Викторина Путем Ломоносова презентация

Содержание

Слайд 1Выполнила:
Пузикова Ольга,
7 «А» класс, МОУ «СОШ № 112»,
Г. Трехгорный


Челябинской области

Викторина «Путем Ломоносова»


Слайд 2 Вашему вниманию предоставляется рассказ-викторина о жизни великого русского ученого, просветителя

и поэта Михаила Васильевича Ломоносова. Путешествие будет очень интересным, поэтому будьте внимательны и находчивы! Удачи!

Начать


Слайд 3Поморье… Это край с суровой природой, самобытной историей, высокой культурой и

активной хозяйственной жизнью, с сильными, талантливыми и свободными людьми. Об одном из известных на Русском Севере человеке сейчас и пойдет речь в вопросе.


Слайд 4Вопрос 1
Деятельность этого архиепископа оставила заметный след в культурной истории Поморья.

Он сурово, неуклонно и энергично проводил в жизнь большинство петровских начинаний во вверенной ему епархии, охватывавшей огромное пространство на севере России. Также священник был широко образованным человеком: владел несколькими иностранными языками, имел в своей библиотеке не только церковные, но и светские книги; интересовался астрономией.
Именно это побудило Петра I после смерти владыки-энциклопедиста искать ему достойную замену. И такой заменой как раз оказался Ломоносов, который так же, как и вышеописанный церковный деятель, родился в Поморье.
Как звали священника?

Ответ


Слайд 5Афанасий Любимов, архиепископ Холмогорский и Важеский.


Слайд 6«В 1711 году, в эпоху когда Пётр I совершал свои великие

преобразования и когда плод этих преобразований, Полтавская победа, — „наше русское воскресение“, по выражению Петра, — уже решила вопрос о будущности России, как могущественного европейского государства», родился наш герой, который окончательно разделил науку и искусство, чудесным образом сочетая и объединив их в своём творчестве. Его родители, занимавшиеся рыболовством, имели средний достаток и небольшой земельный надел.


Слайд 7Вопрос 2
Когда по указу Петра I поморы начали строить новые

морские суда, то Василий Дорофеевич Ломоносов первым из жителей края соорудил и оснастил по-европейски гукор, на котором сын Михаил часто вместе с отцом совершал морские переходы в Северный Ледовитый океан и к Новой Земле. Какие два названия имело это «новоманерное» судно?

Ответ


Слайд 8 «Святой архангел Михаил» - имя корабля на борту; «Чайка»

- прозвище, которое дали гукору куростровцы.

Слайд 9Прошло 10 лет, и будущий ученый начал учиться грамоте у местного

дьякона Семена Никитича Сабельникова, а затем «вратами учёности» для Ломоносова стали добытые у Христофора Дудина им книги: «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. В 14 лет юноша уже грамотно и четко писал.


Слайд 10Вопрос 3
Юный Ломоносов не только приобретал знания, но и

делился ими. Научившись писать, он часто помогал односельчанам с деловыми бумагами. Сохранился один из ранних его автографов – подрядная запись – договор на строительство церкви в Куростровской волости, где он расписался вместо неграмотных крестьян. Что рукой Михаила было написано в документе?

Ответ


Слайд 11 «...Вместо подрядчиков Алексея Аверкиева сына Старопоповых да Григорья сына

Иконникова по их велению Михайло Ломоносов руку приложил».


Слайд 12В 1730 году Ломоносов предпринял решительный шаг: он взял у Ивана

Шубного взаймы три рубля и на обозе с рыбой отправился в Москву. А дальше юноша оказался в отчаянном положении. Как быть?


Слайд 13 После того, как Ломоносов добрался до Москвы, он не

сразу поступил в Славяно-греко-латинскую академию, а обратил внимание на Математико-навигацкую школу, располагавшуюся в здании Сухаревой башни. Здесь обучали многим наукам: математике, судоходству, астрономии и другим, но Ломоносов отказался от своего выбора. Почему?

Вопрос 4

Ответ


Слайд 14 В этой школе не преподавали латинский язык. Ломоносов понимал,

что без латинского языка нельзя стать хорошим учёным, поэтому Михайло не поступил в Математико-навигацкую школу.

Слайд 15Учиться было нелегко – приходилось жить впроголодь, ведь стипендия составляла около

трех копеек в день. Но природный ум, большой талант и поразительное трудолюбие позволили Ломоносову за полгода проходить каждую из последующих ступеней в академии.


Слайд 16Вопрос 5
В 1734 году Ломоносов решил заняться литейным делом. Он каждое

воскресенье ходил в Кремль к мастеру колокольных дел Моторину и помогал ему делать выкладки: какого материала и сколько надо. К созданию какого памятника приложил руку будущий ученый?

Ответ


Слайд 17 Ломоносов приложил руку к созданию Царь-колокола.


Слайд 18 После окончания академии Михайло Ломоносов отправился на учебу в Петербург,

а затем – в Германию изучать химию и горную металлургию. Он начинает комплектовать свою библиотеку и проявляет интерес к занятиям естественной историей.


Слайд 19 Изучение естественных наук Ломоносов успешно сочетал с литературными занятиями.

Он познакомился с новейшей немецкой литературой. Его любимый поэт был признан и оценен Гёте, как значительный лирик. Как его звали?

Вопрос 6

Ответ


Слайд 20 Иоганн Христиан Гюнтер.


Слайд 21 Михайло вернулся в Россию в ранге перспективного молодого ученого, вскоре

ставший адъюнктом профессора физики. С этого момента начался новый этап в жизни Ломоносова.


Слайд 22Вопрос 7
Через год после этого события ученый публично оскорбил Винсгейма: «Ругаясь

оному профессору, остановился и весьма неприличным образом обесчестил, крайне поносный знак самым подлым и бесстыдным образом против них сделав». Далее «поносил он профессора Винсгейма и всех прочих профессоров, называя их плутами и другими скверными словами, что и писать стыдно…» Вскоре после этого 11 профессоров обратились в следственную комиссию и потребовали «сатисфакции». 28 мая Ломоносов, вызванный в комиссию, наотрез отказался отвечать на вопросы, заявив, что «подчинен Академии наук, а не комиссии» и «по-пустому ответствовать» не намерен. К чему это дальше привело?

Ответ


Слайд 23 Это привело к тому, что Ломоносова арестовали.


Слайд 24Большую часть жизни Ломоносов посвятил науке. Давайте заглянем в его лабораторию

и ответим на вопросы:



Слайд 25В трудах по физике наш герой большое внимание уделил световым явлениям

и теории цветообразования. Его труды имели практическое значение, в том числе и в выработке красителей. Производство каких новых красок было организовано благодаря ученому?

Вопрос 8

Ответ


Слайд 26 Благодаря Ломоносову было организовано производство «краповой» краски для тканей,

начавшегося около 1759 года, а также синей брусковой краски – «русского индиго».

Слайд 27Перед вами описание летательного аппарата, модель которого сделал Ломоносов:
"№ 4...Высокопочтенный советник

Ломоносов показал изобретённую им машину, называемую им аэродинамической [воздухобежной], которая должна употребляться для того, чтобы с помощью крыльев, движимых горизонтально в различных направлениях силой пружины, какой обычно снабжаются часы, нажимать воздух [отбрасывать его вниз], отчего машина будет подниматься в верхние слои воздуха, с той целью, чтобы можно было обследовать условия [состояние] верхнего воздуха посредством метеорологических машин [приборов], присоединённых к этой аэродинамической машине…"
Прототипом какого воздушного вида транспорта послужила эта модель?

Вопрос 9

Ответ


Слайд 28 Модель являлась прототипом вертолета.


Слайд 29Вопрос 10
Михаил Васильевич Ломоносов никогда не занимался биологией, но его именем

названо животное из семейства ракообразных, обитающее на подводных вулканах. Какое название дали этому животному и почему?

Ответ


Слайд 30Stygiopontius lomonosovi. Этот вид назвали так, потому что он был найден

научным сотрудником биологического факультета МГУ и его коллегами из Немецкого центра морского биоразнообразия.


Слайд 31Вопрос 11
Михаил Васильевич Ломоносов был не только всесторонне развитым ученым, но

и талантливым педагогом. Он считал, что обучение ребенка должно быть связано с его нравственным воспитанием. В чём, по его мнению, должна состоять цель воспитания детей?

Ответ


Слайд 32Цель воспитания должна состоять в формировании человека-патриота, главными качествами которого должны

быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине.


Слайд 33Невозможно представить себе Ломоносова без его главного детища – Московского университета,

ныне МГУ им. Ломоносова. Основной принцип устройства университета (о чем и раньше он говорил Шувалову) сводится, по мысли Ломоносова, к тому, «чтобы план Университета служил во все будущие роды».


Слайд 34Вопрос 12
Для управления учебным процессом в Московском университете Ломоносов вводит свою

систему отметок, наказаний и поощрений. Сколько их было и какие?

Ответ


Слайд 35В Московском университете было 10 видов отметок:
В. И. - «все

исполнил»,
Н. У. - «не знал уроку»,
Н. Ч. У. - «не знал части уроку»,
3. У. Н. Т. - «знал урок нетвердо»,
Н. 3. - «не подал задачи»,
X. 3. - «худа задача»,
Б. Б. - «болен»,
X. - «не был в школе»,
В. И. С. - все исполнил с избытком»,
Ш. - «шабаш».


Слайд 36В 1765 году великому русскому ученому пришла пора умирать. И перед

своей смертью он составил завещание.


Слайд 37Кому было передано «мозаичное дело» после смерти Ломоносова?

Вопрос 13
Ответ


Слайд 38 «Мозаичное дело» было передано шурину Иоганну Цильху и мастеру

Матвею Васильеву.

Слайд 39Вот и закончилась наша викторина. Надеюсь, что она вам понравилась.


Слайд 40- Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 (Ломоносов, Михаил Васильевич);
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%8E%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80,_%D0%98%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD (Гюнтер, Иоганн Христиан)
- Полная биография

М.В. Ломоносова - http://lomonosov.name/
- Новый вид животного из морской пучины http://www.nature.air.ru/smi/index.htm
- Журнал «Наша история. 100 великих имен», № 19 «Михаил Ломоносов», 2010 год
- Ишинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В. Ломоносов – великий русский ученый. - М.: Педагогика, 1986. - (Библиотечка Детской энциклопедии «Ученые - школьнику»).
- Осокин В.Н. Российскою землей рожденный. Историческая повесть о М. Ломоносове. - М.: Молодая гвардия, 1971. («Пионер – значит первый»)

Источники


Слайд 41
Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика