Слайд 1В. Распутин
«Уроки французcкого»
Слайд 2Словарь. Понятие слова «Урок»
Работа, заданная на определенный срок. Она задала себе
урок.
Учебная работа, задания, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию. Готовить урок. Учить уроки.
Учебное занятие по какому-либо предмету, а также отведенное для него время. Урок литературы.
То, из чего можно сделать выводы, извлечь что-либо поучительное на будущее. Жизненный урок.
Перен. Устар. Поучения, наставления. Онегин, помните ль тот час, Когда в саду, в аллее нас Судьба свела, и так смиренно Урок ваш выслушала я.
Слайд 3Уроки мужества и доброты по рассказу В. Распутина «Уроки французского»
Цель: раскрыть
духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.
Слайд 4Эпиграф. «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра
в людях».
Л. Н. Толстой.
Слайд 5Биография В. Распутина
Родился Валентин Григорьевич Распутин в поселке Усть-Уда, в трехстах
километрах от Иркутска. И рос он в этих же местах, в деревне с красивым, напевным именем Аталанка. И сама деревня, и ее жители вошли в литературные произведения Распутина. Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары: «Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из нее сознательного и материального чувства Родины». Распутин невозможен без родной деревни, частью которой он был и которая впервые заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми, без чистого, незамутненного народного языка.
Слайд 8Автобиографичность рассказа «Урок французского»
Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. Не зная
о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. После окончания начальной школы в родной деревне Распутин хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть – Уда, а это целых пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи. Это была очень серьезная перемена в жизни. К тому же, как напишет потом В. Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым.»
Слайд 9«Уроки французского»
В рассказе «Уроки французского» В. Г. Распутин повествует о мужестве
мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице. Герой один в чужой стороне, он постоянно голоден, но все равно ни за что не склонится ни перед Вадиком, ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра. В мальчике сочетаются светлая веселая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей и недетские серьезные размышления о бедах, принесенных войной.
Слайд 11Вот что рассказывает о ней сам писатель:
«…Мне кажется, что профессию человека
можно узнать по лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил Анастасии Прокопьевне. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жестокого выражения, для которого уже настало время. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той, и с другой» (Книжное обозрение, - 1987-№38-28 августа – с.6)
Слайд 12Уроки доброты
Рассказ, через много лет после описанных в нем событий, помог
В. Г. Распутину найти ту самую учительницу. Она прочитала рассказ и узнала себя в нем; только не помнила, как выслала ему посылку с макаронами. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает. Лидия Михайловна – необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все обычные способы помочь своему талантливому ученику, но он не захотел получать помощь. Он считал это унизительным для себя, а вот выигрывать не отказывался. И тогда учительница сознательно, принося в жертву свою репутацию, нарушила все школьные, традиционные правила – стала играть со своим учеником на деньги. Мальчику это было необходимо, чтобы купить молока, выжить в голодные послевоенные годы.
В. Г. Распутин завершил свою статью «Уроки доброты» словами: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».
Слайд 13Запомни
«Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память,
чем со стороны того, кто его принимает. Так и должно быть. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе – изволь и ты мне помогать), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе. И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире круг его действия».
В. Распутин
Слайд 15Доброта
Щедрость. Бескорыстие. Отзывчивость. Расположение к людям.
Вывод: доброта – это качество человека,
проявляющаяся в стремлении делать добро, отзывчивости, расположении к людям. Настоящая доброта бескорыстна.
Его героям присущи деятельная доброта, совестливость, чувство ответственности за все, что происходит в мире. По словам писателя, «есть такие понятия, как духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперед».
Слайд 16Вывод
Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный
час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что пронзает сердце навсегда и светит чистым, простодушным светом естественного примера, … перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя».
Нравственное значение рассказа – в воспевании вечных ценностей – доброты и человеколюбия.
Слайд 17Доброта
Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям
хоть каплю добра…
Л.Н. Толстой
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.
В.А. Сухомлинский
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.
Л.Н. Толстой
Слайд 20Домашнее задание
1. Напишите минисочинение на тему «Где проходит грань между мужеством
и предательством, добром и подлостью?»
2.Запишите в тетрадь те нравственные уроки, которые вы вынесли из рассказа «Уроки французского».