Слайд 1В.Л.Тамбовцев
Публичное право с точки зрения методологического индивидуализма
VIII Леонтьевские чтения
Санкт-Петербург, 28 февраля
2009
Слайд 2
Деление права на публичное и частное:
определяет установки законодателя и экспертов и
влияет
⇒ на конструкцию норм
⇒ на издержки адресатов и гарантов
⇒ на эффективность законов и определяемых ими институтов
Слайд 3
Эффективность и действенность любого института зависит от его содержания и механизма
принуждения к исполнению, т.е. величины и характера санкций, возлагаемых на нарушителя, эффективности действий монитора
Если в публичных и частных нормах эти вопросы решаются по-разному,
разной будет и эффективность соответствующих норм
Поэтому важно понять продуктивность такого деления, его обоснованность, корректность принятых трактовок
Слайд 4
Источник разграничения: Римское право
Публичное право: имеет в виду интересы Римского государства
Частное
право: имеет в виду интересы отдельного индивида
В наше время это трактуется завуалировано:
ПП защищает общественные интересы, ЧП – частные
⇒ очевидное противоречие практике + невнятность понятия «общественный интерес»
Слайд 5
XIX — начало XX века: альтернативные объяснения деления:
теории материального критерия,
теории формального критерия,
теории, соединяющие формальный и материальный критерии
Общественные отношения в государстве – частные отношения в государстве
Централизация – децентрализация
Императивные – диспозитивные нормы
Властное принуждение – дозволение свободы выбора, и др.
«Противостояние частного и публичного права продолжает действовать и в наши дни, оставаясь для доктрины такой же загадкой сфинкса, как и много веков тому назад» [Иоффе, 2000, с.43]
Слайд 6
Правовые нормы – публичные и частные правовые нормы – законы
Теоретически тексты
законов могут включать нормы как публичные, так и частные
Однако давление неясной доктрины на законодательство, на тексты законов проявляется очень четко
Советский период: «мы ничего “частного” не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное» [Ленин, ПСС, т.44, с.398 (17.05.1922)]
Современная Россия: возрождение цивилистики, Гражданский кодекс, но…
Слайд 7
Уголовный кодекс – общепризнанно сфера публичного права, сфера действий государства
Экономическое объяснение:
больший потенциал насилия государства + экономия на издержках принуждения при его централизации (исторический опыт – частное исполнение судебного решения)
На практике: государственный поиск нарушителя и исполнение приговора,
но частный иск по возмещению ущерба
Слайд 8
Антитраст: государственный поиск нарушителя +штраф в пользу государства,
но частный иск
по возмещению ущерба
⇒ возложение на пострадавших дополнительных издержек
(в антитрасте дополнительно – снижение стимулов к информированию)
Ответственность государства за причинение ущерба (неисполнение договоров, низкое качество услуг и т.п.) в рамках существующего законодательства:
Бюджетный кодекс крайне затрудняет возмещение ущерба [Кузин, 2008, с.95-96]
Слайд 9
Методологический индивидуализм:
единственный субъект действия (носитель интереса, постановщик целей и т.п.)
– индивид
Индивид принимает решения с учетом социального окружения, но исходя из своих интересов и ограниченно рационально
⇒ экстерналии
Негативные экстерналии = ущерб другому индивиду ⇒ НЕ Парето-улучшение ⇒ необходимость сдерживания причинения ущербов
Слайд 10
Сегодня в законодательстве этот принцип действует в отношении частного права,
но
не действует в отношении публичного права
⇒ возможности (широко реализуемые) конкретных чиновников причинять ущербы гражданам, не возмещая их
⇒ редкость Парето-улучшений
⇒ функционирование экономики внутри границы производственных возможностей
⇒ и т.д., и т.п.
Слайд 11
Вывод: в нормах, регламентирующих действия чиновников внутри государства и их взаимодействия
с индивидами, не являющимися работниками государства, должны действовать единые принципы, сдерживающие производство негативных экстерналий
Нормы в качестве адресатов должны указывать не на организации, а на лиц, занимающих определенные рабочие места, полномочия которых допускают возможность производства негативных экстерналий, и включать в роли санкций возмещения причиненных ущербов