Усиление роли энергоэффективности в Украине с использованием потенциала в ЖКХ - как одного из ключевых факторов стабилизации ситуации в стране презентация

Содержание

Инициатива жилищное хозяйство в Восточной Европе (ИВО), Берлин

Слайд 1Усиление роли энергоэффективности в Украине с использованием потенциала в ЖКХ -

как одного из ключевых факторов стабилизации ситуации в стране

Лариса Шреккенбах,
Руководитель проектов
Инициатива Жилищное хозяйство в Восточной Европе, (ИВО)

Семинар в г. Запорожье, 24.10.2014

Запорожье, 24.10.2014г.


Слайд 2Инициатива жилищное хозяйство в Восточной Европе (ИВО), Берлин


Слайд 3
ИВО - некоммерческая организация, основанная в 2001 году с головным офисом

в Берлине

10 сотрудников

30 членов из бизнеса и государственных органов управления


Инициатива жилищное хозяйство в Восточной Европе (ИВО), Берлин


Слайд 4
Цели ИВО
Инициирование и реализация модельных и пилотных проектов по энергосберегающей санации

жилых домов в Восточной Европе
Участие в разработке концепций и подготовке жилищно хозяйственных проектов и программ с целью компесного и устойчивого развития жилищного хозяйства в Восточной Европе с особым учетом вопросов энергосбережения и сокращения выбросов СО2 на основе пилотных проектов

Содействие при разработке законодательной базы, обеспечивающей развитие структур рыночной экономики
Осуществление программ подготовки и повышения квалификации кадроф в жилищном хозяйстве и строительном секторе

Инициатива жилищное хозяйство в Восточной Европе (ИВО), Берлин


Слайд 5 Сложная исходная ситуация : угроза стабильности на фоне политической и экономической

неопределенности

Необходимость решительных контрмер:
Макроэкономическая стабилизация (политика, направленная на стабилизацию курса валюты – 6,5% в 2014г./сниженный обменный курс, 16-17 UAH/€ (на октябрь 2014г.))
Бюджетная консолидация и обеспечение международной конкурентоспособности (устранение нынешнего двойного дефицита – дефицит бюджета 6,5% ВВП)
Современные рыночно-экономические нормативные рамки для повышения эффективности в ключевом энергетическом секторе
Центральный тезис (предложение): инвестиции в повышение энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве осуществляются за счет снижения массивных субсидий энергии для конечного потребителя
Приемущества: экономический рост, занятость населения, дополнительные источники для пополнения бюджета (налоги / целевые отчисления / снижение зависимости от импорта нефти и газа (в данный момент импорт составляет 90%))




Слайд 6 Отправные точки для повышения энергоэффективности ЖКХ, крупнейшего потребителя энергии (40% от

общего объема потребления)

отчёт ООН ЕЭК на 2013г.: потери при производстве и распределении тепла на Украине составили 60%
30% экономии энергии можно достигнуть при модернизации теплоснабжения.
С помощью когенерации тепловой и электрической энергии экономия первичной энергии может
быть дополнительно увеличена

60 % экономии энергии может быть достигнуто при полной энергетической модернизации жилого фонда панельных домов (опыт прибалтийских стран / опыт пилотных проектов в Украине)

Соответственно, резкое сокращение потребления энергии = > сокращение импорта газа, снижение
зависимости от импорта

Инвестиционная потребность со стороны теплоснабжения из опыта в Восточной Европы (бойлер, сети, измерение потребления на уровне здания) 1000-4000 € / на квартиру, в зависимости от местонахождения и инфраструктуры (значения из опыта работы ИВО в Восточной Европе)
Инвестиционная потребность со стороны зданий при комплексной санации лежит между 5000-10000 € / на квартиру (площадью в 55 м2)




Слайд 7Общие основные положения для капиталовложений в энергоэффективность
Основная цель: создание приемлемой финансовой

нагрузки для широких слоёв населения со средне-статистическим доходом (ССД)
Доход семей в Украине (на декабрь 2013г.) различен:
ССД семьи в год: 48.600 UAH (1,5 человека на семью, которые имеют доход: 32.400 UAH); для Киева: 100.000 UAH; для Запорожья 77.000 UAH; для Львова 62.000 UAH
В Западной Европе считается приемлемым, если семья на жильё затрачивает 25-35% от дохода . Это означает для Украины при нагрузке на жильё в 30% -около 15.000-30.000 UAH / для коммунальных услуг (= около 83 € -166 € в месяц // Затраты на отопление сегодня составляют около 20 € в месяц)
Создание приемлемой финансовой нагрузки только посредством комбинированного финансирования из:
собственного капитала
долгосрочных кредитов
государственных субсидий
из полученной экономии на отопление после энергосберегающей модернизации здания




Слайд 8Общие основные положения для капиталовложений в энергоэффективность
Ориентация на международные финансирования, напр.

через Европейский инвестиционный банк / Европейский Банк Реконструкции на следующих условиях:
Долгосрочные кредиты с низким процентом
Передача кредитов посредством национальных финансовых институтов инвесторам с не высокой банковской маржей
Ограниченные не высокие проценты (6-8%)
Долгосрочность: 15-20 лет
Гарантирование кредитов со стороны государства / или залог по договорённости для объединений собственников жилья
Это имеет место и для финансирования ESCO – проектов, так как инвестиции нельзя полностью покрыть экономией энергии после модернизации



Слайд 9Потенциал финансирования - сокращение субсидий для потребителя тепла/газа
Оценки масштабов субсидирования тепла

/ газа от 1% до 5,5% ВВП,
т.е. от 1,5 до 5,5 € млрд. € за 100% потребления. Субсидируется тепло для всех, а не только
для действительно нуждающихся
Для использования этого потенциала требуется тарифная реформа (преобразование тарифов с учётом индивидуального потребления тепла, а также их постепенное, социально защищённое увеличение до покрывающего затраты уровня)
Использование, образованного за счёт тарифной реформы финансового потенциала по двум направлениям:
(1) расширение жилищных субсидий, включая субсидии на энергосберегающую санацию, чтобы избежать социальных проблем
(2) государственная финансовая поддержка инвестиций для повышения энергоэффективности в областях: теплоснабжения, жилых и общественных зданий (например: школ, детских садов, домов престарелых, больниц и т.д.)
Организационные меры: перевод бюджетных средств, ранее предназначенных для покрытия долгов Нафтогазу (около 75% средств идёт на снижения цен на импорт) и МинРегион(у) (около 25%, на поддержку производства/распределения) в программы для повышения энергосбережения, а также в жилищные пособия для малоимущих семей (число семей, получающих дотации в Германии 10 -12% / в Украине 4%)

Слайд 10Потенциал финансирования - сокращение субсидий для потребителя тепла/газа
Организационные меры:
перевод бюджетных

средств, ранее предназначенных для покрытия долгов
Нафтогазу (около 75% средств идёт на снижения цен на импорт)
МинРегион(у) (около 25%, на поддержку производства / распределения)



в программы для а также в жилищные пособия
повышения энергосбережения для малоимущих семей





Слайд 11Пример финансирования для санации жилья
Закупочная цена газа 485 $ = 380

€ за 1000 м³ (курс 1,27$ = 1€)
При нормальном потреблении для одной квартиры (52 m²) составляет прим. 1300 кВтч в год (конечной энергии)
При 60 % экономии энергии при комплексной энергоэффективной санации составит = прим. 8700 кВтч в год = 780 m³ газа на одну квартиру в год
Экономия средств: если 1000 м³ за 380 €, то 780 м3 стоит 296 € в год или 24,70 € в месяц
Такая экономия позволяет произвести затратно-нейтральное (немецкий: kostenneutrale) рефинансирование аннуитетного кредита (6% годовых, продолжительность 20 лет) в размере 3400 €
При общих затратах 6400 € / 10000 € на квартиру остаётся не покрытая часть финансирования 3000 € - 6600 € на квартиру. Для этого можно предоставить кредит (6 % годовых, продолжительность 20 лет). Для покрытия такого кредита необходимо увеличение тарифов от 21,75 € - 47,28 € в месяц или дополнительное государственное субсидирование



Слайд 12Пример по финансированию мер для повышения энергоэффективности теплоснабжения
Расходы на модернизацию

системы теплоснабжения составляют
от 1000 € - 4000 € / квартиру
После энергосберегающей санации теплоснабжения достигается до 30% экономии энергии
Инвестиции в теплоснабжение большей частью происходит за счёт экономии энергии
Только небольшая часть до 1/3 должна финансироваться
При ценах на газ 485 $ за 1000 м3 недостающее финансирование может покрываться кредитом (6% -годовых, длительность кредита 20 лет) с ежемесячной нагрузкой в размере 10 €



Слайд 13Последствия государственной поддержки
Заявление министра Гройсмана от 10.07.2014г.
«Сегодня мы приняли решение,

что теплогенерирующих предприятия, которые переходят на био-топливо, получить компенсацию за разницу в тарифах в размере 508 грн. одну гигокаллорию тепла….. Также среди правительственных решений в сфере замены газа, заместитель премьер-министра назвал стимулирование под потребителей переходить на электроотопление. «Для тех потребителей, которые перешли на использование электрических котлов вместо газовых установлен специальный тариф на электроэнергию в размере 30 копеек»



Слайд 14Последствия государственной поддержки
Оценка поддержки:
В принципе цель перевести газовое теплоснабжение на

имеющиеся в стране другие источники энергии при использовании национальных технологий – правильная. Необходимо уточнение факта, что в этом случае поощряется (субсидируется). В конечном итоге речь идёт о перемещении субсидий, а не о экономии субсидий, так как экономия энергии не рассматривается как субсидируемый объект. Краткосрочно такое предложение не возможно реализовать, так как поставки биогаза предполагают наличие и производство био-топлива, напр. щепа….. Предпосылкой служит создание отрасли поставщиков такой продукции.
Недостаток использования специального электро-тарифа - ведёт к высокой нагрузке на электросети; трудности с расчётом по специальному тарифу



Слайд 15Последствия государственной поддержки
Результат:
Заявления, сделанные министром Гройсманом должны в дальнейшем на

политическом уровне обсуждаться и развиваться с целью, чтобы все инвестиции в энергоэффективность субсидировать в том размере, в котором они съэкономят импорт газа



Слайд 16Выводы для государственных мер поддержки
Экономия энергии является значительным финансовым вкладом для

мероприятий по повышению энергоэффективности в областях: теплоснабжения, жилищного фонда и общественных зданий (порядка 40-50%)
Остальные финансовые расходы можно покрыть государственными субсидиями для широких слоев населения через государственное финансирование, если государство использует низкую стоимость международного финансирования и передаст средства через государственные финансовых учреждения и банковскую систему инвесторам. При этом без особых усилий может быть достигнуто понижение процентной ставки до предлагаемой - 6%
Посредством хорошо продуманных программ государственной поддержки, их постепенное развитие и использование, возможно избежать негативных ценовых эффектов и перегрузки бюджета



Слайд 17Последствия государственной субсидийной политики
При повышения тарифов социальные случаи могут быть предотвращены

усилением субидирования субъектов, нуждающихся в помощи. Для более сильных социальных групп в этом нет необходимости – они могут оплачивать сами повышенные тарифы
Дополнительный финансовый диапазон возникает у государства за счёт взятия налогов на добавочную стоимость и подоходного налога и др. налогов (это около 20%). Этот диапазон тоже может быть использован для государственных субсидий
Высокие экономические позакатели мультипликативных проектов по санации зданий обеспечивают возможность самофинансирования субсидийных мероприятий. Западные индустриальные страны часто используют этот эффект для своих программ по стабилизации экономики



Слайд 18Преимущества государственной субсидийной политики
Экономический рост
Дополнительные рабочие места и рост доходов населения
Снижение

дифицита бюджета посредством снижения потребительских субсидий и возрастание бюджета за счёт налогов и социальных отчислений
Снижение парализующей зависимости от импорта газа
Социальные преимущества из-за улучшения условий проживания
Значительные преимущества для окружающей среды – снижение выбрасов вредных для климата газов (прежде всего CO 2 )





Слайд 19Практическая реализация стратегии - усилять кооперационные структуры
Согласованная реализация стратегий требует тесного

сотрудничества всех государственных уровней: правительственного, регионального и муниципального

«Инициатива жилищное хозяйство в Восточной Европе», (ИВО) и еe партнёры «Комитет Восточной экономики Германии» и «Центр компетенции по купным населённым пунктам» будут вносить свой опыт и рекомендации в украинско-немецкую рабочую группу (Task force) при Министерстве регионального развития Украины и помогать запустить процесс энергосберегающей модернизации зданий

Большой помощью в данной ситуации были бы конкретные пилотные проекты.
Немецко-украинские пилотные проекты (передача опыта на всех уровнях: инициирование проекта (идеи) / проектирование / реализация )



Слайд 20

Initiative Wohnungswirtschaft Osteuropa (IWO) e.V.
Инициатива жилищное хозяйство в Восточной Европе
Friedrichstr. 95 10117

Berlin Deutschland Telefon · Phone · Tелефон +49 (0) 30 20 67 98 02 Telefax · Fax · Tелефакс +49 (0) 30 20 67 98 04 Email: info@iwoev.org
www.iwoev.org

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика