Слайд 1В.К.Загвоздкин
Рабочая модель управления факторами качества образовательной среды ДОУ как условия психологического
                                                            
                                    благополучия дошкольников 
Разработка, описание и способ реализации
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ МОДЕЛИ
Новое понимание задач, роли и значения ДОУ в общей системе
                                                            
                                    образования (ДОУ как полноценная образовательная ступень)
Все страны-лидеры в ПИЗА поставили дошкольную ступень во главу системы образования.
Данные научных исследований: а) новые открытия в области нейрофизиологии; б) статистически значимая разница в результатах у детей, посещавших и не посещавших ДОУ; в) статистически значимая разница в учебных успехах детей, посещавших разные ДОУ; г) Высокая экономическая эффективность вложений в ДОУ.
Значение для системы образования страны: количество ДОУ и качество образовательной среды ДОУ.  
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3ЧЕТЫРЕ БЛОКА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОУ
Факторы, обеспечивающие психологическое благополучие детей и целостное
                                                            
                                    эмоциональное, социальное, личностное и когнитивное развитие.
Стратегия оценки и измерения качества (шкалы качества) для внутренней и внешней оценки.
Системные программы улучшения качества работы ДОУ, базирующиеся на оценке качества, выявлении сильных и слабых сторон работы ДОУ.
Сертификация – присвоение знака качества. (добровольно). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4МОДЕЛЬ ФАКТОРОВ КАЧЕСТВА ДОУ 
Качество структуры (рамочные условия) – заданные параметры
                                                            
                                    условий, которые персонал ДОУ не может изменить (соотношение числа взрослых и детей, уровень образования воспитателей, внутренние и внешние пространственные условия, образ ребенка, программы обучения, ориентации и ценности, заданные обществом).
Работа администрации (менеджмент, обеспечение ресурсами).
Качество процессов (качество педагогической работы и организации среды, зависящей от персонала ДОУ).
Связь с семьей.
Контекст – местонахождение ДОУ.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5ОБЛАСТИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6ДОЛЯ ФАКТОРОВ МОДЕЛИ В КАЧЕСТВЕ
  Данные эмпирических исследований:
 От 25%
                                                            
                                    до 50 % уровня качества определяется рамочными условиями, то есть высокое значение рамочных условий для педагогического качества ДОУ.
Качество процесса определятся не только заданными условиями. От 75% до 50% уровня качества зависит от самого ДОУ (Tietze, Rossbach & Grenner 2005).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7ИЗМЕРЕНИЕ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ДОУ
Для оценки качества были разработаны специальные шкалы, в
                                                            
                                    которых каждый признак качества оценивается по 7-ступенчатой шкале.
Каждый признак может быть не выражен (1), выражен минимально (3), выражен средне (4), хорошо (5) и отлично (7)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8МОДЕЛЬ ФАКТОРОВ (ОБЛАСТЕЙ) КАЧЕСТВА
  Данная модель разработана на основе
 
                                                            
                                    анализа исследований, проводившихся в разных странах, опроса большого числа экспертов, педагогов и родителей. 
  На основе обобщения литературы, опросов, дискуссий и т.п. составлен «национальный каталог критериев».
  Признаки, собранные в каталоге критериев, описывают «лучшую практику».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9МОДЕЛЬ ФАКТОРОВ, ИЛИ ОБЛАСТЕЙ КАЧЕСТВА (21 ОБЛАСТЬ)
Организация пространства
Организация дня
Здоровье 
и уход
                                                            
                                    за телом
Прием пищи/питание
Интеграция детей с нарушениями
Переход детский сад-школа
Сотрудничество с семьей
Безопасность
Речь и общение
Покой и сон
Руководство
Приветствие и прощание
Привыкание
Знания об окружающем мире
Культурное много-образие
Социальное и эмоцио-нальное развитие
Искусства, музыка, танцы
Строительство и конструирование
Когнитив-ное развитие
Игра-воображение/ролевая
Движение
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10ФОРМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОТДЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ КАЧЕСТВА
Каждая область качества подразделятся на общую часть,
                                                            
                                    условия и индикаторы (параметры) качества
 Общая часть дает общую характеристику данной области и ее обоснование
 Пример: Область «Социальное и эмоциональное развитие»
Из формулировки общей части: «способ и интенсивность человеческих отношений глубоко влияет на образ себя и образ мира ребенка. 
Поэтому для ребенка так важно присутствие человека, к которому он эмоционально привязан, которому он полностью доверяет».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11ФОРМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЛАСТЕЙ КАЧЕСТВА (ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК)
Область «социальное и эмоциональное развитие»; раздел
                                                            
                                    «условия»: «пространственные условия», «интеракции воспитатель-ребенок», «планирование», «индивидуализация», «многообразие и использование материала» и т.п. 
Аналогичные условия формулируются и для других областей качества.
  
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВКИ ИНДИКАТОРОВ КАЧЕСТВА
Область: социальное и эмоциональное развитие
Условие: интеракция воспитатель-ребенок 
воспитательница
                                                            
                                    поощряет кооперацию между детьми путем комментария и констатации. Если дети проявляют различные формы социального поведения, например, ребенок дает другому ребенку игрушку или предлагает попробовать фрукты, воспитательница сопровождает это действие словами и поддерживает детей в этом действии. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК ИНДИКАТОРОВ КАЧЕСТВА
Социальное и эмоциональное развитие Условие: наблюдение.
Формулировка индикаторов: воспитатель
                                                            
                                    наблюдает регулярно и систематически, как дети выражают свои потребности и чувства, например, потребность в симпатии, страх, радость, неуверенность; 
как дети вступают в контакт, как они кооперируют с другими детьми и завязывают и развивают социальные отношения.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14ПРИМЕРЫ ФОМУЛИРОВКИ ИНДИКАТОРОВ 
В РАЗДЕЛЕ «ПОКОЙ И СОН»
Раздел «Покой и сон»;
                                                            
                                    условие «Индивидуализация», подраздел: учет индивидуальных потребностей и интересов
формулировка индикатора: время покоя и сна определено в соответствии с возрастом и индивидуальными потребностями детей. При этом воспитательница избегает жесткого соблюдения принципа деления детей на «бодрствующих и спящих». 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15ПРИМЕРЫ ФОМУЛИРОВКИ ИНДИКАТОРОВ В РАЗДЕЛЕ «ПОКОЙ И СОН»
Дети могут удовлетворить свою
                                                            
                                    потребность в отдыхе и покое в любое время дня, для чего предусмотрены специальные места. Маленьких детей сопровождает воспитатель,  к которому дети эмоционально привязаны.
Дети, которым нужно больше времени бодрствования, поддерживаются воспитателями. Они в случае необходимости находятся под особым присмотром. Воспитатели проявляют терпение к этим детям.  
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16ПРИМЕР СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ (ИЗМЕРЕНИЯ)ОБЛАСТИ «ПРИВЕТСТВИЕ И ПРОЩАНИЕ»
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
											
                            Слайд 19Результаты диагностики социальных компетенций по методике «ДЖиН 5 +» (метод экспертных
                                                            
                                    оценок)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20
Результаты диагностики социальных компетенций методикой «ДЖиН 5 +»: дефицитарные навыки