Слайд 1Вагоны
Курс лекций
Разработал:
доцент кафедры «ЛКР ИПС»
Желдак К.В.
Слайд 2Литература
Технические средства железных дорог. Гундорова Е.П., 2003г. Стр. 17
Вагоны. Общий курс:
Учебник / Лукин В.В., Анисимов П.С., и др.; Под ред. В.В. Лукина. М.: Маршрут, 2004.
Слайд 3Вопросы к рассмотрению
Общие сведения о вагонах;
Классификация грузовых и пассажирских вагонов;
Основные части
вагона и их характеристика.
Единая нумерация моделей вагонов
Слайд 4Общие сведение о железнодорожных вагонах
Вагон является единицей подвижного состава (ЕПС)
железных дорог.
Вагон предназначен для перевозки грузов или пассажиров и оборудован, соответственно, всеми необходимыми устройствами для их перевозки и для включения вагона в состав поезда.
Слайд 5Историческая справка
Вагон (фр. wagon, от англ. waggon — повозка).
Прототип - небольшая повозка, представлявшая собой
ящик, передвигавшийся по деревянным рельсам на горных предприятиях.
Слайд 6Историческая справка
1764 г. – в первые в России вагонетки (прообраз вагонов) появились
на Колываново-Воскресенском заводе на рудничных и внутризаводских рельсовых дорогах (Алтай).
1788 г. – на Александровском заводе (Петрозаводск);
1810г. – на Змеиногорском руднике;
1834 г. – на Нижнетагильской ж.д. (с паровозной тягой);
1846 г. - производство первых вагонов для железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом (Александровский завод (Санкт-Петербург))
1851 г. – на Царскосельской ж.д. (подвижной состав закуплен в Англии).
Слайд 7Классификация вагонов
По способу перемещения вагоны различают на:
Несамоходные;
Самоходные.
Слайд 8Классификация вагонов
Несамоходные вагоны их перемещение осуществляется локомотивами
Слайд 10Классификация вагонов
Самоходные вагоны называемые автовагонами, которые для передвижения имеют свою энергетическую
установку (автомотрисы, дизель-поезд и др.) или получают энергию от контактной сети (электропоезда, метропоезд)
Слайд 14Самоходные вагоны
Трансферкар рудный. Предназначен для транспортировки шихтовых материалов с рудного двора
к рудным бункерам эстакады доменного цеха.
Слайд 15Самоходные вагоны
Рельсовый автобус. Предназначены для эксплуатации на малодеятельных пригородных линиях как
автономно, так и по системе двух-трех единиц
Слайд 16Классификация вагонов
По назначению вагоны различают на:
Грузовые;
Пассажирские;
Слайд 17Классификация вагонов
К грузовым вагонам относятся вагоны для перевозки различных грузов: жидких,
сыпучих, навалочных, тарно-штучных и т.д.
Слайд 18Классификация вагонов
Пассажирский вагон имеет кузов, который представляет собой закрытое помещение со
всеми основными устройствами, необходимыми для пассажиров (оборудование для сидения или лежания, системы отопления, вентиляции и освещения, туалетные помещения, удобные входы и выходы и т.п.).
Слайд 20Классификация вагонов
По месту эксплуатации вагоны различают:
Магистральные;
Промышленные;
Городского транспорта.
Слайд 21Классификация вагонов
Магистральные вагоны эксплуатируются по сети железных дорог.
Слайд 22Классификация вагонов
Промышленные вагоны эксплуатируются на территории промышленных предприятий и между ними
(карьеры, металлургические и нефтеперерабатывающие комбинаты)
Слайд 23Промышленные вагоны
Думпкар — грузовой вагон для перевозки и автоматизированной выгрузки вскрышных пород
(щебень и др.)
Слайд 24Промышленные вагоны
Хоппер (англ. hopper, буквально - прыгун). Хоппер-дозатор - транспортное средство для перевозки,
механизированной выгрузки, укладки в путь, дозирования балласта при строительстве, ремонте и текущем содержании железнодорожного пути.
Слайд 25Промышленные вагоны
Шлаковоз (англ. slag-pot carriage) — устройство, предназначенное для приема выпускаемого из доменной
печи жидкого шлака и транспортирования его к местам переработки.
Слайд 26Промышленные вагоны
Чугуновоз - вид грузового вагона предназначен для перевозки жидкого чугуна
Слайд 27Классификация вагонов
Вагоны городского транспорта эксплуатируются на территории города (трамвай и метро).
Слайд 28Вагоны городского транспорта
Трамвай (от англ. tram (вагон, вагонетка) и way (путь) -
вид уличного рельсового общественного транспорта для перевозки пассажиров
Слайд 29Вагоны городского транспорта
Метрополитен (фр. métropolitain, сокр. от chemin de fer métropolitain - «столичная
железная дорога»), в просторечии метро - скоростная городская внеуличная железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров
Слайд 30Классификация грузовых вагонов
По роду перевозимого груза вагоны различают:
Крытые;
Полувагоны;
Платформы;
Цистерны;
Изотермические;
Вагоны специального назначения.
Слайд 31Классификация грузовых вагонов
Крытые вагоны
Предназначены для обеспечения сохранности перевозимого груза в неблагоприятных
метеоусловиях, защиты от кражи и механических повреждений
Слайд 32Классификация грузовых вагонов
Полувагон
Полувагоны предназначены для перевозки навалочных грузов (руда, уголь, лесоматериалы
и т.п.), контейнеров, прочих грузов не требующих защиты от атмосферных осадков.
Слайд 33Классификация грузовых вагонов
Платформа
Платформа (фр. plateforme, от plat — плоский и forme — форма) — грузовой вагон
открытого типа, предназначенный для перевозки длинномерных, штучных и сыпучих грузов, контейнеров и оборудования, не требующих защиты от атмосферных воздействий.
Слайд 34Классификация грузовых вагонов
Вагон-цистерна
Цистерны предназначены для перевозки жидкостей, сжиженных газов и порошковых
грузов.
Слайд 35Классификация грузовых вагонов
Изотермические
Предназначены для перевозки грузов требующих
определенного температурного режима.
Различают вагоны
–термосы и рефрижераторные вагоны.
В эксплуатации находятся автономные и секционные рефрижераторные вагоны (12-ти, 21-о и 23-хвагонные поезда (один вагон машинное отделение , другие грузовые вагоны).
Слайд 36Классификация грузовых вагонов
К вагонам специального назначения относятся вагоны для грузов, требующих
особых условий перевозки.
К этой группе относятся транспортёры для перевозки тяжеловесных и громоздких грузов, вагоны для перевозки автомашин, цемента, скота и других специфических грузов, а также вагоны, предназначенные для технических нужд железных дорог (вагоны-мастерские, вагоны восстановительных и пожарных поездов и др.).
Слайд 37Классификация грузовых вагонов
Транспортеры
Предназначены для перевозки грузов, которые по габаритам и массе
нельзя перевозить в обычных вагонах.
Слайд 38Классификация транспортеров
Транспортеры различают:
Платформенного типа
Слайд 39Классификация транспортеров
Транспортеры различают:
Площадочного типа
Слайд 40Классификация транспортеров
Транспортеры различают:
Сцепного типа
Слайд 41Классификация транспортеров
Транспортеры различают:
Сочлененного типа
Слайд 43Классификация транспортеров
Транспортеры различают:
Колодцевого типа
Слайд 45Вагоны специального назначения
Вагон
весоповерочный
Для проведения поверки вагонных весов и применяются на
предприятиях промышленности, транспорта, торговли, сельского хозяйства, эксплуатирующих большегрузные весы.
Слайд 46Вагоны специального назначения
Двух ярусная платформа (сетка)
Предназначен для перевозки легковых автомобилей
Слайд 47Вагоны специального назначения
Платформа модель 23-469
Предназначена для перевозки лесоматериалов
Слайд 48Вагоны специального назначения
Платформа модель 12-4094
Предназначена для перевозки холоднокатаной стали
Слайд 49Вагоны специального назначения
Бункерный вагон модель 17-917
Предназначена для перевозки полимеров в
гранулах
Слайд 50Вагоны специального назначения
Платформа УК-СП
Предназначена для перевозки стрелочных переводов в сборе
Слайд 51Вагоны специального назначения
Полувагон модель 22-478
Предназначен для перевозки древесной щепы
Слайд 52Вагоны специального назначения
Вагон рельсовоз путеукладочного поезда
Предназначен для транспортировки рельсошпальных решеток
Слайд 53Вагоны специального назначения
Вагон-кран путеукладочного поезда
Предназначен для укладки и снятия рельсошпальных решеток
Слайд 54Вагоны специального назначения
Вагоны пожарного поезда
Слайд 55Классификация грузовых вагонов
По числу осей колесных пар вагоны различают на:
4-хосные;
6-иосные
8-миосные;
Многоосные.
Слайд 56Классификация грузовых вагонов
По степени использования вагоны различают на:
Универсальные;
Специализированные.
Слайд 57Классификация грузовых вагонов
Универсальные вагоны предназначены для перевозки широкой номенклатуры грузов
Достоинства. Возможность
обеспечения полной загруженности в обоих
направлениях маршрута следования.
Недостатки. Невозможность обеспечения полной
механизации при погрузке и выгрузке.
Слайд 58Классификация грузовых вагонов
Специализированные вагоны предназначены для одного вида груза или грузов
сходных физико-технических параметров
Достоинства. Возможность обеспечения полной
механизации при погрузке и выгрузке.
Недостатки. Невозможность обеспечения полной загруженности в обоих направления маршрута следования.
Слайд 59Классификация пассажирских вагонов
По назначению пассажирские вагоны различаются на:
Вагоны повышенной комфортности
Дальнего следования;
Местного сообщения;
Пригородные;
Вагон-ресторан;
Почтовые;
Багажные;
Почтово-багажные;
Специальные назначения.
Слайд 60Классификация пассажирских вагонов
Вагоны дальнего следования - для перевозки пассажиров на большие
расстояния (более 700 км).
Эти вагоны бывают купейными или плацкартными.
Они оборудованы жесткими или мягкими диванами для лежания и поэтому называются жесткими или мягкими вагонами.
Слайд 61Модель 61-4440
вагон пассажирский купейный
Предназначен для перевозки пассажиров и обслуживающего персонала вагона
1
– тамбур тормозного конца вагона
2 – кладовая
3 – служебное отделение
4 – купе проводников
5 – пассажирские купе
6 – туалет I 7 – туалет II
8 – тамбур нетормозного конца вагона
9 – коридор нетормозного конца вагона
10 – большой коридор;
11 – коридор тормозного конца вагона
12 – котельное отделение
Классификация пассажирских вагонов
Слайд 62Классификация пассажирских вагонов
Вагон пассажирский купейного типа
(модель 61-807)
опытный вагон
купейного типа со статическим преобразователем предназначен для перевозок пассажиров в составах пассажирских поездов с централизованной системой энергоснабжения.
Слайд 63Классификация пассажирских вагонов
Вагоны местного сообщения - для перевозки пассажиров на более
короткие расстояния, преимущественно в дневное время. В этих вагонах имеются удобные кресла для сидения.
Слайд 64Классификация пассажирских вагонов
1 – тамбур тормозного конца вагона
2 – кладовая
3 –
служебное отделение
4 – купе проводников
5 – пассажирское помещение
6 – туалет I 7 – туалет II
8 – тамбур нетормозного конца вагона
9 – коридор нетормозного конца вагона
10 – коридор тормозного конца вагона
11 – котельное отделение
Модель 61-4447
вагон пассажирский некупейный
Предназначен для перевозки пассажиров и обслуживающего персонала вагона
Слайд 65Классификация пассажирских вагонов
Вагон пассажирский не купейного типа (модель 61-821)
предназначен для
выполнения ближних и дальних массовых перевозок по магистральным путям МПС колеи 1520 мм в составах поездов, курсирующих со скоростью до 160 км/ч.
Слайд 66Классификация пассажирских вагонов
Вагоны пригородные - для перевозки пассажиров на небольшие расстояния
в сравнительно короткое время (1-2 ч); они оборудованы диванами (жесткими или мягко-жесткими) для сидения;
Слайд 67Классификация пассажирских вагонов
Вагоны-рестораны - для организации питания пассажиров в пути следования.
В вагоне имеются зал, кухня, кладовые с холодильными установками для хранения продуктов и другие отделения;
Слайд 68Классификация пассажирских вагонов
Модель 61-4460
вагон-ресторан
Предназначен для обеспечения пассажиров горячим питанием по
заказам в салоне ресторана
Слайд 69Классификация пассажирских вагонов
Вагон-столовая колеи 750 мм (модель 48-053)
Предназначен для обеспечения горячей
пищей персонала, работающего на значительном расстоянии от постоянных баз.
Слайд 70Классификация пассажирских вагонов
Почтовые – для перевозки почтовых грузов. Вагон имеет кладовые,
зал для почтовых операций и помещения для обслуживающего персонала
Слайд 71Классификация пассажирских вагонов
Модель 61-516
Вагон почта
Предназначен для перевозки, сортировки и обмена в
пути следования почтовых отправлений в составе пассажирских или специальных поездов
Слайд 72Классификация пассажирских вагонов
Багажные – для перевозки багажа пассажирских поездов. В вагонах
имеются кладовые с погрузочно – разгрузочными механизмами и помещениями для обслуживающего персонала;
Слайд 73Классификация пассажирских вагонов
Модель 61-517
Вагон багажный
Предназначен для транспортировки багажа в пассажирских или
отдельных почтово-багажных поездах
1-тамбур, 2-туалет с душем, 3-коридор, 4-служебное отделение, 5-купе для раздатчиков багажа, 6-багажная кладовая,
7-котельное отделение
Слайд 74Классификация пассажирских вагонов
Почтово–багажные – используемые в качестве почтовых и багажных вагонов
на участках железных дорог с небольшими пассажирскими перевозками
Слайд 75Классификация пассажирских вагонов
Вагоны повышенной комфортности подразделяются:
экономического класса - вагоны с 4-местными
купе и с местами для сидения ;
бизнес - класса - вагоны с 2-местными купе (СВ);
Слайд 76Классификация пассажирских вагонов
Повышенной комфортности
Вагон пассажирский класса "Люкс" (4 купе + бар)
Вагон
пассажирский класса "Люкс" (5 купе)
Вагон повышенной комфортности (6 купе)
Вагон СВ класса "Премиум" (9 купе)
Вагоны-салоны
Вагон - салон представительского класса
61-9941ц Вагон-салон служебный
Вагон - салон бизнес класса (3 купе + салон-бар)
Слайд 77Классификация пассажирских вагонов
Пассажирскими вагонами специального назначения являются вагоны-лаборатории, служебные, санитарные, вагоны-клубы
и т.п.
Слайд 78Классификация пассажирских вагонов
Вагон лаборатория контактной сети
Предназначен для дефектоскопии контактной сети
Слайд 79Классификация пассажирских вагонов
Вагон лаборатория путеиспытательный
Предназначен для дефектоскопии рельсового пути
Слайд 80Классификация пассажирских вагонов
Вагон дефектоскоп-путеизмеритель «ДЕКАРТ»
Слайд 81Классификация вагонов
По ширине колеи вагоны различают на:
Широкой колеи (1520 мм);
Узкой
колеи (750, 900 и 1060 мм).
Слайд 82Классификация вагонов
По габариту подвижного состава вагоны различают на:
Предназначенные для обращения по
всей железнодорожной сети страны;
Вагоны, обращение которых допустимо только на реконструированных участках дорог;
Вагоны для международного сообщения.
Слайд 83Классификация вагонов
По грузоподъёмности вагоны различают на:
По величине тары;
По осевой нагрузке;
По
нагрузке на 1 м пути;
и д.р.
Слайд 84Общие сведение о железнодорожных вагонах
Основные части вагонов:
Ходовые части;
Рама кузова;
Кузов вагона;
Тормозное
оборудование;
Автосцепное устройство.
Слайд 85Ходовые части
К ходовым частям относятся тележки .
Тележки служат для обеспечения направления
движения вагона по рельсовому пути, распределения и передачи всех нагрузок на путь, образования тормозных сил, обеспечения необходимой плавности хода и плавного вписывания при прохождении вагоном кривых.
Слайд 86Тележка модели 18-100
Используется для подкатки под 4-хосные грузовые вагоны
Слайд 87Тележка модели 18-101
Используется для подкатки под 8-миосные грузовые вагоны
Слайд 90Тележка модели 18-9810 типа Barber S-2-R
Слайд 92Рама кузова вагона
Рама кузова вагона является основанием кузова и составляет с
ним единую конструкцию, воспринимает вертикальные и горизонтальные усилия, действующие на вагон от груза и в процессе движения.
Различают рамы: а – хребтовые;
1- балка хребтовая; 2- балка шкворневая; 3- балка концевая;
4- опора кузова (пята).
Слайд 93Рама кузова вагона
Различают рамы: б – безхребтовые
2- балка шкворневая; 3- балка
концевая; 4- опора кузова (пята);
5- балка промежуточная продольная; 6- балка промежуточная поперечная; 7- балка боковая.
Слайд 94Кузов вагона
Кузов вагона прочно укреплен на раме кузова и составляет с
ней одно целое. В нем размещается груз или пассажиры, форма кузова зависит от рода перевозимого груза.
Силовые элементы кузова:
а) пол; б) пол и стены; в) пол, стены и крыша.
Слайд 96Тормозное оборудование вагона
Тормозное оборудование предназначено для снижения скорости движения поезда и
его остановки
Тормозное оборудование грузового вагона
Приборы торможения:
Воздухораспределитель;
Запасной резервуар;
Авторежим;
Тормозной цилиндр.
Воздухопроводы и арматура:
Тормозная магистраль;
Концевые краны;
Соединительные рукава и др.
Слайд 97Тормозное оборудование вагона
Схема действия тормозного оборудования грузового вагона
Слайд 98Ударно-тяговый прибор
(автосцепное устройство)
УТП предназначен для:
сцепления ЕПС между собой;
передачи и частичного
гашения продольных растягивающих и сжимающих усилий;
сохранения дистанции между ЕПС.
Слайд 99Единая система классификации подвижного состава
Единая система классификации подвижного состава — это система
условных обозначений моделей вагонов железных дорог, метрополитена и трамвая СССР и России. Введена в действие в 1976 г.
Согласно этой системе вагонам, выпускающимся отечественными предприятиями, присваивается условный цифровой номер модели.
Номер модели состоит из двух частей, разделенных дефисом. Первая часть указывает на тип вагона. Вторая часть обозначает конкретную модель вагона.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Единая_нумерация_моделей_вагонов
Слайд 100Единая система классификации подвижного состава
При этом, первая цифра указывает на предприятие,
разработавшее данную модель.
Вторая часть номера модели вагона совпадает с номером чертежа вагона.
В случае, если на момент принятия системы классификации вагон был снят с производства, но находился в эксплуатации, ему присваивался номер с дополнительной литерой перед второй частью, например мод. 19-Х751 - вагон-хоппер (производился в 1961-1965 гг.).
Слайд 101Единая система классификации подвижного состава
Типы вагонов
10 — вагоны с поднимающимся кузовом для
апатитового концентрата
11 — крытые вагоны
12 — полувагоны
13 — платформы
14 — вагоны-транспортеры
15 — цистерны
16 — рефрижераторные вагоны
17 — вагоны бункерного типа
18 — тележки грузовых вагонов
19 — вагоны-хопперы
20, 22, 23, 25, 26 — специализированные вагоны промышленного парка
31, 32 — 4-осные вагоны-самосвалы
33 — 6-осные вагоны-самосвалы
34 — 8-осные вагоны-самосвалы
41 — узкоколейные крытые вагоны
42 — узкоколейные полувагоны и вагоны-хопперы
43 — узкоколейные платформы
45 — узкоколейные цистерны
47 — узкоколейные вагоны-самосвалы
48 — узкоколейные пассажирские вагоны
52 — узкоколейные дрезины
55 — вагоны-хопперы
61 — пассажирские вагоны
62 — электропоезда, электросекции, их вагоны и тележки
63 — дизель-поезда, их вагоны и тележки
65 — вагоны-электростанции для пассажирских поездов
68 — тележки пассажирских вагонов
71 — трамвайные вагоны
81 — вагоны метрополитена
РА - рельсовые автобусы
Слайд 102Единая система классификации подвижного состава
Тип 68 - тележки пассажирских вагонов
68-811 - 2-осная
тележка для скоростных пассажирских вагонов (с приводом генератора) (ТВЗ)
68-7047 - 2-осная тележка с пневмоподвешиванием для пассажирских вагонов типа РИЦ (КВСЗ)
Тип 62 - электропоезда, электросекции, их вагоны и тележки
62-233 - 10-вагонный электропоезд постоянного тока серии ЭД2Т (ЭР24)
62-301 - 10-вагонный электропоезд постоянного тока серий ЭД4, ЭД4М, ЭД4МК, ЭД4МКМ, ЭД4МКМ-АЭРО, ЭД4МКу
Слайд 103Единая система классификации подвижного состава
Тип 63 - дизель-поезда
63-341 - 6-вагонный дизель-поезд серии ДР1А
Тип
71 - трамвайные вагоны
71-605 - трамвайный вагон КТМ-5М3
Тип 81 - вагоны метрополитена
81-717 - головной моторный вагон метрополитена
Тип РА - рельсовые автобусы
РА-730 - рельсовый автобус серии РА1
Слайд 104Система нумерации подвижного состава
0... ПАССАЖИРСКИЕ
2-3 знак... код дороги приписки
4 знак... тип
пассажирского вагона:
0.. мягкий габарита РИЦ
1.. купейный жесткий
2.. некупированный жесткий
3.. межобласной
4.. почтовый
5.. багажный
6.. ресторан
7.. служебно-технический
8.. спец вагоны других министерств и ведомств
9.. резерв
Слайд 105Система нумерации подвижного состава
1... ПРИЗНАК НЕДЕЙСТВУЮЩЕГО ЛОКОМОТИВА, ЭЛЕКТРОПОЕЗДА, ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДОВ, МАШИН, МЕХАНИЗМОВ
2
знак... тип подвижного состава:
0.. паровоз
1.. электровоз односекционный
2.. электровоз двухсекционный
3.., 4.. вагоны электропоездов
5.., 6.. тепловоз
7.. дизель-поездов
9.. путевые машины и механизмы
Слайд 106Система нумерации подвижного состава
2... КРЫТЫЕ
3... ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ
4... ПЛАТФОРМЫ
5... СОБСТВЕННЫЕ
6...
ПОЛУВАГОНЫ
69... полувагоны 8-ми осные
Слайд 107Система нумерации подвижного состава
7... ЦИСТЕРНЫ
70.. цистерны нефтебитумные
71.. цистерны для темных нефтепродуктов
72..
цистерны для темных и светлых нефтепродуктов сезонная специализация
73.., 74.. цистерны для светлых нефтепродуктов
76.. цистерны для остальных химических грузов
7700-7709.. цистерны для спирта
7710.., 7713-7715.. цистерны для молока
7720.., 7724.. цистерны для растительного масла
7730.., 7735.. цистерны для виноматериалов
775.. цистерны для патоки
778.. цистерны для остальных пищевых продуктов
794.., 795.. цистерны 8-ми осные для светлых и темных нефтепродуктов
…
Слайд 108Система нумерации подвижного состава
8... ИЗОТЕРМИЧЕСКИЕ
800.., 801.. изотермический вагон-термос
810.. изотермический ледник
814.. ледник
с потолочными баками
817.. ледники для вина
831.., 834.. автономные рефрижераторные вагоны АРВ без служебного отделения
830.. АРВ со служебным отделением
840.. грузовые вагоны в составе 21-й вагонного рефрижераторного поезда
841.. грузовые вагоны в составе 12-ти вагонной рефрижераторной секции
…
Слайд 109Система нумерации подвижного состава
9... ПРОЧИЕ
900.. для аппатитового концентрата
901.., 903.. для сырья
минеральных удобрений
908.. для сыпучих грузов саморазгружающийся полувагон
…
927.. крытые для автомобилей
…
966.. для рулонной стали, колесных пар
Слайд 110Система нумерации подвижного состава
Расчет контрольного числа
Для кодирования номера вагона принимается весовой
ряд (2,1,2,1,2,1,2) и модуль кодирования 10.
Пример расчета контрольного числа для номера вагона:
Номер вагона: 7 4 3 5 4 6 8
Множитель: 2 1 2 1 2 1 2
Поразрядное произведение: 14 4 6 5 8 6 16
Поразрядная сумма: 1+4 + 4 + 6 + 5 + 8 + 6 + 1+6 = 41
Контрольное число будет дополнять сумму до ближайшего десятка (50)
В данном случае контрольное число "9".