Урок по теме "Моющие средства" презентация

Содержание

Слайд 1Урок по теме "Моющие средства"
Структура урока:

Организация начала урока.
Активизация познавательной деятельности.


Изучение нового материала.
Первичное закрепление знаний.
Подведение итогов урока. Рефлексия.

Слайд 2Цель урока
формирование представлений о моющих средствах и СМС, изучить свойства, закрепить

знания учащихся о зависимости химических свойств
и применения веществ от их состава и строения, показать практическое значение знаний о моющих средствах.

Слайд 3Задачи урока
познакомить учащихся с получением, составом моющих средств, с моющей способностью

мыла и синтетических моющих средств и их применением;

развивать умения самостоятельно обрабатывать, систематизировать и анализировать теоретические и экспериментальные данные;

продолжить развитие практических умений и навыков, наблюдать, выделять главное, сравнивать, обобщать, продолжить развитие химического языка, умений на практике применять полученные знания;

продолжить развитие интереса к предмету и кругозора учащихся.

Задачи урока


Слайд 4CO + H2
P,t,кат.
H2C
- CH - CH2
HO
OH
OH
t
H2C - O - CO -

C17H35

HC - O - CO - C17H35

t






H2C - O - CO - C17H35

+ 3NaOH,t.

+3NaOH,t.

H2C - CH - CH2

OH

OH

HO

+

?

Составить уравнения реакций


Слайд 5Уравнения химических реакций :
1) 3CO + 4H2
t

,p , кат

H2C - CH - CH2

HO

OH

OH

2) H2C - CH - CH2

+ 3 C17H35COOH

t

t

H2C - O - CO - C17H35

HC - O - CO - C17 H35

H2C - O - CO - C17H35

+ 3 H2O

OH

OH

OH

3) H2C - O - CO – C17H35

HC - O - CO - C17H35

H2C - O - CO - C17H35

+ 3NaOH

t

CH2 - CH - CH2

OH

OH

OH

+3C17H35COONa


Слайд 6Моющие средства.
ЕСЛИ ВОЗМОЖНА ГИГИЕНА ТЕЛА , ТО ВОЗМОЖНА ТАКЖЕ ГИГИЕНА
УМА

И ХАРАКТЕРА.
(Д.И.Писарев)


Слайд 7Немного истории…
История мыловарения насчитывает, по меньшей мере, 6000 лет.

Мыло в

ту пору было полужидким.

Им не только мылись, но и красили волосы.

Мыло долго было предметом роскоши и ценилось наряду с дорогими лекарствами и снадобьями.

Для стирки использовались различные глины, растения (например, мыльный корень).

Слайд 8Промышленное производство мыла впервые было начато французами в IX веке

Франция


Слайд 9Твёрдое мыло впервые было выпущено

в Италии в 1424 году



Слайд 10РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

В России мыло появилось во времена Петра I

– целые деревни стали заниматься «поташным промыслом»


Слайд 11Реакция омыления жиров (реакция Шеврёля).


H2C - O - CO - C17H35

HC - O - CO - C17H35

H2C - O - CO - C17H35

+ 3 NaOH

t

CH2 - CH - CH2

HO

OH

OH

+

+ 3C17H35COONa

тристеарат

глицерин

стеарат натрия (мыло)


Слайд 12
NaOH
р-р

получение мыла.


Слайд 13Опыт № 1
Определение сходства и различие сортов мыла


Слайд 14Инструктивная карточка
1.Прочитайте внимательно состав мыла
на этикетке.
2.По этикеткам от мыла определите,


в чём сходство и различие сортов мыла.

3.Сделайте вывод о составе
исследованных вами сортов мыла


Слайд 15


натриевые соли высших жирных карбоновых кислот
калиевые соли высших жирных карбоновых кислот
Вывод

1

твёрдые

жидкие

МЫЛА


Слайд 16Опыт № 2
Исследование среды растворов мыла


Слайд 17Инструктивная карточка
1.Приготовьте растворы сортов мыла:«Хозяйственное»,«Dove»,«Детское»

2.С помощью универсальной индикаторной бумаги исследуйте реакцию

раствора мыла.

3.Определите реакцию раствора мыла с помощью цветовой эталонной шкалы на упаковке индикаторной бумаги и цифровой шкалы.

4.Сравните значение pH приготовленных растворов мыла со значением pH рогового слоя кожи, которое, по данным физиологов, составляет 5,5.

5.Сделайте вывод, для каких целей можно использовать данные сорта мыла.

Слайд 18Рекомендации
мыло«Хозяйственное»
мыло «Dove»
мыло «Детское»


Слайд 191.Важнейшей характеристикой мыла является щёлочность.

2.Соли мыла образованы сильными основаниями и слабыми

высшими карбоновыми кислотами. Эти соли в воде гидролизуются.

3.Мыла со щелочной средой раствора лучше использовать для стирки, а с нейтральной - для ухода за своим телом.

Вывод 2.


Слайд 20Опыт № 3
Изучение свойств мыльной воды.


Слайд 211.Возьмите загрязненную ткань (образец № 1). Попробуйте очистить загрязнение, смочив ее

обычной водой.
2.Возьмите загрязненную ткань (образец № 2). Попробуйте очистить загрязнение, смочив ее в растворе мыльной воды.

3.Сделайте вывод о моющих свойствах обычной и мыльной воды.

Инструктивная карточка

Обычная вода

Мыльная вода


Слайд 22Моющая способность мыла связана со способностью резко снижать поверхностное натяжение воды,

вызывая смачивание поверхностей и способствуя образованию эмульсий, после чего эмульсия смывается водой .


+

+

+

+

+

+


Стирка

Моющая способность мыла


Слайд 23Вывод 3.
Мыльная вода имеет лучшие моющие свойства по сравнению с обычной

водой.


Слайд 24Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.
Опыт № 4


Слайд 251.В пробирки с растворами мыла и синтетического моющего средства добавьте по

2 мл жесткой воды (воды, содержащей избыток ионов кальция). Что вы наблюдаете?
2.Составьте уравнение взаимодействия хлорида кальция с мылом.
3.Сделайте вывод о преимуществах моющих свойств синтетических порошков.


Инструктивная карточка


Слайд 26Вывод 4.
Преимущество СМС перед мылами состоит в том, что:
1.их получают из

непищевого сырья;
2.реакция раствора имеет РН = 7 и потому не разрушает чувствительные к щелочам текстильные изделия;
3.их кальциевые соли растворимы в воде.


Слайд 271).Какой из перечисленных учёных поставил производство мыла на научную основу?
А)

А.М. Бутлеров
Б) П.Бертло
В) К.Л. Бертолле
Г) М.Э.Шеврёль.

2).Какие вещества образуются при щелочном гидролизе жиров?
А) Вода
Б) Глицерин
В) Этанол
Г) Соли высших карбоновых кислот.

3).Укажите формулу жидкого мыла:
А) С17Н35 СООNa
Б) С17Н33 СООК
В) С15Н31 СООNa

Тест «Моющие средства»


Слайд 284).Укажите среду раствора моющего средства предназначенного для стирки хлопчатобумажных тканей:
А)

Нейтральная
Б) Щелочная
В) Кислая
5).Укажите среду раствора моющего средства предназначенного для стирки
шёлковых и шерстяных тканей?
А) Нейтральная
Б) Щелочная
В) Кислая
6) Укажите среду раствора мыла по уходу за кожей лица:
А) Нейтральная
Б) Щелочная
В) Кислая.

Тест «Моющие средства»


Слайд 29Сегодня на уроке я…

Научился…
Мне было интересно…
Было трудно…
Мои ощущения…
Мне показалось важным…
Я

понял, что…
Я почувствовал, что…

Желаю успехов!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика