Урок с элементами анализа презентация

Содержание

Тема: И. С. Тургенев. «Герасим и Муму»

Слайд 1Урок с элементами анализа
5 класс
Литература
Банюшевич Л.Н., учитель русского языка и литературы


Слайд 2


Слайд 3Тема:


И. С. Тургенев.
«Герасим и Муму»


Слайд 5И. С. Тургенев ( 1818-1883)


Слайд 6Цели:

Развивать умения краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода;
Продолжить

сопоставительную характеристику Герасима с другими героями;
Научиться составлять план и выделять границы эпизодов.



Слайд 7Рассказы о героях Капитон Климов

Был башмачником у старой барыни, «пьяница горький». Тургенев

пишет: «Климов почитал себя существом обиженным и неоценённым по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в каком -то захолустье, и если пил, как он сам выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил уж именно с горя.» Когда Гаврила говорил ему, что он только хлеб даром ест, Капитон обиженно отвечает: «В этом случае, Гаврила Андреевич, один мне судья: сам Господь Бог - и больше никого. Тот один знает, каков я человек на сём свете суть и точно ли даром хлеб ем.» Он заявляет, что он, « однако человек, а не какой-нибудь, в самом деле, ничтожный горшок», и называет себя горемыкой. В женитьбе Капитон видит одно для себя удовольствие и не чувствует своей ответственности за Татьяну. Через год после женитьбы Капитон совсем спился и был вместе с женой отправлен барыней в деревню.

Слайд 8Гаврила
Главный дворецкий барыни, человек,

«которому, судя по одним его жёлтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом». Комната у него загромождена коваными сундуками с добром. В разговоре с барыней он постоянно говорит на «с»: женить- с, можно -с, хорошо -с . Когда Гаврила разговаривает с Капитоном и другими слугами, то он не употребляет «с». Он готов выполнять все желания барыни, унижается перед ней и в угоду ей унижает других людей, а сам вместе со старшей компаньонкой Любовью Любимовной ворует у барыни чай, сахар и прочую бакалею.



Слайд 9Татьяна
Молодая женщина двадцати восьми лет, состояла у барыни прачкой. Ей поручали

стирать только тонкое бельё. У неё не было никакой родни, кроме дядей, которые жили в деревне, и её все унижали и заваливали работой. Тургенев пишет: « Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни.»
Татьяну с детства заставляли работать за двоих, у неё не было гордости, не было уверенности в себе, и поэтому красота скоро с неё «соскочила».Замуж она вышла по приказу барыни, которая не интересовалась, любит ли Татьяна Капитона. Перед отъездом в деревню Татьяна на прощание поцеловалась по -христиански с Герасимом. Это был единственный человек в её жизни, который жалел её и заботился о ней.


Слайд 10Работа с эпизодом
Вспомнить отрывок из поэмы Некрасова
«Мороз, Красный нос» (посвящённый

русской женщине)
Вывод:

По мнению Некрасова, женщина по - настоящему красива тогда, когда её красота соединяется с чувством гордости и самоуважения.


Слайд 12Эпиграф:


…Он казался каким - то

великаном перед нами.
И. Тургенев. «Муму».


Слайд 14Рисунки к рассказу


Слайд 15Составление плана
(Выразительное чтение рассказа, обозначение границ эпизода.)

а) Неожиданная находка.
(от слов:

«Всё это происходило весною…» )
б) Собачка испанской породы.
( от слов: « Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком…» )
в) Муму и барыня.
( от слов: “Так прошёл ещё год…» )
г) Приказ барыни.
( от слов: « До самого вечера барыня была не в духе..»)
д) Муму возвращается.
( от слов: « Впрочем, его беспокойство было напрасно…» )
е) Ночной переполох.
( от слов: « Герасим уже прежде догадался…» )
ё) Осада каморки Герасима.
ж) Прощание с Муму.
з) Возвращение на родину.



Слайд 16Анализ эпизода
( Осада каморки Герасима)
а) детали эпизода:
поведение барыни;
трусость Гаврилы;
участие

в « операции» дяди Хвоста;
услужливость Степана.

б) Чтение абзаца.
( Герасим неподвижно стоял на пороге…»)
подчеркнуть противопоставление героев.


Слайд 17Рисунки к рассказу


Слайд 18Вывод:
Герасим - великан в «красной крестьянской рубашке», наверху лестницы, и ему

противопоставлены « людишки в немецких кафтанах»
Слово «немец» буквально обозначает « немой»: первоначально на русской земле так называли всех иностранцев, которые не умели говорить по-русски. Немой Герасим на самом деле имеет свой голос, имеет чувство собственного достоинства, тогда как люди, которые от рождения умеют говорить, страдают душевной немотой.



Слайд 19Герасим


Слайд 20Анализ эпизода: «Прощание с Муму ,возвращение домой»
Он спешил без оглядки,

спешил домой, к себе
в деревню.
И Тургенев. « Муму.»
Почему Герасим не ушёл в деревню вместе с Муму?

(Герасим топит любимую собаку, желая показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли. Желание вернуться в деревню созревает внезапно под влиянием картин природы. Когда он шёл топить Муму, он не думал уходить из города. Прощание с единственным любимым существом разорвало оковы внутреннего рабства, Герасим « прибежал в свою каморку, проворно уложил кое - какие пожитки в старую попону, связал её узлом, взвалил на плечо, да и был таков».

Слайд 21Рисунки к рассказу


Слайд 22Прощание с Муму

Рисунок В. Герасимовой. 5 класс



Слайд 23Сопоставление


Сопоставьте начало рассказа

( экспозицию, т. е. изображение героев до начала действия) и его эпилог
(последний абзац рассказа). Как согласуются эти части в авторской характеристике Герасима?


Слайд 24Работа с таблицей


Слайд 25Вывод:


Созвучие эпилога и экспозиции придаёт завершённость тургеневскому рассказу, говорит о том,

что нелёгкие испытания не сломили Герасима, свидетельствует о могучей нравственной силе героя, цельности его характера.


Слайд 26Итог:
Герасим - это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить

в себе чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на компромисс.
Умный, добрый душой Герасим попытался преодолеть своё одиночество. Ему так же, как и всем людям, хотелось быть счастливым, иметь семью. Но другие, считавшие его ущербность - глухоту и немоту - преградой для полноценной жизни, решили, что ему нельзя иметь семью.


Слайд 27Итог:
Задумываясь над характером героев, можно отметить: все знали о симпатии Герасима

к Татьяне, но никто не заговорил об этом. Чувства человека просто растоптали, спокойно и небрежно, так же как и привязанность героя к крестьянскому труду. И первой в этом виновата барыня.
В России 19 в. было много жестоких крепостников - самодуров. Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе страшное право - эксплуатация одного человека другим.
И. Тургеневу удалось показать тяжесть крепостного гнёта, беспомощность подневольных людей, их лакейство, а также ( на примере Герасима) другой тип людей, желающих жить самостоятельно, не умеющих «пресмыкаться»


Слайд 28Работа по группам
Задание: кратко ответить на поставленные вопросы, тем самым выстраивая

логическую цепь ответов, составить мини - рассказ.

а) Какими чертами характера наделил автор своего героя?
Как писатель характеризует отношения Герасима с дворовыми людьми?

б) Расскажите: об истории с Татьяной;
Герасим и дворня;
Герасим и барыня.


Слайд 29Работа по группам
в) История с Муму. Почему в повести эпизод находки

Муму следует сразу же за эпизодом прощания с Татьяной?
г) Дайте характеристику Герасиму.
Можно ли считать его поступок протестом против гнёта крепостничества?
д) Почему И. Тургенев назвал рассказ не « Герасим», а « Муму»?
Чему вас научил этот рассказ?
Как сегодня можно бороться с самим собой, чтобы не стать лакеем?


Слайд 30Рисунки к рассказу


Слайд 31Тест:
Каков жанр произведения:
а) роман;
б) рассказ;
в) очерк;
г) повесть?

2. Что описал

автор в «Муму»:
а) любовь Герасима к Муму;
б) жизнь столичного дворянства;
в) духовное перерождение человека?

3. С помощью какого художественного приёма И. Тургенев создал систему образов рассказа:
а) сопоставление характеров;
б) принцип парности;
в) антитезу?



Слайд 32Тест:
4. К кому из героев мы видим ироническое отношение автора:
а) к

Татьяне;
б) к барыне;
в) к Муму;
г) к Герасиму;
д) к Гавриле;
е) к Капитону?

5. Что значит: Герасим в «счастливый год очень был доволен своей судьбой»:
а) спас Муму;
б) полюбил город;
в) пережил чувство участия и любви, понял, что кому -то нужен?

6. В какой момент Герасим принял решение вернуться на родину:
а) когда « долго грёб против течения»;
б) когда кормил Муму в трактире;
в) в сцене у каморки;
г) когда бросил Муму в воду?



Слайд 33Тест:
7. Какие действия Герасима помогают понять его внутренние переживания до гибели

Муму:
а) распахнул дверь и вышел на крыльцо;
б) зашёл с Муму в трактир и накормил собаку;
в) долго грёб против течения;
г) искал лодку?

8. Какие явления в «Муму» можно назвать символичными:
а) описание жизни барской усадьбы;
б) угодливость и бесправие дворни;
в) деспотизм барыни;
г) немоту Герасима?


Слайд 34Словарная работа


Слайд 35Сочинение


Слайд 36Высказывания учащихся из сочинений


Слайд 37Памятная доска


Слайд 38Памятник Муму


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика