Творческая лаборатория слова. презентация

Цели занятия Показать роль суффикса в преобразовании слова. В работе со словообразовательными цепочками прививать навыки словообразовательного анализа. Пополнять словарный запас посредством образования новых слов путём суффиксального способа образования. Учить правильному

Слайд 1Творческая лаборатория слова.
Преобразующая роль суффикса.
Бурцева Наталья Владимировна.
ГБОУ школа №

302 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга

Слайд 2Цели занятия
Показать роль суффикса в преобразовании слова.
В работе со словообразовательными цепочками

прививать навыки словообразовательного анализа.
Пополнять словарный запас посредством образования новых слов путём суффиксального способа образования.
Учить правильному употреблению паронимов в речи.
Вдохновлять на творчество.



Слайд 3Осмысление
Суффикс – 21 элемент в Периодической Системе элементов русской речи
Роль суффикса

– преобразует исходное слово в производное


Образование ПРЕобразование
Ряд образований
Производный период


Слайд 4Работа со словом
Подобрать однокоренные слова к слову.
Выделить суффиксы.
Подумать, как суффикс

преобразует смысл слова.
ДРУГ
ДРУЖ Б А
ДРУЖ И ТЬ
ДРУЖ ИН А
ДРУЖ Н ЫЙ
ДРУЖ ИЩ Е
ДРУЖ ОЧ ЕК
СО ДРУЖ ЕСТВ О



Слайд 5Работа с художественным текстом
Выделить однокоренные слова к слову ДРУГ.
Какое слово чаще

всего использует А.С. Пушкин?

Ты хочешь, милый друг, узнать
Мои мечты, желанья, цели
И тихий глас простой свирели
С улыбкой дружества внимать.
Послание к Юдину, 1815 год


Слайд 6Любовью,
дружеством

и ленью
Укрытый от забот и бед,
Живи
под их надёжной сенью;
В уединении ты счастлив;
ты поэт.
Дельвигу, 1817 год


Слайд 7Я к вашим возвращусь полям,
Приду под липовые своды
На скат тригорского холма,
Поклонник

дружеской свободы,
Веселья, граций и ума.
Простите, верные дубравы, 1817 год


Слайд 8Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные

норы
Доходит мой свободный глас.
Во глубине сибирских руд, 1827 год


Слайд 9Построение словообразовательных цепочек
дружеский содружество
 
ДРУГ

дружество дружественный

дружественность
дружный

дружно


У - Узы


Слайд 10-Как называется группа слов:
дружный - дружеский - дружественный?
ПАРОНИМ –

para – около, onyma – имя (из греч.) Близкое по звучанию название. Например: соседний – соседский.


Слайд 11В. И. Красных, Толковый словарь паронимов русского языка, М., Астрель, 2007

ДРУЖЕСКИЙ

– ДРУЖЕСТВЕННЫЙ – ДРУЖНЫЙ
Дружеский, -ая, - ое, ие. Относящийся к другу, друзьям, дружбе, свойственный друзьям, проникнутый дружбой.
Дружеская встреча, компания, поддержка, обстановка;
Дружеский тон, взгляд, поцелуй;
Дружеское письмо, участие, общение; Вести дружескую беседу, предложить дружескую помощь, выслушать с дружеским вниманием;



Слайд 12Дружественный, - ая, - ое, ые. Характеризующийся взаимопониманием, доверием (обычно о

государствах, странах, народах и отношениях между ними)
Дружественная страна, дружественный народ, дружественный визит, дружественная встреча;
Проводить дружественную политику, укреплять дружественные связи;
Переговоры проходили в дружественной атмосфере.


Слайд 13Дружный, - ая, - ое, ые.
Связанный дружбой, взаимным согласием.
Дружная семья;

дружный коллектив, класс; дружная бригада, команда; дружные ребята.
Происходящий одновременно, согласованно.
Дружная работа; дружные аплодисменты» дружный хохот.
Бурно, быстро возникающий.
Дружная весна, дружные всходы.


Слайд 14Работа с тестом в формате ЕГЭ
Пользуясь словарной статьёй, определить, в

каких предложениях выделенное слово употреблено неверно.
1.Дружественность лицеистов оказалась истинной ценностью Царского Села.
2.Речь профессора нравственных наук Александра Куницына во время церемонии открытия Лицея носила торжественный и одновременно дружный характер.
3.Лицей стал школой мудрецов, в дружеском диалоге постигавших науку мыслить.
4.В горестные моменты своей жизни Пушкин с благодарностью вспоминал дружную лицейскую семью.
5.Сила и глубина дружных отношений, рождённых в школьные годы, никогда не иссякнет.



Слайд 15Работа с текстом
Притча о дружбе

Жили-были два друга. В один момент они

поспорили, и один из них дал пощечину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину». Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощечину и который спас жизнь своему другу спросил его:
— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо нам хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это из нашей памяти.
Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

Слайд 16Друзья мои, прекрасен наш союз!



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика