ТРИЗ для начальной школы презентация

Содержание

Разработка теории ТРИЗ — конец 40-х годов XX века Первая публикация о ТРИЗ -1956 год Начало применения в педагогике — 60-е годы Автор - Генрих Саулович Альтшуллер 15 октября 1926

Слайд 1ТРИЗ для начальной школы
Ведущий вебинара: Васецкая Екатерина Николаевна, специалист отдела дистанционных

мероприятий ЦДО «Снейл»

Слайд 2Разработка теории ТРИЗ — конец 40-х годов XX века
Первая публикация

о ТРИЗ -1956 год
Начало применения в педагогике — 60-е годы

Автор - Генрих Саулович Альтшуллер
15 октября 1926 г. - 24 сентября 1998 г.
Азербайджанский индустриальный институт
Псевдоним - Генрих Альтов
Преподаватель, писатель-фантаст

ТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач


Слайд 3Какая из функций ТРИЗ в большей мере применяется в педагогике?
Основные функции

и области применения ТРИЗ









Решение изобретательских задач любой сложности и направленности;
Прогнозирование развития технических систем;
Пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности;
Совершенствование коллективов по направлению к их идеалу.


Слайд 4
ТРИЗ не является строгой научной теорией
В результате своего развития ТРИЗ вышла

за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).

Слайд 5
Цель ТРИЗ-педагогики -
воспитание творческой личности
Принципы педагогики будущего по Г.С. Альтшуллеру:


Педагогика должна быть направлена на подготовку универсалов;
Обучение начинается в раннем возрасте и заканчивается в 13, 15, 16 лет;
Специализация происходит сама собой. Выбор специальности студент делает сам;
Обучение производится с максимальной скоростью;
Программа подготовки должна постоянно обновляться и дополняться;
Учебные группы должны быть малыми для учета индивидуальных особенностей ребенка;
ТРИЗ-педагог сам должен быть универсальной творческой личностью.

Слайд 6
ФГОС начального общего образования
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего

образования должны отражать:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения.

Какой из результатов в большей степени может быть получен с помощью ТРИЗ-технологий?



Слайд 7
ТРИЗ-педагогика: цели и основы
Главная цель ТРИЗ в школе состоит в целенаправленном

развитии творческого системного мышления, направленного на преобразование действительности.

В основе ТРИЗ-педагогики лежат:

методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения);
методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления);
воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ)

Слайд 8
ТРИЗ-педагогика: цели и основы
Чтобы обучать с помощью ТРИЗ в начальной школе,

необходимо соблюдать условия:
Учителю необходимо научиться приёмам и методам ТРИЗ;
Регулярно тренировать творческое мышление.
 



Слайд 9
ТРИЗ-педагогика: цели и основы
К основным свойствам творческого мышления относятся:

умение находить

и выделять закономерности в объеме информации,
владение навыками систематизации и структурирования информации,
способность использовать скрытые ресурсы для решения задачи,
навык генерирования гипотез и способов их проверки, умение видеть,
формулировать и разрешать противоречия.



Слайд 10
ТРИЗ-педагогика: компоненты
Триз–технологии базируются на следующих компонентах:

Решение открытых задач.
Формирование творческого воображения.


Преодоление психической инерции.
Развитие ассоциативного и системного мышления.




Почему детям в начальной школе иногда легче даются открытые задачи, чем ученикам старшей школы?



Слайд 11Методические приемы ТРИЗ-технологий
Приём “Да-нетка”
 
Формирует следующие универсальные учебные действия:
умение связывать

разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
умение слушать и слышать друг друга.


Пример. Окружающий мир. Тема «Лесные обитатели»
Задание — отгадать загаданных животных используя только вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет».
После этого назвать, что их объединяет.

 

На каком из этапов урока можно применять этот метод?




Слайд 12
Методические приемы ТРИЗ-технологий

Прием «Хорошо-плохо»
 Формирует:
умение находить положительные и отрицательные стороны

в любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

Важно! Прием «Хорошо-плохо» не предполагает конкретного ответа.

Пример. Окружающий мир. Метод «хорошо-плохо»
1-ый вариант. Зима- хорошо: можно кататься на санках, плохо: очень холодно, хорошо: Новый год, плохо: рано темнеет и т.д
2-ой вариант. Учитель предлагает ситуацию: Весна, идет дождь. Ученики предлагают варианты, почему это хорошо и почему плохо.

Слайд 13
Методические приемы ТРИЗ-технологий
«Я беру тебя с собой»
 Формирует:
умение объединять объекты

по общему значению признака;
умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Пример. Математика.
Учитель просит называть учеников числа, при этом каждый раз говорит, «подходит» число или нет.


Приведите пример использования метода «Я беру тебя с собой».




Слайд 14
Методические приемы ТРИЗ-технологий
Прием «Отсроченная отгадка»
 
Формирует:
умение анализировать и сопоставлять факты;


умение определять противоречие;
умение находить решение имеющимися ресурсами.


Пример. Русский язык. Слова с несколькими значениями.
На доске перечислены слова: ножка, листок, хвост. Что общего между ними?

 





Слайд 15
 
 

 
Методические приемы ТРИЗ-технологий
Прием Пинг-пон «Имя – Значение»
 
Формирует:
для заданного конкретного

объекта выделять имена признаков;
определять значения признаков объекта по заданному имени признака.

Пример. Русский язык. Слово «подберезовик»
1-ая команда: часть речи
2-ая команда: существительное
1-ая команда: приставка
2-ая команда: под
 





Слайд 16
Методические приемы ТРИЗ-технологий
Прием «Цепочка признаков»
 
Формирует:
умение описывать объект через имена и

значения признаков;
умение определять по заданным частям модели скрытые части;
умение составлять внутренний план действий.

Пример. ИЗО. Цепочка признаков
Объект рыба. Назовите любое имя признака. Внимание! Признак должен быть существенным, т. е. иметь только одно значение. - Способ передвижения. - Назовите объект с тем же значением признака. Осьминог. Теперь назовите другое имя признака для объекта «осьминог»





Слайд 17Трудности применения технологии ТРИЗ
Какие проблемы могут возникнуть при применении технологии ТРИЗ?




Слайд 18
Трудности применения технологии ТРИЗ

проблемы дисциплины;
проблемы взаимодействия детей в классе, организации игры

и соревнования;
проблемы контроля, оценки и поощрения, само - и взаимоконтроля;
проблемы планирования урока;
вопрос о применимости наработанного в одном классе к условиям другого класса;
проблема воспитания воли, внимания, эмоций.

Слайд 19
ТРИЗ в начальной школе
Главная цель ТРИЗ в школе - целенаправленное развитие

творческого системного мышления.

Эта цель может быть реализована посредством применения приемов ТРИЗ.

Слайд 20Уважаемые участники вебинара, заказать свидетельство, подтверждающее участие в вебинаре, можно на

сайте Фестиваля педагогического мастерства «Дистанционная волна»
в разделе Дополнительные услуги (http://festival.nic-snail.ru/).

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика