разные…»
Стыдно ли боятся?
Чувство страха присуще каждому
человеку, а возникает оно в разных ситуациях. Все боятся совершить какие-либо ошибки а патом боятся отвечать за них. Если я боюсь за свои ошибки или у меня возникает чувство страха – значит я живой человек.
Боятся не надо, но и рассказывать тоже не стоит некому, потому что человек может посмеяться над твоими чувствами или предать тебя. Но иногда можно рассказать своему верному другу и тебе будет легче на душе.
Конечно же нет. Если человек боится, он не должен он не должен держать в себе страх. Смелые люди всегда смотрят страху в лицо. Человек же который боится, избегает его. Так устроена его «внутренняя природа».
Слайд 10Тема №4
«+» - то что вам в себе нравится
Ловкость – я
прыгаю и бегаю очень хорошо, упорство – когда я не могу что то сделать я пытаюсь и пытаюсь это сделать снова. Юмор – у меня хорошее чувство умора.
Если я захочу, то у меня всё получится, я целеустремлённая.
Мне нравится моя внешность. Если мне надоедает мой вид я меняюсь. И мне это нравится. Ещё мне нравится моя оптимистичность, особенно моя голова. Я сообразительная и находчивая.
Я отзывчивый, добрый справедливый милосердный и честный.
Слайд 11«-» - то что вам в себе не нравится
Я любопытный, невниматеьный,
иногда не могу сдержать данного мной слова.
Я ненавижу лень, которая непокорно сидит во мне. Я бываю такая ленивая!!! А ещё бывает так, что я так сильно волнуюсь(например перед уроком)и забываю всё.
Возможно самовлюблённая(немного). Лень!
Целеустремлённость + лень = разочарование в невыполненных целях
Мне не нравится что я часто сначала что-нибудь делаю и говорю а патом понимаю что это не правильно. Мне не нравится что я резкая. А ещё мне не нравится что когда у меня плохое настроение, я порчу его другому
Слайд 12 Профессор Г.К. Селевко, характеризуя сущность человека, выделяет четыре основных
отношения, включенных в изображение путеводной звезды и их проявление в личностных качествах.
Слайд 13Отношение
к деятельности
Отношение к людям
Отношение
к себе
Отношение к вещам
Жизненные знания,
умения, навыки,
ценности
Слайд 17Разноцветные звёздочки путеводной звезды означают:
Синяя(самая тёплая) «Так держать!»- это уверенность, оптимизм,
соответствие поведения ребёнка нравственным нормам.
Жёлтая(тёплая) «Выбери верный путь!»- это не всегда правильное поведение, отклонение от норм и целей, поставленных перед собой.
Красная(самая холодная) «Подтянись!»- зажигается если после самонаблюдения, самоанализа количественной самооценки учащийся почувствовал, что у него есть серьёзные проблемы, которые трудно преодолеть собственными силами. Ему нужна поддержка учащихся, тогда он сможет подтянуться и не отставать от своих односкласников.
Слайд 18Проявление отношений в личностных качествах(характеристика сущности личности по Г.К.Селевко)
Отношение к людям
Общительность – замкнутость, коллективизм – индивидуализм, альтруизм – эгоизм, вежливость – грубость, тактичность – бестактность, правдивость – лживость, чуткость – гуманность, бескорыстность – жадность, верность – непостоянство, оптимизм – пессимизм.
Слайд 19Отношение к деятельности
Инициативность – безынициативность, деловитость – безалаберность, дальновидность –
беззаботность, пунктуальность – необязательность.
Отношение к вещам
Аккуратность – неряшливость, экономность – расточительность, щедрость – скупость, бережливость – небрежность.
Отношение к самому себе
Самокритичность – некритичность, самообладание – растерянность, упрямство – гибкость, храбрость – трусость.
ДЛЯ УЧАСТИЯ В «ПОХОДЕ» ПРИОБРЕТАЮТСЯ УМЕНИЯ И НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ В РАБОТЕ ПО САМОПОЗНАНИЮ И САМОРАЗВИТИЮ.
Слайд 20Самонаблюдение
Каждому необходимо внимательно всматриваться в себя и свою жизнь.
Любой случай в жизни – это своеобразная школа обретения ребёнком жизненного опыта, культуры общения и поведения. Самонаблюдение помогает сформировать систему требований к себе.
Самоанализ
Требуется предельная искренность в отношениях с самим с собой, воля в непрерывной тренировке. Самоанализ служит основой для формирования у ребёнка адекватной самооценки.
Самооценка
Важный регулятор поведения личности. От неё зависит характер отношений с окружающими, правильное понимание своих успехов и неудач.
Слайд 22
Коллектив становится настоящей семьёй, когда из россыпи характеров возникает
содружество. Помочь возникнуть ему должно общее дело. Любая цель, объединяющая людей ведёт к созданию общего поля, в котором происходит обмен энергией, и информацией, ценностями. Таким общим делом для нашего класса стала реализация программы «Поход в мир моего «Я».
Слайд 23Формирование доброжелательных отношений между одноклассниками
Слайд 24Формирование положительных качеств характера одноклассников
Семенюк Ольга
Слайд 33 В целом ребята достаточно доброжелательны друг к другу
и в трудных ситуациях каждый из них находит поддержку у одноклассников. Вне уроков ребята много времени проводят вместе, организуя коллективные игры
Слайд 36 Ребята читают много дополнительной литературы. Почти все дополнительно
занимаются иностранными языками, музыкой, спортом. За 3 года было много экскурсий и походов по родному краю.
Слайд 37Г. Кыштым Сугомакская пещера Осень 2007г.
Слайд 41 ДКЧМК концерт с участием Валеевой Айгуль
Слайд 42Музей воинов интернационалистов Афганистана и Чечни
Слайд 46Ожидаемый результат
Дети, участвуя в «походе», приобрели умения и
навыки, необходимые в работе по самопознанию и саморазвитию. Каждый научился всматриваться в себя и свою жизнь. Ведь любой случай в жизни – это своеобразная школа обретения ребёнком жизненного опыта, культуры общения и поведения, человек неспособный к самонаблюдению, не может отвечать за свои действия и поступки. Дети научились владеть самим собой. А ведь в этом скрыт 1 из важнейших резервов личности.
Слайд 47Почти каждый ребёнок смог овладеть основными критериями самооценки:
Соблюдение общечеловеческих нравственных
норм(гуманизм, правдивость, честность, добросовестность, общительность и т.д.)
Полезность совершённого для себя и для окружающих
А зная последнее, личность способна более целенаправленно и эффективно действовать на пути к «Я» «идеальному».