Слайд 1Трудовая мотивация
© М.В. Верескун
Слайд 3© Верескун М.В.
Понятие мотивации
Мотивация – совокупность причин психологического характера (система мотивов),
которые обуславливают поведение и поступки людей, их начало, направленность и активность.
Мотивы – побуждающие причины поведения и действий человека, которые возникают под действием потребностей и интересов.
Потребность – состояние индивида, связанное с ощущением необходимости в чем-либо важном для существования и развития человека.
Побуждение – это потребность, осознанная с точки зрения необходимости осуществления конкретных целенаправленных действий.
Стимул – средство мотивации.
Трудовая мотивация – побуждение работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия путём удовлетворения их собственных потребностей.
Слайд 4© Верескун М.В.
Упрощённая модель процесса мотивации
Вызывают
Определяют
Обуславливают
Для
достижения
Вызывают
Потребности
Побуждения (мотивы)
Поведение
Цели
Усиление
Удовлетворённость
Ослабление
Неудовлетворённость
Слайд 5© Верескун М.В.
Теории мотивации
Делятся на две группы:
Содержательные
Процессуальные.
Содержательные теории мотивации – основаны
на идентификации (классификации) потребностей людей, которые побуждают их действовать.
Основные представители:
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу.
Теория потребностей Девида МакКлеланда.
Теория мотивационной гигиены Фредерика Герцберга.
Слайд 6© Верескун М.В.
Теории мотивации
Процессуальные теории мотивации – не отрицают существования потребностей,
но утверждают, что поведение людей в организации кроме потребностей определяются:
Восприятием работником конкретной ситуации;
Ожиданиями работника, связанными с конкретной ситуацией;
Оценки работником возможных последствий выбранного типа поведения.
Основные представители:
Теория ожиданий (надежд) В. Врума.
Теория справедливости С. Адамса.
Модель Портера-Лоулера.
Слайд 7© Верескун М.В.
Трудовая мотивация
Структура мотива к труду:
Ценности, которые могут удовлетворить имеющуюся
потребность;
Трудовые действия, необходимые для получения благ;
Цена – затраты материального и морального характера, связанные с трудовой деятельностью.
Факторы, обуславливающие поведение работника:
Физический тип (возраст, пол);
Уровень самосознания и образования;
Профессиональная подготовка;
Психологический климат в коллективе;
Влияние внешней среды.
Слайд 8© Верескун М.В.
Требования к системе
трудовой мотивации
Предоставление равных возможностей в занятости
и карьерном росте в зависимости от результатов труда.
Согласование уровня оплаты труда с её результатами и признание личного вклада в общий успех
Создание необходимых условий для защиты здоровья, безопасности труда и благосостояния всех работников
Реализация способностей работников, т.е. создание программ обучения, повышения квалификации и переквалификации
Поддержание в коллективе атмосферы доверия, заинтересованности в реализации общей цели, возможности двусторонней коммуникации между руководителями и работниками.
Слайд 9© Верескун М.В.
Методы мотивации результативности труда
Слайд 10© Верескун М.В.
Основные принципы организации
системы трудовой мотивации
Коммуникация, сотрудничество и согласие
между работниками и администрацией касательно общих принципов системы
Обоснованная система оценки работ и определения их объёма
Хорошо осмысленные и обоснованные критерии измерения и оценки
Взвешенные нормативы, контроль за ними периодический пересмотр
Чёткое согласование поощрения с результативностью деятельности
Вознаграждение, особенно дополнительное, не за уровень результативности вообще, а за то, что прежде всего связанно с качеством работы
Слайд 11© Верескун М.В.
Регулирование поведения
Регулирование поведения – мотивация на основе выявленных функциональных
или желаемых видов поведения и подкрепления таковых.
Фундаментальные принципы регулирования поведения:
Необходимость принимать во внимание только реальные в данных условиях поведенческие явления;
Использование в качестве основного показателя частотность конкретных поведенческих явлений;
Важность наблюдения за поведением в рамках конкретной ситуации.
Слайд 12© Верескун М.В.
Универсальный алгоритм регулирования поведения
Алгоритм регулирования поведения различных категорий работников
в зависимости от результатов труда:
Выявление;
Измерение;
Анализ;
Вмешательство;
Оценка.
Единица анализа – как один человек так и группа людей.
Основа успеха – выявление причинно- следственной связи между поведением и результатами, между корректирующими действиями и повышением эффективности.
Слайд 13© Верескун М.В.
Условия эффективного управления мотивацией
Чёткое понимание модели основного процесса мотивации:
потребность – цель – действие – опыт – ожидания.
Знание факторов, влияющих на мотивацию.
Набор потребностей, которые инициируют движение к достижению цели и условия, при которых потребности могут быть удовлетворены.
Знать, что мотивация – не самоцель, а способ поощрения и удовлетворения, и постоянно возрастающее его количество может привести к самоуспокоенности и инерции.
Слайд 14© Верескун М.В.
Основные подходы к выбору мотивационной стратегии
Стимулы и наказания: люди
работают за вознаграждение – тем кто хорошо работает хорошо платят, тем кто работает ещё лучше, платят ещё больше. Тех, кто работает некачественно – наказывают.
Мотивирование посредством самой работы: дайте человеку интересную работу, которая приносит ему удовлетворение и качество её выполнения будет высоким.
Систематическая связь с руководителем: определяйте цели с подчинёнными и давайте позитивную оценку, когда они действуют правильно и негативную, когда ошибаются.
Слайд 15© Верескун М.В.
Основные методы управления мотивацией
Использование денег как основного измерителя наград
и стимулов
Использование наказаний
Развитие соучастия
Мотивация посредством труда
Вознаграждения и признания достижений
Привлечение людей к управлению
Стимулирование групповой работы
Два основных задания руководителя:
снизить уровень недовольства коллектива, совершенствовать регуляторы мотивации
повысить уровень удовлетворённости, усилить основные мотиваторы, которые реально повышают трудовую активность
Слайд 16© Верескун М.В.
Основные мотиваторы
Личностный рост;
Ощущение принадлежности;
Заинтересованность;
Возможность обучаться;
Карьерный рост;
Рост ответственности и влияния;
Возможности
творческого роста;
Самовыражение;
Ощущение нужности своей работы;
Информированность о состоянии дел, планах, перспективах;
Учёт руководством мыслей и взглядов работника;
Совместное принятие решений;
Возможность роста мастерства;
Повышенная ответственность;
Эффект состязательности;
Решение новых сложных задач.
Слайд 17Click to edit company slogan .
Thank You !