Слайд 1Творческий, открытый ко всему новому учитель – ключевая особенность современной школы
Педагогическая
деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики.
Слайд 2
Учитель – это призвание и призыв к непрерывному творческому саморазвитию
Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.
А. Дистервег
Слайд 3
Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие
и самосовершенствование.
Целью современных систем образования является непрерывное общее и профессиональное развитие учителя.
Ведь только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность.
Слайд 4
В литературе появились совсем недавно разработанные уровни профессионального роста учителя (И.
Щербо), уровни его саморазвития:
Нулевой уровень – слабая методическая подготовка.
1-й уровень - стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников.
2-й уровень – применение новых технологий обучения.
3-й уровень – разработка новых форм учебных занятий.
4-й уровень – разработка новых методик при частичном изменении содержания.
5-й уровень – изменение содержания курса без изменения идеологии предмета.
6-й уровень – создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части.
7-й уровень – создание авторского курса не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением.
Слайд 5Творчески саморазвивающийся учитель?
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не
бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, навыков.
созидание, рождение нового прогрессивного, способствующего развитию человека и общества.
Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности.
Слайд 7
У современного учителя, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры,
сформирована способность строить свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать свою собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к ученику.
Таким образом, современную школу создает учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов и методов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в саморазвитии и самореализации. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.
Слайд 8
Материальная база кабинета биологии позволяет сделать
учебный процесс интересным и увлекательным. Внедряя новые технологии и методы я имею больше возможностей для активизации и интенсификации деятельности учащихся. Со стороны учащихся значительно облегчается процесс приобретения новых знаний и умений, повышается активность, самостоятельность и заинтересованность учащихся в процессе познания.
Слайд 9Считаю для себя важным – не отставать от новых процессов в
системе образования, учить детей самостоятельности и инициативности
Поэтому ведущими педагогическими идеями моей деятельности являются:
дифференциация и индивидуализация;
проблемность;
стимулирование творческой активности и познавательной самостоятельности учащихся;
сотрудничество;
формирования личностного роста и самообразования.
Слайд 10Одним из важнейших условий творческого саморазвития педагога является формирование у него
потребности к самообразованию.
Ведь самообразование учителя – это залог его мастерства, профессиональной компетентности.
Слайд 11Как не задуматься о необходимости своего профессионального роста?
Слайд 12
Технология проектного обучения
Информационно-
коммуникацион
ные технологии
Элементы личностно-
ориентированного
обучения
Исследовательская деятельность
Здоровьесберегающие технологии
Межпредметные связи
Использование
инновационных
технологий
В
своей работе активно использую
Слайд 13Информационно-коммуникационные технологии
В отличие от обычных технических средств
обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Использование ИКТ на уроках биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Слайд 14 Уроки с использованием интерактивной доски (Interwrite Board)
Программное обеспечение
для интерактивных досок позволяет мне более четко структурировать занятия. Мы имеем возможность дополнять подготовленные заранее презентации необходимыми записями, рисунками, схемами, работать с цветом. Естественно к работе привлекаются ученики. Это активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке и при подготовке домашних заданий.
Слайд 15 ИКТ и научная деятельность учащихся
Интернет-технологии на уроке могут
рассматриваться не как цель, а как еще один инструмент исследования, источник дополнительной информации по предмету, способ самоорганизации труда и самообразования. Задания, предлагаемые учителем, могут быть выполнены в поисковых системах, сданы в виде презентаций. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к поисково-исследовательской деятельности, способствует повышению успеваемости учащихся.
Слайд 16 ИКТ как средство организации индивидуальной работы учащихся на уроках и
дома
На уроке ученик не всегда понимает сразу материал, излагаемый учителем, потому что у детей разный темп, скорость восприятия. Именно ИКТ с заложенными в них дидактическими возможностями становится эффективным средством для организации самостоятельной индивидуальной работы. Его применение на уроке оправдано для большой индивидуализации работы учащихся. Учащимся на уроке предоставляется возможность самостоятельной работы с теорией и практикой.
Слайд 17ИКТ и углубленная предметная подготовка учащихся
Многие учащиеся проводят
время в Интернете, часто в поисках различной информации. Поэтому очень важно, акцентировать внимание детей на те сайты, где имеется дополнительная и развивающая информация по предмету. Это очень эффективно при подготовке ребятами проектных работ.
Слайд 18Федеральный центр
информационно-образовательных
ресурсов
http://fcior.edu.ru/
Слайд 19ИКТ во внеклассной деятельности
Помогают сделать мероприятия зрелищными и интересными
для учащихся. При подготовке к мероприятиям учащиеся, используя Интернет-ресурсы представляют фото и видеосюжеты.
Слайд 20Проектная и исследовательская деятельность
Проектная и исследовательская технологии обладают большим психолого-педагогическим
потенциалом, так как:
удовлетворяют познавательный интерес;
способствуют интеллектуальному развитию личности;
развивают эстетически;
удовлетворяют потребность в компетентности («я могу»);
повышают самооценку;
реализуют внутренний потенциал ребёнка.
Положительным моментом этих образовательных технологий является их коллективный и творческий характер. При этом ярко прослеживается педагогика сотрудничества, сотворчества ученика и учителя.
Слайд 21Здоровьесберегающая деятельность
Особое место в моей работе занимают внеклассные мероприятия по биологии,
которые повышают познавательный интерес к предмету, формируют у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому
образу жизни.
Слайд 22Внеурочная деятельность
Потребность создать зеленый уголок у себя дома, в
классной комнате свойственна многим детям. А знакомятся ребята с разнообразием и великолепием зеленого мира на занятиях кружка «Цветоводы». Свои знания, умения и навыки ребята применяют при озеленении пришкольного участка.
Слайд 23Результативность
Положительная динамика качества знаний учащихся по годам обучения;
победы школьников в предметных
олимпиадах;
результаты участия в творческих конкурсах и смотрах различного уровня;
поступление выпускников в ВУЗы и СУЗы;
выбор учащимися предмета биология в качестве переводного и итогового экзамена за курс общеобразовательной школы;
доброжелательный психологический климат на уроках.
В результате мониторинга обученности классов, в которых я работаю на протяжении четырех лет, выявлена позитивная динамика учебных достижений учащимися. Отмечается рост уровня обученности учащихся в исследуемых классах.
Слайд 24Позитивная динамика учебных достижений
Динамика качественной успеваемости учащихся по биологии
в
2005- 2009гг.
Динамика степени обученности учащихся по биологии в
2005- 2009гг.
Слайд 25Динамика качественной успеваемости
Динамика качественной успеваемости и степени обученности
учащихся 6-х, 7-х, 8-х, 9-х классов в 2005-2009гг.
Динамика качественной успеваемости и степени обученности учащихся 8-х,
9-х, 10-х, 11-х классов в 2005-2009гг.
Слайд 26Результаты ЕГЭ по биологии, 11класс
Слайд 27Увеличение качества творческих работ
Большую работу провожу с одаренными детьми, реализуя
творческий подход в обучении биологии. В результате индивидуальных бесед и консультации, совместного создания творческих работ и проектов с применением Интернет-ресурсов активизируется познавательная деятельность учащихся, которые самостоятельно осуществляют поиск истины. Это находит подтверждение в том, что учащиеся, по окончании школы, используя полученные знания и опыт, выбрали, те учебные заведения, где они смогли их применить.
Слайд 28Участие в предметных олимпиадах
Участие учащихся при проведении школьных
олимпиад по биологии
Результаты муниципальных олимпиад
Участие в олимпиадах дает возможность расширить свои знания многим учащимся. Использование возможностей Интернет, работа с дополнительной литературой, индивидуальные и групповые занятия – основные формы, которые использую при подготовке ребят. Выполняя задания вне рамок урочной деятельности, дети научились самостоятельно добывать знания, усовершенствовали свое интеллектуальное развитие и почувствовали уверенность в своих силах. Именно олимпиады открывают многим выпускникам новые перспективы для их карьерного роста.
Слайд 29Победители и призеры муниципальной историко-краеведческой конференции секции «Природа»
Слайд 30Победители и призеры краевых конкурсов
Слайд 32Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
Более пяти лет являюсь руководителем
районного методического объединения учителей биологии. Постоянно занимаюсь самообразованием. Поэтому принцип моей работы – «научился сам – научи другого».
Ежегодно выступаю с сообщениями на педсоветах, заседаниях методических объединений школы и района по проблемам обучения и воспитания: «Компетентностный подход в обучении», «Соответствие УМК и программ Стандарту образования», «Исследовательская деятельность учащихся», «Здоровьесберегающий урок».
Принимаю участие в семинарах, конкурсах методических разработок. Урок по теме «Многообразие и значение голосеменных растений» в конкурсе «Личностно-ориентированное обучение в преподавании» и проект программы по ППП «Красота и здоровье» были отмечены грамотами комитета по образованию.
При проведении районных семинаров учителей биологии даю открытие уроки, провожу мастер-классы.
Опыт работы по теме «Развитие творческого потенциала личности через систему воспитательной работы был представлен во время участия в районном конкурсе «Классный руководитель – 2006». В рамках конкурса давала открытый классный час по теме «Мое здоровье».
Слайд 33
В 2009 году представила работу по теме «ИКТ в изучении биологии»
на фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ИД «Первое сентября. Представленный материал опубликован в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2008-2009 года на сайте http://festival.1september.ru/ , на компакт- диске и в сборнике тезисов: Информационные технологии на уроках биологии по теме: «Движение животных в природе». Награждена Дипломом за представление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале.
Слайд 34Сеть творческих учителей
http://www.it-n.ru/
Слайд 35
Каждый педагог продолжает дело своих предшественников. Педагог-творец видит шире
и значительно дальше. Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.