Слайд 1Урок 1. Вводный инструктаж по ТБ. Периодический закон. Строение атома. Виды
химической связи
2 сентября 2014 г.
Слайд 2Вводный инструктаж по ТБ.
Общие положения
1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для
учащихся, работающих в кабинете химии.
2. К проведению работы в кабинете химии допускаются учащиеся с 8-го класса, прошедшие медицинский осмотр.
3. Вредными и опасными производственными факторами при проведении лабораторных и практических работ могут быть:
химические ожоги при работе с химреактивами;
термические ожоги при работе с нагревательными приборами;
порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;
отравления токсичными веществами.
Слайд 3Вводный инструктаж по ТБ.
Требования безопасности перед началом работы
1. Перед началом работы
необходимо изучить по учебнику порядок ее проведения. Учащиеся в соответствии с инструкцией учителя подготавливают рабочее место, проверяют исправность оборудования, инструментов, приборов и т. д. Соблюдают все указания по безопасному обращению с реактивами, нагреванием веществ.
2. Проверьте исправность оборудования. Обо всех неполадках необходимо ставить в известность учителя.
3. Нельзя устранять неисправности самостоятельно.
4. При проведении работ, связанных с нагреванием жидкостей до температур кипения, использованием разъедающих растворов, необходимо использовать защитные очки.
5. Подготовьте рабочее место, уберите все лишнее.
Слайд 4Вводный инструктаж по ТБ.
4. Вход в кабинет химии только по приглашению
учителя, без верхней одежды и в сменной обуви.
5. Допуск посторонних лиц в кабинет в момент проведения занятий возможен только по разрешению учителя.
6. Проходы между столами не должны загромождаться портфелями, сумками.
7. В лаборатории нельзя работать при плохом самочувствии.
8. При получении травмы (порезы, ожоги и т. п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю.
9. Нельзя вносить в кабинет и выносить из него какие-либо вещества без ведома учителя.
Слайд 5Вводный инструктаж по ТБ.
Требования безопасности при работе
1. Работать необходимо аккуратно, неукоснительно
соблюдая порядок проведения работы, изученный по учебнику или пособию, выполнять требования охраны труда при проведении практических или лабораторных работ. Работайте только над столом.
2. Подготовленный прибор покажите учителю.
3. Будьте особенно осторожны в обращении с концентрированными растворами кислот и щелочей, огнеопасными и ядовитыми веществами.
4. Берите вещества для опыта в минимально-необходимых количествах и только в чистую посуду.
Слайд 6Вводный инструктаж по ТБ.
5. Обо всех разливах химических жидкостей, а также
о рассыпанных твердых веществах нужно сообщить учителю. Самостоятельно убирать любые химические вещества нельзя.
6. Участки кожи или одежды, на которые попал реактив, сначала промойте большим количеством воды, затем обработайте нейтрализующим веществом.
7. Не оставляйте без присмотра включенные нагревательные приборы.
8. Не проводите самостоятельно опыты, не предусмотренные инструкцией; нельзя произвольно смешивать вещества.
Слайд 7Вводный инструктаж по ТБ.
Требования безопасности по окончании работы
Погасите спиртовку специальным колпачком,
приведите в порядок рабочее место.
Не оставляйте склянки с реактивами открытыми, не сливайте и не ссыпайте оставшиеся вещества в сосуд, из которого они были взяты. Не выливайте в канализацию растворы и органические жидкости, сливайте их в специальные сосуды на рабочих местах. Уборку рабочих мест по окончанию работы производите в соответствии с указаниями учителя.
По окончании практических и лабораторных работ снимите спецодежду и вымойте руки с мылом.
Слайд 8Вводный инструктаж по ТБ.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При возникновении в
кабинете во время занятий чрезвычайных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов и т. п.) не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.
2. При разливах растворов, рассыпании твердых веществ немедленно сообщите об этом учителю. Не убирайте самостоятельно никакие вещества.
3. При разливах легковоспламеняющихся или горючих веществ немедленно погасите открытый огонь, сообщите об этом учителю, по его указанию немедленно покиньте помещение.
Слайд 9Вводный инструктаж по ТБ.
4. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не
собирайте ее осколки незащищенными руками, а используйте для этой цели щетку и совок.
5. В случае возникновения травм сообщите об этом учителю, при необходимости окажите пострадавшему первую помощь.
6. Для тушения пожара используйте имеющиеся в кабинете противопожарные средства: песок, совок, покрывало, огнетушитель.
Слайд 10Цели:
Знать формулировки периодического закона, определение электроотрицательности, структуру
ПСХЭ, уметь характеризовать строение атома, химический элемент по положению в ПСХЭ, определять вид химической связи по формуле вещества, уметь составлять структурные и электронные формулы вещества.
Слайд 11Формулировки периодического закона
Менделеевская:
Современная:
Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, стоят в периодической зависимости от их атомного веса.
Свойства химических элементов, а также формы и свойства образуемых ими простых веществ и соединений находятся в периодической зависимости от величины зарядов ядер их атомов.
Слайд 13Структура периодической таблицы
1. Что такое период? Сколько периодов в периодической системе?
Какими элементами начинаются и заканчиваются периоды? Какие бывают периоды?
Период – это горизонтальный ряд элементов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся благородным газом. 7 периодов. Малые и большие.
2. Какие периоды являются малыми, какие – большими и почему?
Малые – 1, 2, 3 (содержат 2 или 8 элементов).
Большие – 4, 5, 6, 7 (содержат 18 или 32 элемента).
Слайд 14Структура периодической таблицы
1. Что в периодической системе называют группой? Сколько групп
имеется в периодической системе? На какие подгруппы делятся группы в периодической системе? Какие элементы включены в главные подгруппы, а какие – в побочные подгруппы?
Группа – это вертикальный ряд элементов (8)
главные (А) побочные (Б)
(содержат элементы (содержат элементы
и малых, и больших только больших
периодов. периодов.
Слайд 15 Как изменяются металлические и неметаллические свойства элементов в периодах?
Металлические свойства уменьшаются, неметаллические свойства увеличиваются.
Как изменяются металлические и неметаллические свойства элементов в группах?
Металлические
свойства
увеличиваются,
неметаллические свойства уменьшаются.
Слайд 16Строение атома
1. Расскажите о строении атома. Как, пользуясь ПСХЭ, определить количество
электронов, протонов, нейтронов в атоме?
Количество протонов (p+) и электронов (е-) равно порядковому номеру элемента.
Количество нейтронов (nº) = атомная масса – порядковый номер.
Слайд 17Строение атома
2. Как определить количество энергетических уровней (электронных слоев)в электронной оболочке
атома? Как распределяются электроны по электронным слоям?
Количество электронных слоев равно номеру периода.
1 слой – не более 2 е-; 2 слой – не более 8е-; 3 слой – не более 18 е-.
3. Как определить количество электронов на внешнем электронном слое?
Количество электронов на внешнем слое равно номеру группы (для элементов главных подгрупп). У элементов побочных подгрупп на внешнем слое 2 е- ( IВ и VIВ – 1 е-).
Слайд 18Химическая связь
1. Какие существуют виды химической связи? Между какими химическими элементами
они образуются?
Ионная, ковалентная полярная, ковалентная неполярная.
Ионная – связь между ионами; образуется между металлом и неметаллом.
Ковалентная неполярная – связь в простых веществах-неметаллах.
Ковалентная полярная – связь между атомами разных неметаллов.
Слайд 192. Что такое электроотрицательность? Как изменяется электроотрицательность элементов в периодах и
главных подгруппах ПСХЭ?
Электроотрицательность – свойство атомов химического элемента притягивать к себе электроны от других атомов в соединении.
увеличивается в периоде слева направо
уменьшается в группе сверху вниз
Слайд 20Задание 1.
Дайте характеристику химическим элементам калию и фосфору.
Задание 2.
Определите вид химической
связи в следующих веществах: N2; K2O; NH3; H2SO4; NaOH; Cl2.
Задание 3.
Определите вид химической связи и запишите схемы их образования в следующих веществах: O2; H2S; K3P.
Слайд 21План характеристики химического элемента
1. Положение элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева (порядковый
номер, период и его вид, группа и тип подгруппы).
2. Состав ядра атома.
3. Общее количество электронов в атоме, схема строения электронной оболочки.
4. Металл или неметалл.
5. Сравнение свойств с соседними по периоду и подгруппе элементами.
6. Формула, название высшего оксида, характер его свойств.
7. Формула, название высшего гидроксида (кислота, основание или амфотерный гидроксид).
8. Формула летучего водородного соединения (для неметалла).
11) 1
2) 2 12) 2
3) 2 13) 3
4) 3 14) 4
5) 1 15) 1
6) 1 16) 1
7) 3 17) 4
8) 2 18) 2
9) 2 19) 4
10) 1 20) 4
Слайд 23Домашнее задание
1. Повторить пройденный материал.
2. Задание: дать
характеристику элементам S и Na; определить вид связи и записать схемы образования для: HF, S2, MgBr2.
Посмотреть презентацию можно на сайте: www.himoxi.ucoz.ru в разделе «9класс. К очередному уроку химии».