Слайд 1В.К.Загвоздкин
Рабочая модель управления факторами качества образовательной среды ДОУ как условия психологического
благополучия дошкольников
Разработка, описание и способ реализации
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ МОДЕЛИ
Новое понимание задач, роли и значения ДОУ в общей системе
образования (ДОУ как полноценная образовательная ступень)
Все страны-лидеры в ПИЗА поставили дошкольную ступень во главу системы образования.
Данные научных исследований: а) новые открытия в области нейрофизиологии; б) статистически значимая разница в результатах у детей, посещавших и не посещавших ДОУ; в) статистически значимая разница в учебных успехах детей, посещавших разные ДОУ; г) Высокая экономическая эффективность вложений в ДОУ.
Значение для системы образования страны: количество ДОУ и качество образовательной среды ДОУ.
Слайд 3ЧЕТЫРЕ БЛОКА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОУ
Факторы, обеспечивающие психологическое благополучие детей и целостное
эмоциональное, социальное, личностное и когнитивное развитие.
Стратегия оценки и измерения качества (шкалы качества) для внутренней и внешней оценки.
Системные программы улучшения качества работы ДОУ, базирующиеся на оценке качества, выявлении сильных и слабых сторон работы ДОУ.
Сертификация – присвоение знака качества. (добровольно).
Слайд 4МОДЕЛЬ ФАКТОРОВ КАЧЕСТВА ДОУ
Качество структуры (рамочные условия) – заданные параметры
условий, которые персонал ДОУ не может изменить (соотношение числа взрослых и детей, уровень образования воспитателей, внутренние и внешние пространственные условия, образ ребенка, программы обучения, ориентации и ценности, заданные обществом).
Работа администрации (менеджмент, обеспечение ресурсами).
Качество процессов (качество педагогической работы и организации среды, зависящей от персонала ДОУ).
Связь с семьей.
Контекст – местонахождение ДОУ.
Слайд 5ОБЛАСТИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО
Слайд 6ДОЛЯ ФАКТОРОВ МОДЕЛИ В КАЧЕСТВЕ
Данные эмпирических исследований:
От 25%
до 50 % уровня качества определяется рамочными условиями, то есть высокое значение рамочных условий для педагогического качества ДОУ.
Качество процесса определятся не только заданными условиями. От 75% до 50% уровня качества зависит от самого ДОУ (Tietze, Rossbach & Grenner 2005).
Слайд 7ИЗМЕРЕНИЕ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ДОУ
Для оценки качества были разработаны специальные шкалы, в
которых каждый признак качества оценивается по 7-ступенчатой шкале.
Каждый признак может быть не выражен (1), выражен минимально (3), выражен средне (4), хорошо (5) и отлично (7)
Слайд 8МОДЕЛЬ ФАКТОРОВ (ОБЛАСТЕЙ) КАЧЕСТВА
Данная модель разработана на основе
анализа исследований, проводившихся в разных странах, опроса большого числа экспертов, педагогов и родителей.
На основе обобщения литературы, опросов, дискуссий и т.п. составлен «национальный каталог критериев».
Признаки, собранные в каталоге критериев, описывают «лучшую практику».
Слайд 9МОДЕЛЬ ФАКТОРОВ, ИЛИ ОБЛАСТЕЙ КАЧЕСТВА (21 ОБЛАСТЬ)
Организация пространства
Организация дня
Здоровье
и уход
за телом
Прием пищи/питание
Интеграция детей с нарушениями
Переход детский сад-школа
Сотрудничество с семьей
Безопасность
Речь и общение
Покой и сон
Руководство
Приветствие и прощание
Привыкание
Знания об окружающем мире
Культурное много-образие
Социальное и эмоцио-нальное развитие
Искусства, музыка, танцы
Строительство и конструирование
Когнитив-ное развитие
Игра-воображение/ролевая
Движение
Слайд 10ФОРМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОТДЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ КАЧЕСТВА
Каждая область качества подразделятся на общую часть,
условия и индикаторы (параметры) качества
Общая часть дает общую характеристику данной области и ее обоснование
Пример: Область «Социальное и эмоциональное развитие»
Из формулировки общей части: «способ и интенсивность человеческих отношений глубоко влияет на образ себя и образ мира ребенка.
Поэтому для ребенка так важно присутствие человека, к которому он эмоционально привязан, которому он полностью доверяет».
Слайд 11ФОРМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЛАСТЕЙ КАЧЕСТВА (ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК)
Область «социальное и эмоциональное развитие»; раздел
«условия»: «пространственные условия», «интеракции воспитатель-ребенок», «планирование», «индивидуализация», «многообразие и использование материала» и т.п.
Аналогичные условия формулируются и для других областей качества.
Слайд 12ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВКИ ИНДИКАТОРОВ КАЧЕСТВА
Область: социальное и эмоциональное развитие
Условие: интеракция воспитатель-ребенок
воспитательница
поощряет кооперацию между детьми путем комментария и констатации. Если дети проявляют различные формы социального поведения, например, ребенок дает другому ребенку игрушку или предлагает попробовать фрукты, воспитательница сопровождает это действие словами и поддерживает детей в этом действии.
Слайд 13ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК ИНДИКАТОРОВ КАЧЕСТВА
Социальное и эмоциональное развитие Условие: наблюдение.
Формулировка индикаторов: воспитатель
наблюдает регулярно и систематически, как дети выражают свои потребности и чувства, например, потребность в симпатии, страх, радость, неуверенность;
как дети вступают в контакт, как они кооперируют с другими детьми и завязывают и развивают социальные отношения.
Слайд 14ПРИМЕРЫ ФОМУЛИРОВКИ ИНДИКАТОРОВ
В РАЗДЕЛЕ «ПОКОЙ И СОН»
Раздел «Покой и сон»;
условие «Индивидуализация», подраздел: учет индивидуальных потребностей и интересов
формулировка индикатора: время покоя и сна определено в соответствии с возрастом и индивидуальными потребностями детей. При этом воспитательница избегает жесткого соблюдения принципа деления детей на «бодрствующих и спящих».
Слайд 15ПРИМЕРЫ ФОМУЛИРОВКИ ИНДИКАТОРОВ В РАЗДЕЛЕ «ПОКОЙ И СОН»
Дети могут удовлетворить свою
потребность в отдыхе и покое в любое время дня, для чего предусмотрены специальные места. Маленьких детей сопровождает воспитатель, к которому дети эмоционально привязаны.
Дети, которым нужно больше времени бодрствования, поддерживаются воспитателями. Они в случае необходимости находятся под особым присмотром. Воспитатели проявляют терпение к этим детям.
Слайд 16ПРИМЕР СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ (ИЗМЕРЕНИЯ)ОБЛАСТИ «ПРИВЕТСТВИЕ И ПРОЩАНИЕ»
Слайд 19Результаты диагностики социальных компетенций по методике «ДЖиН 5 +» (метод экспертных
оценок)
Слайд 20
Результаты диагностики социальных компетенций методикой «ДЖиН 5 +»: дефицитарные навыки