Слайд 1Творческая лаборатория слова.
Преобразующая роль суффикса.
Бурцева Наталья Владимировна.
ГБОУ школа №
302 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Слайд 2Цели занятия
Показать роль суффикса в преобразовании слова.
В работе со словообразовательными цепочками
прививать навыки словообразовательного анализа.
Пополнять словарный запас посредством образования новых слов путём суффиксального способа образования.
Учить правильному употреблению паронимов в речи.
Вдохновлять на творчество.
Слайд 3Осмысление
Суффикс – 21 элемент в Периодической Системе элементов русской речи
Роль суффикса
– преобразует исходное слово в производное
Образование ПРЕобразование
Ряд образований
Производный период
Слайд 4Работа со словом
Подобрать однокоренные слова к слову.
Выделить суффиксы.
Подумать, как суффикс
преобразует смысл слова.
ДРУГ
ДРУЖ Б А
ДРУЖ И ТЬ
ДРУЖ ИН А
ДРУЖ Н ЫЙ
ДРУЖ ИЩ Е
ДРУЖ ОЧ ЕК
СО ДРУЖ ЕСТВ О
Слайд 5Работа с художественным текстом
Выделить однокоренные слова к слову ДРУГ.
Какое слово чаще
всего использует А.С. Пушкин?
Ты хочешь, милый друг, узнать
Мои мечты, желанья, цели
И тихий глас простой свирели
С улыбкой дружества внимать.
Послание к Юдину, 1815 год
Слайд 6Любовью,
дружеством
и ленью
Укрытый от забот и бед,
Живи
под их надёжной сенью;
В уединении ты счастлив;
ты поэт.
Дельвигу, 1817 год
Слайд 7Я к вашим возвращусь полям,
Приду под липовые своды
На скат тригорского холма,
Поклонник
дружеской свободы,
Веселья, граций и ума.
Простите, верные дубравы, 1817 год
Слайд 8Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные
норы
Доходит мой свободный глас.
Во глубине сибирских руд, 1827 год
Слайд 9Построение словообразовательных цепочек
дружеский содружество
ДРУГ
дружество дружественный
дружественность
дружный
дружно
У - Узы
Слайд 10-Как называется группа слов:
дружный - дружеский - дружественный?
ПАРОНИМ –
para – около, onyma – имя (из греч.) Близкое по звучанию название. Например: соседний – соседский.
Слайд 11В. И. Красных, Толковый словарь
паронимов русского языка,
М., Астрель, 2007
ДРУЖЕСКИЙ
– ДРУЖЕСТВЕННЫЙ – ДРУЖНЫЙ
Дружеский, -ая, - ое, ие. Относящийся к другу, друзьям, дружбе, свойственный друзьям, проникнутый дружбой.
Дружеская встреча, компания, поддержка, обстановка;
Дружеский тон, взгляд, поцелуй;
Дружеское письмо, участие, общение; Вести дружескую беседу, предложить дружескую помощь, выслушать с дружеским вниманием;
Слайд 12Дружественный, - ая, - ое, ые. Характеризующийся взаимопониманием, доверием (обычно о
государствах, странах, народах и отношениях между ними)
Дружественная страна, дружественный народ, дружественный визит, дружественная встреча;
Проводить дружественную политику, укреплять дружественные связи;
Переговоры проходили в дружественной атмосфере.
Слайд 13Дружный, - ая, - ое, ые.
Связанный дружбой, взаимным согласием.
Дружная семья;
дружный коллектив, класс; дружная бригада, команда; дружные ребята.
Происходящий одновременно, согласованно.
Дружная работа; дружные аплодисменты» дружный хохот.
Бурно, быстро возникающий.
Дружная весна, дружные всходы.
Слайд 14Работа с тестом в формате ЕГЭ
Пользуясь словарной статьёй, определить, в
каких предложениях выделенное слово употреблено неверно.
1.Дружественность лицеистов оказалась истинной ценностью Царского Села.
2.Речь профессора нравственных наук Александра Куницына во время церемонии открытия Лицея носила торжественный и одновременно дружный характер.
3.Лицей стал школой мудрецов, в дружеском диалоге постигавших науку мыслить.
4.В горестные моменты своей жизни Пушкин с благодарностью вспоминал дружную лицейскую семью.
5.Сила и глубина дружных отношений, рождённых в школьные годы, никогда не иссякнет.
Слайд 15Работа с текстом
Притча о дружбе
Жили-были два друга. В один момент они
поспорили, и один из них дал пощечину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину». Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощечину и который спас жизнь своему другу спросил его:
— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо нам хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это из нашей памяти.
Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.