Слайд 1
Вопросы психологии
личности ученика
(5 – 8 классы)
Слайд 2
Личность (от рус. личина, греч. persona – исходно маска,
или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра).
Это относительно устойчивая система мировоззренческих установок, представлений об окружающем мире и о своем месте в нем, стилей и видов поведения человека, включенного в социальный контекст.
Слайд 3ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
(11 – 14 лет)
Интенсивное половое созревание и
развитие.
Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляе-мость эмоций и настроений.
Самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности.
Ведущая деятельность – общение со сверстниками.
Формирование самооценки и характера.
Возможно возникновение дезадаптивных форм поведения.
Развитие логического мышления.
Повышенная утомляемость и эмоциональность, импульсивность и противоречивость.
Формирование самосознания своего «Я».
Избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей.
Возникает чувство «взрослости».
Новообразования: социальное сознание и самосознание, самоопределение.
Слайд 4
Американский психолог А. Гезел отметил:
11 лет – ребенок. Импульсивен, частая смена
настроения, бунт против родителей, ссоры со сверстниками.
12 лет – ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, растет автономия от семьи, растет влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу.
13 лет – подросток. Обращенность во внутрь (интровертность), самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе.
14 лет – подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями.
Слайд 5Возрастные особенности младшего подростка (от 11 до 12 лет)
Потребность в достойном
положении в коллективе сверстников и семье.
Повышенная утомляемость.
Стремление обзавестись верным другом.
Повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе.
Отсутствие авторитета возраста.
Устойчивость первого впечатления.
Отвращение к необоснованным запретам.
Восприимчивость к промахам учителей.
Отсутствие адаптации к неудачам.
Переоценка своих возможностей.
Тенденция предаваться мечтаниям.
Ярко выраженная эмоциональность.
Лабильность мотивации учения.
Слайд 6Возрастные особенности старшего подростка (от 12 до 14 лет)
Потребность в энергетической
разрядке. Отсутствие экономии в поступках.
Потребность в самовоспитании. Активное подражание идеалу.
Отсутствие выносливости к эмоциональным нагрузкам.
Половое любопытство.
Подвержен эмоциональному «заражению».
Значимость истины и справедливости. Критичность. Бескомпромиссность.
Потребность в автономии.
Адаптация к одобрениям и к неудачам.
Отсутствие авторитета возраста.
Резкие колебания характера и самооценки.
Интерес к качествам личности (и к сверстникам, и к взрослым).
Потребность в популярности.
Пристрастие к эффектам шокового характера.
Отзывчивость на доброту.
Чувствительность к разладу в семье.
Равнение на взрослых. Потребность «быть».
Устойчивость нравственных стереотипов, следование моральным установкам.
Учение уходит на «второй план».
Слайд 7Особенности личности школьников среднего звена в соответствии с темпераментом
Слайд 8Рекомендации для классных руководителей
Активизировать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся.
Координировать
работу учителей-предметников с учащимися их классов.
Повышать психологическую культуру как собственной личности, так и личности ученика.
Способствовать сохранению мотивации учения.
Реализовывать преемственность не только при переходе учащихся из одного звена школьного обучения в другое, но и при изучении различных блоков по учебным предметам.