Слайд 1Целостный педагогический процесс
в ОУ
Слайд 2Педагогический процесс является управляемой системой с планируемыми результатами. Управление в этом
случае представляет собой целенаправленное систематическое воздействие субъекта (педагога, средства обучения) на ход процесса, объект (индивида или группу) для достижения заданной цели обучения. Оно включает: целеполагание, планирование, организацию, контроль и необходимую коррекцию процесса
!
Структура
технологического процесса обучения
1. Основной канал включает управляющие действия: предъявление учебного материала ученикам, организацию его восприятия, активизацию и управление их познавательной деятельностью, усвоением, закреплением знаний и умений, воспринятых учениками
2. Канал управления (целенаправленные, корректирующие, управляющие воздействия), включающий в себя процедуры планирования, организацию педагогического воздействия, отслеживания хода усвоения материала, оперативного руководства, регулирования и необходимой коррекции (дополнения, изменения) и контроля основного движения обучающей информации (содержания, форм и методов)
3. Канал обратной связи — передача информации от ученика к учителю о результатах процесса (обратная связь, контроль, оценивание)
Слайд 3СТРУКТУРА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 4Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач
Уровень педагогического
профессионализма и мастерства напрямую определяется способами решения педагогической задачи, но главным образом тем, в какой степени их решение опирается на теоретическое осмысление
собственной деятельности.
При этом уровни деятельности связаны с уровнями обобщения собственной практики, выработкой общей стратегии осуществления деятельности.
Педагог лучше справляется с решением профессиональных задач, если он опирается на сильные стороны своей личности, в том числе мышления.
Причиной непрофессионального, интуитивного решения педагогических задач является несформированность готовности учителя к ее квалифицированному
теоретическому решению.
Слайд 6Для отдельного педагога продуктивное решение творческой педагогической задачи состоит в том,
чтобы,
с одной стороны, максимально продуктивно решать собственные задачи,
а с другой — «вписаться» в деятельность всего педагогического коллектива, членом которого он является. В свою очередь, продуктивное творчество педагогических коллективов имеет место во всех случаях, где искомый результат представляется за границей данной педагогической системы и лежит в последующей.
Это позволяет отдельные педагогические мероприятия
(урок, встречу, практическое занятие и т.п.) подчинить будущему.
Важнейшей предпосылкой профессионального продуктивного решения педагогической задачи при любой технологии является активно заинтересованное взаимодействие субъектов педагогического процесса —
педагогов и воспитанников.
Слайд 7ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Слайд 8Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование,
включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности.
На этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности учителя, которые относительно независимо направлены на конструирование содержания, средств и программ действий своих и учащихся.
Соответственно технологию конструирования педагогического процесса можно представить как единство технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность), конструирования материальных или материализованных средств (конструктивно-материальная) и конструирования деятельности (конструктивно-операциональная).
Слайд 9Характеристика процесса обучения
как целостной системы
Цель
обучения
Деятельность
преподавания
Содержание
Учебного материала
Методы обучения
Средства обучения
Организационные
Формы обучения
Деятельность
учителя
Результат
Слайд 10Конструктивно-содержательная,
конструктивно-материальная и конструктивно-операциональная технологии различаются по своему предмету.
В каждой
из них выделяются последовательно осуществляемые педагогом аналитическая, завершающаяся постановкой диагноза, прогностическая и проективная творческая мыслительная деятельности.
Анализ, прогноз и проект — неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее предметно-содержательного наполнения и временного ограничений.
Продуктивность решения стратегических, тактических и оперативных задач в равной мере обусловливается качеством технологии конструирования вне зависимости от того, был ли проект как ее результат заранее зафиксирован на бумаге в форме плана
(плана-конспекта, конспекта) или нет.
Слайд 11Порядок действий при педагогическом проектировании
Подготовительная
работа
Разработка проекта
Проверка качества
проекта
Анализ объекта
Выбор формы
Теор. обеспечение
Метод.
обеспечение
Пространственно-
врем. обеспечение
Мат- технич.
обеспечение
Правовое
обеспечение
Выбор системообр.
фактора
Установление
взаимозависимости
Написание проектной
документации
Мысленное
экспериментирование
Экспертная оценка
Корректировка проекта
Принятие решения об
использовании проекта
Слайд 12Технология конструирования педагогического процесса
не может быть сведена к обдумыванию лишь
действий педагога, содержания и возможностей использования педагогических средств.
Она должна осуществляться с ориентацией на учащихся, группу школьников и каждого в отдельности.
Другими словами, такая технология требует предположительного конструирования действий учащихся.
Слайд 14Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых
технологий передачи информации,
организации учебно-познавательной и
других видов развивающей деятельности,
стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса,
его текущего контроля.
Центральное место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса.
В соответствии с принципом органичного сочетания педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей в ходе осуществления педагогического процесса очень важно найти наиболее рациональную меру соотнесения управляющих воздействий со стороны педагогов и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитанников.
Установление прочной обратной связи в ходе педагогического процесса необходимо для внесения корректив в соотношение собственно организаторской деятельности педагогов и самоуправления с целью эффективного решения образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Слайд 15Цикличность процесса обучения
Общая характеристика цикла обучения
Цикл — это совокупность определенных актов
учебного процесса, итог последовательных микрорезультатов учения.
Основными показателями циклов учебного процесса являются цель, средства и результат.
Цель – показатель цикличности обучения.
Цель — заранее осознанный и планируемый результат. Его достижение требует сознательной, целенаправленной деятельности человека.
Первым и весьма важным показателем при изучении циклов учебного процесса является конкретизация целей обучения. Сверхзадача учителя в плане этой конкретизации — понимание обучения как управление развитием школьников.
Средства – показатель цикличности обучения.
Под средствами обучения мы понимаем те материальные и материализованные предметы, которые учитель при изложении учебного материала помещает между собой и учеником.
Результат – показатель цикличности обучения.
Циклы учебного процесса представляют собой спираль, в каждом витке которой отражаются все стороны учебного процесса;
цель — деятельность преподавания — средства преподавания и учения — деятельность учения — результат.
Цикличный анализ учебного процесса позволяет одновременно выявить и процессуальные особенности его как целостной системы.
Слайд 16Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
Под
деятельностью понимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью.
Каков бы ни был уровень осознанности деятельности, осознавание цели всегда остается ее необходимым признаком.
В тех случаях, когда этот признак отсутствует, нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение (Л. Д. Ительсон).
Слайд 17 Процесс формирования у ребенка знаний, навыков и
умений,
процесс его личностного развития происходит
только в результате его собственной деятельности,
которую схематически можно представить так:
ЦЕЛЬ (идеальная
Модель результата)
МОТИВ (побуждает
и направляет)
ПОТРЕБНОСТЬ
(побуждает
Деятельность)
Действия и
операции
СРЕДСТВА
(идеальные и
материальные)
ПРЕДМЕТ
РЕЗУЛЬТАТ,
удовлетворяющий
потребность
Деятельность
Слайд 18Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
Всякая
деятельность состоит из операций и действий. Операции— это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются.
Действия — это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят. Сущность технологии осуществления педагогического процесса как раз и заключается в том,
что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями,
а затем — к управлению деятельностью учащихся.
Слайд 19Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
Деятельность
всегда имеет задачную структуру. Любой ее вид представляет собой творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость личности. В конечном итоге деятельность направлена на преобразование окружающей действительности.
Слайд 20ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
……………. осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в
связи с необходимостью познания и преобразования действительности…………
Слайд 21ТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
стратегические
тактические
оперативные
Слайд 22 ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
1) постановка педагогической задачи на
основе анализа ситуации и конкретных условий
2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия)
3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике
4)анализ результатов решения педагогической задачи
Слайд 23Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
Многообразие
предметов деятельности определяет и видовое ее многообразие.
На основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М. С. Каганом,
Н.Е. Щурковой предложена обстоятельная классификация развивающих видов деятельности детей:
Слайд 24познавательная деятельность, которая расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению, развивает
любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;
трудовая деятельность, направленная на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека;
художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность школьника;
Слайд 25спортивная деятельность, культивирующая здоровый образ жизни, формирующая силу, выносливость, пластичность и
красоту человеческого тела, сочетающаяся с культивированием высокой гигиены жизни;
общественная деятельность, которая содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности;
ценностно-ориентационная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, подымающая школьника на уровень субъекта формируемых отношений;
коммуникативная деятельность, осуществляемая как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком как ценностью.
Слайд 26Соблюдение технологических требований осуществления различных видов развивающей деятельности во многом будет
способствовать уяснению специфики деятельности по следующей схеме:
сущность и назначение вида деятельности;
содержание данного вида деятельности и место ее преимущественного осуществления;
возможные формы деятельности;
типичная атрибутика, сопровождающая данный вид деятельности;
наиболее яркие специфические особенности деятельности;
психолого-педагогические условия достижения воспитательного и предметного результатов.
учет технологических требований и особенностей деятельности детей, которую предстоит организовать, определяет специфику относительно самостоятельных технологий организации развивающих видов деятельности детей.
Слайд 27ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся.
регулирование и корригирование процесса обучения
создает необходимые условия для успешного протекания учения
Учитель
Анализ результатов
Слайд 28Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования.
Отражая
все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон),
обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.
Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Слайд 29Познавательная деятельность –
это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической
деятельности.
Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе
(экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.).
Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.
Слайд 30ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Целью познание, сбор и переработка информации, в
конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии.
Мотивы, т.е. те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом.
Учебные действия (операции), совершаемые в соответствии с осознанной целью.
Самоконтроль, самооценка и самоанализ.
Слайд 31Обучение всегда происходит в общении и основывается на
вербально-деятельностном подходе.
Слово
одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности школьников.
Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.
Слайд 32Обучение,
как и всякий другой процесс, связано с движением.
Оно, как
и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков.
Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание и учение.
При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может ограничиться только изложением знаний –
он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет
целостную педагогическую деятельность.
Слайд 33Деятельность учителя как организатора и руководителя всей учебной работой учащихся всегда
высоко оценивалась прогрессивными мыслителями.
А. Дистервег писал, что учитель – "солнце для вселенной".
Высоко она оценивается и сейчас.
Однако необходимо отчетливо представлять себе и роль самого ученика, так как он является центральным звеном основного и исходного отношений в педагогическом процессе. Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса.
Поскольку развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то основой обучения следует считать не преподавание, а учение.
Слайд 34
Технология
коллективного творческого воспитания —
это, по существу, продуманная система ключевых
мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены
на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда — мероприятие), корректирующие и направляющие течение педагогического процесса.
Цель любого мероприятия с позиций педагогов — формирование того или иного отношения личности
(к труду, обществу, учению и т.п.).
Слайд 35ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами,
разведка дел,
совет, общие сборы и "огоньки", коллективное планирование,
подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного,
Слайд 36Технология воспитания
Искусство
основано на интуиции,
технология – на науке.
Слайд 37Искусство и технология воспитания
Технология –
это система предложенных наукой алгоритмов, способов
и средств, применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества
Слайд 38Этапы процесса воспитания
Вход
Творчество
Канонический
путь
Творчество
Выход
Узловые точки воспитательного дела
Слайд 39Комплексный подход – это…
Задач
Целей
Воспитательного воздействия и взаимодействия
Методов
Форм
Содержания
Единство
Единство
Единство
Слайд 40Требование комплексного подхода
Воздействие на воспитанников по трем направлениям – на сознание,
чувства, и поведение.
Ограниченное слияния воспитания и самовоспитания личности.
Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений.
Наличие конкретных воспитательных дел.
Системный подход к процессу воспитания и управлению им.
Слайд 41Модель
комплексного подхода
Цели, задачи,содержание
Воспитательные дела
Формы, методы, средства
Эстетическое, трудовое, физическое, нравственное, умственное
Слайд 42Воспитательное дело – это…
вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников.
Слайд 43Характер воспитательных дел
Коллективный
Творческий
Коллективные или творческие воспитательные дела
Слайд 44Этапы воспитательных дел
Целеполагания
(анализ ситуации и формулировка целей)
Планирования
дела
Организации и подготовки дела
Непосредственное осуществление
дела
(организация дела)
Анализ достигнутых результатов
(подведение итогов)
Слайд 45По целям и назначениям выделяются виды воспитательных дел:
Социально –
ориентированные
Этические
Эстетические и
физкультурные
Экологические и
трудовые
Слайд 46Социально – ориентированные воспитательные дела - …
воспитательные дела, в которых доминирующей
целью является выступает воспитание общественно значимых качеств
Слайд 47Главная цель
Формирование у школьников системы социальных отношений:
к обществу, органам государственной
власти.
Слайд 48Стержневые общественные качества личности
Дисциплинированность
Гражданская позиция
Слайд 49Дисциплинированность
Выполнение
Правил поведения
Раскрывают смысл дисциплинарных требований и их значение
Соблюдение режима
Условие эффективного воспитания
Слайд 50Требования к режиму
Режим
Реальность
Целесообразность
Точность
Конкретность
Слайд 51Причины неэффективности дисциплинированных воспитательных дел
Причины
Кампанейщина
Односторонность
Недостаток педагогической культуры
Слабая
постановка
Формализм
Неправильный подход
Отсутствие согласованной системы
Слайд 52Жизненная позиция – это…
внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую
из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую её субъективное отношение к обществу.
Слайд 53Два вида жизненной позиции и факторы влияющие на неё
Активная
Жизненная позиция
Пассивная
Неравнодушное отношение
к деятельности, постоянное стремление ее изменить
Восприятие готовых взглядов, ценностей, не анализируя
Семья
школа
Слайд 54Этические воспитательные дела
нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на
сознание, чувства, поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Слайд 55Основные задачи
Формирование
нравственного
воспитания
Воспитание
и развитие
нравственных
чувств
Выработка
умений и
привычек
нравственного
поведения
Слайд 56Нравственное воспитание включает:
Формирование у человека
Сознание связи с обществом
Согласование поведения
Ознакомление с идеалами,
требованиями
Доказательство правомерности и разумности
Превращение нравственных знаний в нравственные убеждения
Создание системы
Устойчивых чувств, качеств, привычек
Высокой культуры поведения
Слайд 57Структура воспитательных дел этической направленности
Понимание сущности, норм, и принципов морали
Нравственные суждения
Нравственные
убеждения
Нравственные поведение и поступки
Нравственная привычка
Слайд 58Требования к осуществлению этических воспитательных дел:
Нельзя допускать, чтобы процесс превращался в
«кампанию по борьбе».
Нравственные качества не формируются без насущной жизненной необходимости.
Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями.
Нельзя вырабатывать сразу несколько нравственных привычек.
Высокие нравственные качества основываются на простых, элементарных.
Должны быть прочно усвоенные конкретные привычки для формирования базы.
Через призму моральных качеств рассматриваются и отрицательные привычки
Слайд 59Эстетические и физкультурные воспитательные дела
Эстетические (художественные) дела – общее название дел,
доминирующая цель которых – формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности.
Слайд 60Задачи эстетического воспитания
Формирование
понятий
оценок
суждений
идеалов
потребностей
способностей
вкусов
Слайд 61В эстетических делах необходимо
Овладение теоретическим знаниями
Опора на психологические закономерности
Опора на эмоциональность
Слайд 62Эстетические воспитательные дела
Дела связные с природой
Музыкальное воспитание
Поддержание чистоты и порядка
Поддержание гигиенической
культуры
Слайд 63Физкультурные воспитательные дела
Задачи
Укрепление здоровья
Овладения знаниями
Выработка двигательных умений и навыков
Развитие двигательных качеств
Воспитание
нравственных качеств
Формирование эстетических качеств
Выработка привычек занятий по физ-ре
Формирование гигиенических привычек
Слайд 64Задачи воспитательных дел, которые определяют готовность к труду
Осознание целей задач
труда
Формирование трудовых
умений и навыков
Воспитание мотивов трудовой деятельности
Слайд 65Основа трудовых технологий
Принцип вариативности программ, методов и организационных форм образования
Слайд 66Комплексная система
трудовой технологии
Представления о технике
Умения решать
практические задачи
Качественный результат