Учебное исследование. Основные понятия. презентация

Содержание

Исследовательская деятельность формирует: Способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, планировать действия Универсальное умение ставить и решать задачи, возникающие в жизни Системность и глубину знаний, критическое мышление

Слайд 1Учебное исследование. Основные понятия.
Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему

сделать для себя это открытие.
Галилео Галилей.

Слайд 2Исследовательская деятельность формирует:
Способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, планировать

действия
Универсальное умение ставить и решать задачи, возникающие в жизни
Системность и глубину знаний, критическое мышление

Слайд 3Научное исследование -
процесс выработки новых научных знаний.
Теоретическое познание в

данном случае является системообразующим фактором, без которого познание не будет научным.

Слайд 4Учебное исследование -
формирование адекватного представления об изучаемом объекте в

процессе решения реальной познавательной проблемы.
Осуществляется в соответствии с требованиями научного исследования, чаще всего под руководством специалиста — научного руководителя.


Слайд 5Смысл учебного исследования – развитие личности ученика
Эволюция взаимодействия от «объект- субъектной»

деятельности к созданию пары- «наставник – младший товарищ» или «коллега – коллега»

Слайд 6Результат исследовательской деятельности:
Интеллектуальный творческий продукт, устанавливающий какую-либо истину.


Слайд 7Алгоритм выполнения исследовательской работы:
Диагностический этап.
Теоретический этап
Практический этап
Рефлексивный

этап

Слайд 8Компетентности ученика:
Умение работать с литературой
Умение критически осмысливать материал
Умение четко и ясно

излагать свои мысли

Слайд 9Исследование, независимо от того, какое оно — научное или учебное, отличается

от повседневного опытного познания. Оно имеет целенаправленный характер и определенную систему.



Так, краеугольным камнем любого исследования является проблема, с определения которой собственно и начинается исследование.


Слайд 10Определение проблемы как начало исследования.


«Проблема — это белое пятно на карте

науки, знание о незнании».
Известно, что чем меньше человек знает, тем увереннее он себя чувствует, поскольку о своем невежестве, как и многом другом, он не может иметь представления.
Краевский Володар Викторович,
«Общие основы педагогики»

Слайд 11

Во-первых, проблема всегда возникает, когда есть необходимость, потребность в чем-либо.
Во-вторых, проблема

— это расхождение между тем, что бы мы хотели сделать и нашими возможностями, наличием тех или иных средств. Проблема возникает из противоречия.
Поиск решения проблемы — это определенный комплекс вопросов, решение которых представляет существующий практический и теоретический интерес для
исследователя.





Слайд 12Ситуация: В кабинете А цветы, стоящие на подоконнике имеют ярко-зеленую окраску,

а в кабинете В — бледную. Уход за растениями одинаков.
Задание: Определите, в чем проблема ?
Вариант ответа:
Разная окраска листьев при одинаковом уходе.

Слайд 13Объект исследования -
Это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.

Объект -это своеобразный носитель проблемы — то, на что направлена исследовательская деятельность.

Слайд 14Объект и предмет исследования.
Для определения объекта исследования, Вам необходимо ответить на

вопрос: «Что рассматривается?»
Устанавливая предмет, Вы определяете, как будете рассматривать объект в данном исследовании.

Слайд 15Предмет исследования -
Это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск.

Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны.

Слайд 16Ситуация: В подростковой среде используется сленг и ненормативная лексика.
1. Объект: Подростковая

среда
Предмет: Способы общения в подростковой среде.
2. Объект: Межличностные отношения подростков.
Предмет: Сленг и ненормативная лексика

Слайд 17Как найти интересную тему для исследования?
Тема — это ракурс, в котором

рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Слайд 18Требования к выбору темы:
Тема должна быть интересна не только

на данный момент, но и будет востребована в будущем.
В старших классах тема должна вписываться в программу профильного обучения.
Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях
По данной теме можно найти достаточно источников информации, а также требуемое оборудование и условия для ведения эксперимента.

Слайд 19 Формулировка темы может содержать спорный момент, подразумевать столкновение разных точек

зрения на одну и проблему, хотя в названии работы слово
« проблема» может не включаться.
Например: « Профессиональный спорт — физическое здоровье или путь к инвалидности?»



Слайд 20Тема должна быть конкретна.
Чем меньше слов в формулировке темы, тем

она шире, охватывает более широкую область познания.
Например: «Знаки зодиака» и «Знаки зодиака и характерологические особенности личности»

Слайд 21Хорошо если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое.
Например: «

Когда звонят колокола...
Особенности инфразвукового звучания колоколов».

Слайд 22«Почему?» и «Для чего?» -два кита исследовательской и проектной работы.
Актуальность и

практическая значимость .
Обосновывать выбор темы можно с точки зрения ее научной, социальной и личностной значимости.

Слайд 23В настоящее время свинец служит человеку во многих областях его деятельности:

в машиностроении, в медицине, в полиграфии и т. д. Однако, его насыщение в атмосфере, почве и воде оказывает неблагоприятное влияние на живую природу. Причиной этому может быть близость предприятий по производству свинца.

Слайд 24Проблема: Перенасыщенность свинца в окружающей среде оказывает неблагоприятное влияние на живую

природу.
Актуальность исследования: необходимость поиска решения проблемы перенасыщенности свинца в окружающей среде
Темы:
Свинец и его влияние на атмосферу
Свинец и его влияние на окружающую среду
География размещения предприятий цветной металлургии

Слайд 25Гипотеза -
- это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое

не подтверждено и не опровергнуто;
- это предполагаемое решение проблемы в данной области исследования, решение противоречивой ситуации.



Слайд 26Цели и задачи исследования.
«Для того, кто не знает, куда плывет, никакой

ветер не будет попутным»
Сенека Луций Анней

Направленность исследования должна отражаться в формулировке цели.

Слайд 27Цель — сформулированный в общем виде желаемый результат, который будет получен

в ходе исследования: теоретический и практический.

Слайд 28
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели

в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели.

Слайд 29Можно поставить целью:
Выявить...; установить...; обосновать...; уточнить...; разработать...

При формулировании задач можно использовать

глаголы:
Проанализировать...; Описать...;
Выявить...; Определить...;
Установить...

Речевые средства при формулировании целей и задач исследования:


Слайд 30
Цель должна вытекать из названия работы,
задачи – из цели, т.е.

её конкретизировать,
выводы в конце работы должны соответствовать поставленным задачам.

Слайд 31Следующие этапы:
Сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой

проблеме.

Анализ и обобщение полученных знаний.

Слайд 32Определение методов исследования.

Метод – это способ достижения цели. Очевидна решающая

роль выбора метода в успехе той или иной исследовательской работы.
Методы научного познания делятся на общие и специальные. К общим методам относятся: теоретические, эмпирические, математические.


Слайд 33Планирование исследования -
Это уже черновое оглавление работы с указанием ее

глав и параграфов.



Составляется рабочий план.


Слайд 34Проведение исследования

Проведение исследования включает в себя два этапа: собственно проведение (так

называемый технологический этап) и аналитический, рефлексивный этап.

Слайд 35Рефлексивный этап:
Оценка результатов и защита работы:
Доклад
Тезисы доклада
Статья
Отчет
Реферат
Монография


Слайд 36Компетентности педагога:
Педагог должен сам быть творческой личностью
            Педагог должен постоянно заниматься самообразованием
             Должен

занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности
              Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося
              Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика