Триадология презентация

Содержание

Тайна Божественного единства не может быть сведена к единосущию, но раскрывается как тайна Триединства. Единство и троичность не могут быть ни разделены, ни предшествовать одно другому.

Слайд 1Триадология
Тема лекции:
Ипостасные свойства
Учение о монархии Отца


Слайд 2
Тайна Божественного единства не может быть сведена к единосущию, но раскрывается

как тайна Триединства. Единство и троичность не могут быть ни разделены, ни предшествовать одно другому.


Слайд 3По словам прот. Димитру Станилоае:
«Совершенная любовь есть парадоксальное единство двух

фактов: с одной стороны, многих «Я», которые любят друг друга, оставаясь раздельными, и, с другой стороны, высочайшей степени единства между ними.
Со всей очевидностью, кроме существования совершенной вечной любви не может быть никакого обоснования для любви в мире, ни цели существования мира. Любовь в мире предполагает в качестве своего источника и цели вечную совершенную любовь между несколькими Божественными Лицами.»[1].
[1] Staniloae D. The Experience of God. Brookline, Massachusetts, 1994. P. 245.

Слайд 4Различие Божественных Лиц по Их ипостасным свойствам
1. Свидетельства Откровения об отношениях

Божественных Лиц
1.1. Отношение между Отцом и Сыном
«Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс 2:7).
«Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» (Пс 109:3).
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1:18).
«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин 3:16).
Апостол Павел учит, что Сын есть «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол 1:15).

Слайд 5Таким образом, между Первой и Второй Ипостасями Пресвятой Троицы имеет место

отношение предвечного рождения. В силу этого отношения Первая Ипостась в отношении Второй Ипостаси именуется в Священном Писании «Отец» (греч. Πατηρ; лат. Pater) (Мф 11:27; Ин 5:23 и др.), а Вторая Ипостась по отношению к Первой — «Сын» (греч. Υιος; лат. Filius) (Мф 3:17; Евр 1:2 и др.).

С целью уточнения смысла Божественного Отцовства и Божественного Сыновства Священное Писание называет Бога Сына Сыном «Единородным» (греч. μονογενης; лат. unigenitus) (Ин 1:14, 18; 3:16, 18; Гал 4:4) или «Сыном Божиим собственным» (ιδιος Υιος Θεου) (Рим 8:32), поскольку Он есть единственный Сын Божий в прямом и собственном смысле. Однако следует иметь в виду, что наименования «отец» и «сын» могут употребляться и в несобственном, переносном смысле. Например, Бог в Священном Писании называется Отцом христиан (Мф 6:9; Еф 4:6) или вообще всех людей (Мк 11:25; Деян 17:28–29), являющихся сынами Божиими по благодати и усыновлению.

Слайд 61.2. Отношение между Отцом и Святым Духом
Между Первой и Третьей Ипостасями

Пресвятой Троицы имеет место отношение предвечного исхождения.
«Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит (παρα του Πατρος εκπορευεται)» (Ин 15:26).
Бог Отец предвечно изводит Святого Духа и в отношении Его именуется «Изводителем» (Προβολευς). Святой Дух предвечно исходит от Отца, но само личное имя Третьей Ипостаси, открытое нам в Священном Писании, — «Святой Дух» — не имеет прямой смысловой связи со способом ее происхождения.

Слайд 72. Личные (ипостасные) свойства Божественных Лиц
В соответствии с отношениями предвечного

рождения и предвечного исхождения определяются личные свойства (τα προσωπικα ιιωματα) Лиц Пресвятой Троицы. Начиная примерно с конца IV в. можно говорить об общепринятой в Церкви терминологии, в соответствии с которой ипостасные свойства Божественных Лиц выражаются следующими терминами: у Отца — нерожденность (греч. αγεννησια; лат. innativitas), у Сына — рождение (греч. γεννησια; лат. generatio), у Святого Духа — исхождение (греч. εκπορευσις, εκπορευμα; лат. processio).
Личные (ипостасные) свойства, в отличие от свойств существенных, суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Божественные Лица различаются между Собой, и мы познаем Их как особые Ипостаси.
Поэтому именование «животворящий» не может быть ипостасным свойством, т. к. принадлежит не только Святому Духу, но, кроме того, оно также характеризует не внутритроичные отношения, а отношение Бога к миру.


Слайд 8Следует обратить особое внимание на то, что ипостасные свойства, остающиеся вечно

неизменными, являются свойствами внутритроичными, то есть указывают исключительно на отношения Лиц между Собой, но не на Их отношение к миру. По этой причине, например, воплощенность Сына Божия хотя и представляет собой свойство несообщимое, тем не менее не может быть признано ипостасным.
По словам свт. Григория Богослова, «личное свойство непреложно, иначе как оставалось бы личным, если бы прелагалось и переносилось»[2].
Прп. Иоанн Дамаскин учит: нерождаемость, рождение и исхождение — «одними этими только ипостасными свойствами различаются между Собою три Святые Ипостаси, нераздельно различающиеся не по сущности, а по отличительному свойству отдельного Лица»[3].
[2] Григорий Богослов, свт. Слово 39 // Творения. Т. I. С. 538.
[3] Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры I, 8.


Слайд 93. Образ предвечного рождения и исхождения
Когда Святые Отцы говорят, что

ипостасным свойством Отца является нерожденность, то тем самым они хотят сказать лишь то, что Отец не есть Сын и не есть Святой Дух. Если мы попытаемся определить эти отношения каким-то положительным образом, то мы неизбежно подчиним Божественную реальность категориям аристотелевской логики: связи, отношения и т.п., иными словами — будем мыслить бытие Божие по образу бытия твари[4]. [4] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия… С. 44, 216.

Слайд 10Очевидно, что «рождение» и «исхождение» невозможно мыслить ни как однократный акт,

ни как протяженный во времени процесс, поскольку Божество существует вне времени: поэтому в Никео-Цареградском символе исповедуется вера в Сына Божия «от Отца рожденнаго прежде всех век».
Также недопустимо мыслить отношения Божественных Лиц по аналогии с причинно-следственными отношениями, которые мы наблюдаем в тварном мире.
Отношения Божественных Лиц только обозначают, но ни в коей мере не обосновывают ипостасного различия. Троичность Божественных Ипостасей как первичная данность ниоткуда не выводится и не может быть обоснована каким-либо принципом и объяснена посредством какой-либо достаточной причины, поскольку нет никакого принципа, никакой причины, которые Троице предшествовали бы

Слайд 114. Неприложимость категории числа к Троичности Божественных Лиц
Утверждая, что Бог

троичен в Лицах, необходимо иметь в виду, что «три» в Боге не есть итог сложения, потому что «отношения для каждой Ипостаси тройственны… невозможно ввести одну из Ипостасей в диаду, невозможно представить себе одну из них без того, чтобы немедленно не возникли две другие: Отец есть Отец только в соотношении с Сыном и Духом»[5].
[5] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия . С. 216.

Слайд 12Учение о монархии Отца
1. Римо-католическое учение о filioque

В тексте

Никео-Цареградского Символа веры учение о предвечном исхождении Святого Духа выражено словами «от Отца исходящего»» (το εκ του πατρος εκπορευομενον). У римо-католиков в тексте восьмого члена Символа веры сделана вставка «и Сына» (Filioque). Таким образом, этот член Символа приобретает следующий вид: «от Отца и Сына исходит» (Patre Filioque procedit).

Латинское filioque в переводе на русский язык означает «и Сына». Filio представляет собой casus ablativus от filius (сын), а que является постпозитивной частицей, по смыслу тождественной союзу et («и»).

Слайд 13Систематическая критика учения о filioque впервые была дана свт. Фотием Константинопольским

в его Окружном послании 867 года. Аргументы свт. Фотия можно разделить на четыре группы:
Учение о filioque устраняет единоначалие в Троице.
Поскольку исхождение Святого Духа от Отца, безусловно, является совершенным, то исхождение Святого Духа от Сына излишне, так как оно ничего не может привнести в бытие Святого Духа.
Введение в Троицу дополнительного ипостасного отличия ставит Божественные Лица в неодинаковую близость Друг к Другу.
Исхождение Святого Духа от Отца и Сына не может быть отнесено ни к общим (существенным), ни к личным свойствам.

Слайд 14Римо-католические богословы в защиту своей доктрины ссылаются на те места Священного

Писания, где:

говорится о сообщении Святого Духа Сыном (Ин 15:26; Ин 20:22).

Святой Дух называется «Духом Сына» (Гал 4:6) и «Духом Христовым» (Рим 8:9) подобно тому, как Он именуется и «Духом Отца» (Мф 10:20).

Слайд 15Кроме того, сторонники филиоквийской триадологии пытаются использовать в своих целях и

авторитет Восточных Отцов, которые:
говорили, что Святой Дух исходит от Сына, или от Обоих, или называют и Сына источником Святого Духа.
учили об исхождении Святого Духа от Отца через Сына (греч. δια Υιου; лат. per filium), что, с точки зрения католических авторов, тождественно по смыслу учению о двойном исхождении Святого Духа.

Слайд 16По словам В.Н. Лосского, «именно filioque и был единственной догматической причиной,

был «первопричиной» разделения Востока и Запада; остальные доктринальные разногласия — только его последствия»[6].
Естественно, вопрос о filioque не мог бы иметь такого принципиального значения, если бы эти разногласия являлись только спорами о словах и не имели бы непосредственного отношения к практике духовной жизни. Формула исхождения Святого Духа от Отца и Сына акцентирует единство Божественной природы в ущерб реальному различию Лиц. В результате в латинской схоластике бытие Божие отождествляется с Божественной сущностью [7], а Ипостаси превращаются в некую систему отношений внутри единой сущности [8], которая мыслится как, по крайней мере, логически Лицам предшествующая.
[6] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия… С. 45.
[7] Уже блж. Августином была высказана мысль, что «все, что бы в Боге ни было, есть Сущность» (Цит. по: Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исаия (Белов), архим. Догматическое богословие. С. 277).
[8] У Фомы Аквинского эта мысль формулируется с предельной ясностью: «“Лицо” означает отношение» (Лосский В.Н. Очерк мистического богословия… С. 47).

Слайд 17В современной католической традиции учение о филиокве переосмыслено и уже не

отвечает традиционному средневековому взгляду.
6 августа 2000 года Католической церковью была опубликована декларация «Dominus Iesus» («Господь Иисус»). Автором этой декларации был кардинал Йозеф Ратцингер, ныне папа Бенедикт XVI. В этом документе во втором абзаце первой части приводится текст Символа Веры в редакции без филиокве.
Исходя из христологии, Карл Ранер приходит к отвержению идеи, согласно которой Лица Троицы являются лишь внутрисущностными отношениями (K. Rahner. Current Problems in Christology // Theological Investigations).

Слайд 182. Православное учение о монархии Отца, его значение
По учению Восточных

Отцов, в троичной жизни имеет место определенный порядок, выражающийся в соподчиненности Божественных Ипостасей. Бог Отец есть причина, или вина (греч. ; лат. causa), начало (греч. , лат. principium) Божества в Троице, начало личного бытия Сына и Святого Духа, Которые происходят от Отца как от единой причины. Согласно Восточным Отцам, «один Бог, потому что один Отец» [7].

[7] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия . С. 47.

Слайд 19Это соотношение между Ипостасями Святые Отцы выражали посредством термина «единоначалие» (),

который выражает в Боге как единство, так и различие, исходящее от Единого личного начала: «Но мы (христиане) чтим единоначалие; впрочем, не то единоначалие, которое определяется единством лица (и одно, если оно в раздоре с самим собой, составит множество), но то, которое составляет равночестность единства, единодушие воли, тождество движения и направления к единому Тех, Которые из Единого (что невозможно в естестве сотворенном)»[8].

[8] Григорий Богослов, свт. Слово 29 // Творения. Т. I. С. 414.

Слайд 20Из Священного Писания с очевидностью следует, что Святой Дух личностно отличается

от Сына, Он есть «другой Утешитель» (Ин 14:16). Но в то же время между Сыном и Святым Духом нет отношения ипостасной соподчиненности, различие между Ними устанавливается не путем непосредственно противопоставления, а опосредованно, через соотнесение Их с Ипостасью Бога Отца.
«Отец, тем самым, является пределом соотношений, от которых Ипостаси получают свое различие, давая Лицам Их происхождение, Отец устанавливает Их соотношение с единым началом Божества как рождение и исхождение»[9].
Поскольку Сын и Святой Дух происходят от единого Начала и при этом отличаются модусом Своего происхождения, то этого уже достаточно, чтобы мыслить Их как различные Ипостаси. Таким образом, для различения Второй и Третьей Ипостаси Троицы нет никакой необходимости вводить между Ними особое ипостасное отношение.

[9] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия… С. 47.

Слайд 21История богословской мысли свидетельствует, что только учение о монархии Отца позволяет

в троичном богословии «сохранить равновесие» между единством и троичностью. Любое ослабление этого принципа, наиболее ярким примером чего служит римо-католическое учение о filioque, неизбежно приводит к нарушению вышеназванного равновесия и, следовательно, к существенному искажению всей системы тринитарного богословия.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика