ТренингКак сформировать у обучающихся мышление высокого уровня? презентация

Содержание

Цитаты Я предпочел бы знать некоторые вопросы, чем все ответы Дж. Тарбер Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете. И. Гете

Слайд 1Тренинг «Как сформировать у обучающихся мышление высокого уровня?»
Тренеры:
Лебедева Маргарита Борисовна
Шилова Ольга Николаевна
кафедра

ИКТ РГПУ им. А. И. Герцена

Слайд 2Цитаты
Я предпочел бы знать некоторые вопросы, чем все ответы
Дж. Тарбер

Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете.
И. Гете


Слайд 3Цитаты
Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе; мы

говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить.
К. Д. Ушинский


Слайд 4Цели и задачи тренинга


Слайд 5Цели тренинга
Выявить признаки мышления высокого уровня;
Выявить пути формирования мышления высокого уровня;
Познакомиться

с техниками, обеспечивающими формирование мышления высокого уровня;
Определить роль проектной технологии в формировании мышления высокого уровня

Слайд 6Этапы тренинга
Этап 1. Что такое мышление высокого уровня?
Этап 2. Как правильно

поставить вопросы в обучении?
Этап 3. Почему нужно использовать проектную технологию?
Этап 4. Как использовать инструмент «Визуальное ранжирование»?
Этап 5. Как использовать инструмент «Видение причины»?
Этап 6. Как использовать инструмент «Предъявление доказательств»?
Этап 7. Как оценить проект, выполненный учащимися?

Слайд 7Регламент работы
Вступление 10 мин.
Этап 1. 10 мин.

12 мин.
Этап 2. 7 мин. 12 мин.
Этап 3. 7 мин. 12 мин.
Этап 4. 7 мин. 12 мин.
Этап 5. 7 мин. 12 мин.
Этап 6. 7 мин. 12 мин.
Этап 7. 7 мин. 12 мин.
Обобщение 10 мин.

Слайд 8Планируемый результат тренинга
Ознакомление с содержанием нового учебника (дополнительного пособия по программе

«Обучение для будущего»)
Ознакомление с технологическими приемами, направленными на формирование у учащихся мышления высокого уровня, определение возможных направлений использования этих техник в работе со школьниками

Слайд 9На какие вопросы отвечает тренинг


Слайд 10Этап 1. Что такое мышление высокого уровня?


Слайд 11Список основных умений 21 века
Ответственность и адаптируемость
Коммуникативные умения
Творческий

потенциал и любознательность
Критическое и системное мышление
Информационные и мультимедийные умения
Сотрудничество и взаимодействие
Постановка и решение проблем
Саморазвитие
Социальная ответственность

Слайд 12ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИЯ
Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй,

порядок, и nomos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение.
Российский энциклопедический словарь
Орфографический словарь русского языка

Слайд 13ЗАЧЕМ НУЖНЫ ТАКСОНОМИИ В ОБУЧЕНИИ?
Чтобы правильно ставить цели в обучении;
Чтобы правильно

формулировать проблемы и задания для учащихся;
Чтобы подбирать адекватные оценочные инструменты;
Чтобы правильно проводить рефлексию по результатам обучения

Слайд 14ТАКСОНОМИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ БЛУМА
Подробнее


Слайд 15ТАКСОНОМИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ БЛУМА
Вкратце: Таксономия Блума:
Таксономия Блума определяет способы классификации

мыслительных умений, начиная от простейших учебных действий до самых сложных. Блум и его команда разработали иерархию мыслительных умений, в которой более высокие уровни мышления включают все познавательные умения нижележащих уровней.

Слайд 16КАТЕГОРИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ МАРЗАНО


Слайд 17КАТЕГОРИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ МАРЗАНО


Слайд 18КАТЕГОРИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ МАРЗАНО
Вкратце:
Категории мыслительных умений по Марзано отличаются от

таксономии Блума тем, что не надстраиваются одна на другую. Каждая познавательная категория также важна, как и остальные. «Уровни» представляют собой элементы, которые, по мнению Марзано, одинаково заслуживают внимания на каждом этапе обучения.

Слайд 1916 УСЛОВИЙ МЫШЛЕНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ по Коста и Каллику
Упорство
Управление импульсивностью
Сопереживание
Гибкость

мышления
Размышление над нашим мышлением (метапознание)
Аккуратность и точность
Критичность и постановка проблемы
Применение старых знаний в новых ситуациях

Ясное и точное мышление и коммуникация
Восприятие информации посредством всех органов чувств
Творчество, воображение, инновация
Удивление
Осознанный риск
Чувство юмора
Взаимозависимое мышление
Непрерывное саморазвитие


Слайд 2016 ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ ПО КОСТА И КАЛЛИКУ
Вкратце: «16 условий мышления

высокого уровня» по Коста и Каллику
В отличие от Блума, систематизировавшего уровни мышления, и Марзано, рассмотревшего категории мыслительных умений в контексте социальной и личной сферы, Коста и Каллик определяют УСЛОВИЯ, необходимые для того, чтобы справиться с «трудными ситуациями» - то есть условия, требующие «стратегического мышления, проницательности, настойчивости, творчества и мастерства для разрешения сложной проблемы».

Слайд 21РОССИЙСКИЕ ПОДХОДЫ


Слайд 22РОССИЙСКИЕ ПОДХОДЫ


Слайд 23РОССИЙСКИЕ ПОДХОДЫ


Слайд 24Задание к этапу 1


Слайд 25СОБСТВЕННАЯ ТАКСОНОМИЯ
Рассмотрите представленные варианты классификации умений, необходимых учащимся для успешной учебы.

Какие идеи из предложенных моделей вам наиболее интересно развивать (или продолжать развивать) на ваших уроках?
Разработайте свою собственную таксономию приемов учебной деятельности, используя наиболее подходящую вам зрительную структуру. Для определения и систематизации мыслительных умений и приемов, которые вы хотели бы развивать у ваших учеников, воспользуйтесь таблицей ниже или диаграммой Венна на следующей странице.

Слайд 26СОБСТВЕННАЯ ТАКСОНОМИЯ


Слайд 27Мышление высокого уровня


Слайд 28Как его сформировать?
Реализовать обучение, основанное на вопросах …
Применять технологии личностно-ориентированного образования


Использовать разнообразные способы оценивания учебных достижений…
Широко применять задания на классификацию, систематизацию …
и т. д.

Слайд 29Этап 2. Как правильно поставить вопросы в обучении?


Слайд 30Виды вопросов
Вопросы
закрытые
открытые


Слайд 31ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ
Закрытые вопросы:
Ориентированы на проверку фактического знания
Содержат ограниченный спектр возможных правильных

ответов
Пример: Кто живет в тропических лесах?
Направляют мысль обучаемого
Обеспечивают обучаемых базовыми знаниями для ответов на другие вопросы

Слайд 32ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ
Открытые вопросы:
Строятся на основе фактического знания
Требуют поиска, исследования, размышления перед

полным ответом
Имеют много разных ответов, стимулируют обсуждение, дискуссию, поиск
Требуют более глубокого обдумывания темы
Побуждают учащихся конструировать свое знание в процессе ответа на вопрос
Обычно начинаются с ключевых слов, таких как почему и каким образом

Слайд 33ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ
Вопросы почему часто требуют рассмотрения отношений между переменными и анализа

информации
Вопросы каким образом ведут к решению проблемы и синтезу информации
Вопросы который ведут к продуманному принятию решения, а вопросы что - к рефлексии
Возможно использование других ключевых слов, но реже

Слайд 34ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ


Слайд 35ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ
Как?
Почему?
Каким образом?
Зачем?


Слайд 36ТРИАДА ВОПРОСОВ
Посмотреть


Слайд 37ТРИАДА ВОПРОСОВ
Основополагающие вопросы
Всеобъемлющие, фундаментальные, вопросы «большой идеи»
Помогают сконцентрировать внимание на

нескольких разделах или используются на протяжении всего учебного года
Пример: Что нужно сделать, чтобы изменить мир?

Слайд 38ТРИАДА ВОПРОСОВ
Вопросы учебной темы
Открытые вопросы по специфике раздела, которые помогают ответить

на основополагающий вопрос.
Примеры:
Зачем покидать дом ради новой жизни в чужой стране?
Как Революция ________ изменила их мир и наш?
Почему мы все еще читаем Шекспира?

Слайд 39ТРИАДА ВОПРОСОВ
Частные (содержательные) вопросы
Вопросы на основе фактов
Богатая предметная содержательность, облегчающая понимание

учащимися более широких вопросов
Примеры:
Какой путь избрали первые путешественники? Что они искали?
Кто были ключевыми фигурами в __________ Революции?
Где в нашей современной культуре мы видим влияние Шекспира?

Слайд 40БОЛЬШИЕ ИДЕИ


Слайд 41Задания к этапу 2


Слайд 42Основополагающий Вопрос или нет?


Слайд 43Основополагающий Вопрос или нет?


Слайд 44Корректировка ОПВ


Слайд 45Основополагающий Вопрос или нет?


Слайд 46Сформулировать вопросы
Посмотреть1
Посмотреть2


Слайд 47Этап 3. Почему нужно использовать проектную технологию?


Слайд 48УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Главной становится деятельность учения;
Работа над проектом соответствует

образовательным стандартам и является центром учебного плана;
Проекты управляются Основополагающими Вопросами;
Проекты включают в себя разнообразные виды оценки;
Проекты имеют связь с реальным миром;
Учащиеся представляют свои знания через конечный продукт исследования;
ИТ обеспечивают и повышают эффективность обучения;
Для работы над проектом необходимы мыслительные умения высокого уровня;
Образовательные стратегии разнообразны и обеспечивают многообразные стили учения.

Слайд 49Характеристики роли учителя:
Направляет со стороны, больше не является мудрецом на сцене
Больше

тренирует и моделирует, меньше рассказывает
Больше ищет вместе с учениками, меньше консультирует
Больше междисциплинарного мышления, меньше специализации
Больше оценки выступлений, меньше оценки письменных работ, знания фактов

Слайд 50Изменение роли учащегося:
Больше выбора и принятия решений в учебных заданиях
Больше возможностей
Больше

ответственности при выполнении заданий и распределении времени
Больше зависимости от других учащихся в групповой работе


Слайд 51ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЕКТА
Определение целей обучения
Что должны знать и уметь

ваши ученики, исходя из образовательных стандартов?
На развитие каких мыслительных умений более высокого уровня вы нацелены?

Слайд 52ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЕКТА
Разработка триады вопросов
Какова «большая идея» в

образовательных стандартах?
Какие Основополагающие Вопросы, Вопросы учебной темы и Частные Вопросы вы будете использовать, чтобы направить учебную деятельность учащихся?

Слайд 53ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЕКТА
Создание плана оценки
Как вы узнаете, что ваши

ученики достигли целей обучения?
По каким критериям будут оцениваться ваши ученики?
Какие методы оценки вы будете использовать на протяжении проекта, чтобы информировать себя и учащихся об их прогрессе?
Какие методы контроля вы будете использовать, чтобы стимулировать самоуправление и прогресс ваших учеников во время их самостоятельной и групповой работы?

Слайд 54ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЕКТА
Разработка заданий
Каким должен быть сценарий, чтобы обеспечить разнообразную

учебную деятельность и помочь учащимся в достижении целей обучения?
Как вы можете вовлечь учащихся в исследование проблемы с целью ее решения или мотивировать их на выполнение других значимых заданий, которые помогут ответить на вопросы для структурирования учебного плана и установить связи с миром за пределами класса?
Каким образом можно использовать информационные технологии для повышения эффективности обучения? Как вы будете управлять использованием учащимися ИТ?
Какие инструменты будут предоставлены учащимся, чтобы помочь им в организации выполнения заданий проекта, в регламентации времени, в групповой работе?

Слайд 55ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЕКТА


Слайд 56МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ
Методы для мониторинга прогресса


Слайд 57МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ
Методы проверки понимания и поощрения метапознания


Слайд 58МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ
Методы демонстрации знаний и умений


Слайд 59РОЛЬ ИТ
Проекты на основе ИТ могут быть очень действенными.
ИТ наиболее

эффективны, когда они используются как инструмент решения проблем, развития понятийного аппарата, критического мышления.
ИТ позволяют учащимся создавать стратегии для решения сложных проблем, глубже понимать предмет.

Слайд 60Задания к этапу 3


Слайд 61Заполнить форму


Слайд 62Этап 4. Как использовать инструмент «Визуальное ранжирование»?


Слайд 63Инструмент (визуальное ранжирование)
www.intel.com/education/visualranking
Требования к реализации проектного метода


Слайд 64Сущность инструмента
Инструмент предусматривает возможность:
формирования списка (перечня) параметров;
ранжирования и сравнения

результатов ранжирования в разных группах

Какие факторы свидетельствуют
об экологических проблемах
региона

Загрязнение озер

Вырубка лесов

Строительство новых дорог

Отсутствие очистных
сооружений

2

1

3

4


Слайд 65Преимущества инструмента для учащихся
Взаимодействие учащихся и правильное использование online инструментов мышления

способствует развитию мыслительных умений более высокого уровня.
Оnline инструменты мышления по своей сути стимулируют обсуждение и понимание сложных идей.
Оnline инструменты мышления позволяют осуществлять интерактивное и динамичное визуальное отображение процесса мышления.
Учащиеся должны использовать точный язык.
Команды могут получить задание рассмотреть вариант, представленный другой командой, таким образом у учащихся развиваются умения вербальной аргументации.
Учащиеся приобретают умения объяснять, защищать, обобщать (развивается логическое мышление на протяжении всего курса изучения предмета).
Учащимся предоставляется возможность рассмотреть позиции других учащихся, экспертов, членов сообщества.

Слайд 66Преимущества инструмента для учителя
Уже само использование инструментов мышления побуждает учителей

переходить к обучению, направленному на ученика. При использовании инструментов мышления учителя не столько передают знания, сколько направляют учащихся, стимулируют их участие в осмысленной работе над проектом.
Учителя могут быстро и легко установить online версию командного проекта и управлять им. Проектов может быть несколько.
Учителя могут видеть в деталях ход работы каждой команды, распечатывать отчеты команд, наблюдать за процессом мышления, развитием идей и выполнением исследования.

Слайд 67Преимущества инструмента для управления проектом
Инструмент и доступ к рабочему пространству учителя

и ученика бесплатны.
Учителя и закрепленные за ними команды учащихся имеют защищенный паролем доступ к своим проектам, размещенным на Web-сайте Intel© «Обучение для будущего».
К сохраненным проектам можно получить доступ в любом месте и в любое время, имея подключенный к Интернет компьютер.
Не нужно никакого специального программного обеспечения, кроме Интернет браузера и бесплатного подключения к Macromedia Flash*.
Инструменты межплатформенные.
Проекты сохраняется на серверах Intel – нет необходимости беспокоиться, где и как сохранять работы учащихся.

Слайд 68ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАНЖИРОВАНИЯ НА УРОКЕ
Учащиеся методом «мозгового штурма» ранжируют списки чего-либо, начиная

от своих любимых песен и кончая планированием того, какой колледж выбрать.
Любой проект, в котором требуется, чтобы учащиеся расставляли приоритеты или выбирали из нескольких вариантов, может выиграть от использования инструмента «Визуальное ранжирование».

Слайд 69ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАНЖИРОВАНИЯ НА УРОКЕ
Проранжируйте указанные в данном перечне элементы в порядке

возрастания их полезности при установке базового лагеря и исследовательской станции на Луне.
Каких животных можно держать в городе, учитывая стоимость содержания, размеры животных, их нравы, популярность? Составьте упорядоченный список.
Проранжируйте возможные изменения в вашем новом муниципальном парке по степени важности в соответствии с интересами группы совладельцев, которых представляет ваша команда.
Какие варианты экономического развития оказывают НАИМЕНЬШЕЕ отрицательное воздействие на экологию реки и условия обитания в ней лосося?
Расположите изобретения в списке в порядке возрастания их важности для современной жизни. После рассмотрения и обсуждения, снова подпишитесь (второе название команды) и снова проранжируйте список. Сравните ваш первый список (первое название команды) со вторым списком.
Каковы самые важные элементы хорошего детектива? Почему вы проранжировали элементы именно в этом порядке?

Слайд 70ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАНЖИРОВАНИЯ НА УРОКЕ
Инструмент «Визуальное ранжирование» помогает учащимся:
Анализировать и оценивать элементы

списка
Определяя критерии для сортировки
Уточняя критерии
Расставляя приоритеты в списке на основе критериев
Аргументируя выбранные приоритеты
Принимая решения в поисках консенсуса или обсуждая различные варианты решений
Сравнивать списки визуально
Рассматривая и сравнивая аргументы для расстановки приоритетов
Обсуждая и корректируя ранжирование в поисках корреляции
Рассматривая вопросы с различных точек зрения
Учась друг у друга
Достигая консенсуса

Слайд 71КАК ИНСТРУМЕНТ «ВИЗУАЛЬНОЕ РАНЖИРОВАНИЕ» МОЖНО ВКЛЮЧИТЬ В УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
Инструмент «Визуальное

ранжирование» можно использовать на любом этапе учебного проекта. На предварительном этапе проекта или на стадии предварительной оценки он помогает учащимся обсудить имеющиеся у них знания и определить вопросы, которые они должны исследовать или изучить далее. В процессе работы над проектом инструмент позволяет перевести обучение в новый контекст, который будет полезен на следующем этапе проекта. На заключительном этапе проекта инструмент «Визуальное ранжирование» может быть использован для оценки и обдумывания процесса учебной деятельности.

Слайд 72КАК ИНСТРУМЕНТ «ВИЗУАЛЬНОЕ РАНЖИРОВАНИЕ» МОЖНО ВКЛЮЧИТЬ В УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
Проекты, включающие

сопоставление результатов ранжирования, побуждают к размышлениям о процессе учебной деятельности. И учащиеся, и учитель могут проследить, как изменяются мнения с течением времени.
Команды учащихся могут ранжировать перечни с разных позиций. Например, в литературном задании команды учащихся могут взять на себя роли различных персонажей и выполнить ранжирование, исходя из позиций этих персонажей. После того, как учащиеся упорядочили перечни, они могут обсудить, как и почему отличаются их перечни.

Слайд 73КАК ИНСТРУМЕНТ «ВИЗУАЛЬНОЕ РАНЖИРОВАНИЕ» МОЖНО ВКЛЮЧИТЬ В УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
Инструмент «Визуальное

ранжирование» позволяет расширить учебное сообщество. Вы можете приглашать внешних экспертов, учащихся других школ и классов, родителей и других людей в качестве членов команды вашего проекта. Включение внешних участников в проект дает возможность более глубокого обсуждения изучаемых понятий. Поскольку инструмент «Визуальное ранжирование» является online инструментом, даже внешние члены команды могут внести свой вклад в проект – представить свои ранжирования и присоединиться к дискуссии из любого места.
При ранжировании перечней учащимся рекомендуется работать в командах, что стимулирует сотрудничество, активные обсуждения и коммуникацию.

Слайд 74Задание к этапу 4


Слайд 75Определить перечень параметров, факторов. Провести их ранжирование.
Пример


Слайд 76Этап 5. Как использовать инструмент «Видение причины»


Слайд 77Используемые инструменты (видение причины)
www.intel.com/education/seeingreason
Пример
причинной карты


Слайд 78Сущность инструмента
Инструмент позволяет учащимся строить причинные карты;
Инструмент помогает выявлять значимые и

незначимые причины

Слайд 79Сущность инструмента


Слайд 80Значение инструмента
Инструмент «Видение Причины» формирует у учащихся способность выдвигать гипотезы, исследовать,

и делать предварительные заключения

Слайд 81Исследовательский Вопрос
Исследовательский Вопрос – это прямой вопрос, на который учащиеся должны

ответить в своих причинных картах (в своих исследованиях).
Этот вопрос и дальнейшее исследование послужат фундаментом для понимания учащимися всей сложности проекта или проблемы.

Слайд 82Значение инструмента для учащихся: учащиеся смогут
Составлять Списки Факторов
Учащиеся, работая

в парах, обсуждают и создают факторы, относящиеся к их проблеме.
Они изображают данные факторы на плане и добавляют описание каждого фактора.
Учитель разговаривает с учащимися, в то время как они развивают гипотезу, с помощью исследовательских вопросов.

Слайд 83Значение инструмента для учащихся: учащиеся смогут
Показывать Начальное Понимание
Учащиеся показывают причинные

соотношения на своих картах, соединяя факторы стрелочками. Показываются как простые, так и сложные причинные соотношения.
Когда учащиеся добавляют причинные соотношения, они описывают, как эти соотношения работают, и какое доказательство будет использоваться, если соотношение действительно веское.
Работая в командах, учащиеся общаются друг с другом и с учителем, так как они думают в ходе этого творческого процесса.

Слайд 84Значение инструмента для учащихся: учащиеся смогут
Исследовать проблему и Обрабатывать результаты
После

того, как учащиеся создали карту, показывающую их первоначальное понимание проблемы, они исследуют и проверяют свои идеи.
Вооруженные новыми данными, команды модифицируют свои карты в соответствие с изменившимся мнением и знаниями.

Слайд 85Значение инструмента для учащихся: учащиеся смогут
Представлять Свои Открытия
После того,

как учащиеся закончили работу с картами, нашли доказательства, подтверждающие их открытия, они должны решить, как лучше представить имеющуюся у них информацию.

Слайд 86Когда в проекте можно использовать инструмент «Видение причины»
Сложный проект, связанный с

решением глобальных проблем. Инструмент «Видения Причины» является полезным картографическим инструментом для исследования тех областей проекта, которые включают в себя многочисленные воздействия (факторы), влияющие, в свою очередь, на конечный результат.
Проект имеет значимый Исследовательский Вопрос, требующий исследования проблемы или идеи, включающей в себя причинно-следственные связи. Это прямой вопрос, на который учащиеся отвечают в своих причинных картах. Исследовательский Вопрос должен быть открытым для того, чтобы учащиеся исследовали разные возможности.

Слайд 87Когда в проекте можно использовать инструмент «Видение причины»
Задача находится под влиянием

факторов, которые могут быть измерены, изучены с помощью наблюдений или проверены. Когда учащиеся должны ограничить факторы только теми, которые они должны «проверить» тем или иным способом, они должны думать очень аккуратно и критично о причинно-следственных связях.
Проект с межпредметными связями. Хороший проект тот, который может изучаться различными дисциплинами.


Слайд 88Задание к этапу 5


Слайд 89Составить причинную карту
Посмотреть пример


Слайд 90Этап 6. Как использовать инструмент «Предъявление доказательств»


Слайд 91Используемые инструменты (предъявление доказательства)
www.intel.com/education/showingevidence
Пример
предъявления
доказательств


Слайд 92ВАЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСКУССИЙ В КЛАССЕ
Подготовка учащихся для решения реальных проблем. Дискуссия

– это важная часть высшей степени рассуждения и объяснения, она используется в различных областях знаний. Доказательства используются в совершенно разных дисциплинах и профессиях и являются важной составляющей современной жизни. Обсуждение превалирует на всём протяжении школьной жизни. Учащимся требуется знать, как строить и оценивать доказательства.
Помощь учащимся в развитии мыслительных навыков высокого уровня. Вовлечение в дискуссию в классе может помочь учащимся развить более критичный подход к слушаемому, когда они противостоят друг другу; они будут знать, как оценивать качество того, что они читают или слушают. Если учащиеся получают подробные инструкции и помощь в создании доказательств, им будет более реально подкреплять свои утверждения подходящей наглядностью и аргументацией.

Слайд 93ВАЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСКУССИЙ В КЛАССЕ
Углубление текущих знаний учащихся. Создание строгих доказательств

требует не только понимания сущности дискуссии, но также и точного знания соответствующего материала. Участвуя в дискуссии, учащиеся могут повышать уровень своих текущих знаний. Учащимся при этом требуется глубоко анализировать имеющиеся знания и формировать своё собственное их понимание, создавая свои доводы и аргументы.
Поддержание содержательности учебных дискуссий. Использование дискуссии во время классной работы, может иметь следствием создание такой обстановки в классе, когда учащиеся на основе утверждений, высказанных друг другом, находят факты подтверждающие и поддерживающие утверждения. Ученические дискуссии могут проходить после простого выполнения текущего задания для деятельного привлечения и обсуждения главных идей.

Слайд 94ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Стивен Тулмин (Toulmin, 1958)
Элементы аргументации:
Утверждение;
Данные;
Основание;
Подкрепление;
Квалификатор;
Опровержение


Слайд 95ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Стивен Тулмин (Toulmin, 1958)
Элементы аргументации:
Утверждение
Это заявление, которое делает говорящий.

К утверждениям относятся умозаключения, интерпретации, выводы, мнения и предложения

Слайд 96ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Стивен Тулмин (Toulmin, 1958)
Элементы аргументации:
Данные
Это свидетельства, используемые для обоснования

утверждения. В дискуссии диалог может вращаться вокруг проверки верности данных, использованных для поддержки утверждения, и их интепретации.

Слайд 97ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Стивен Тулмин (Toulmin, 1958)
Элементы аргументации:
Основание
Связующее звено между данными и

утверждением. Это объяснение того, как заявленные данные подкрепляют утверждение.

Слайд 98ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Стивен Тулмин (Toulmin, 1958)
Элементы аргументации:
Подкрепление
Дополнительный довод, используемый чтобы усилить

основание. Это объяснение мотивов или мнения авторитетов, на которые опирается основание.


Слайд 99ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Стивен Тулмин (Toulmin, 1958)
Элементы аргументации:
Квалификатор
Ограничивают достоверность утверждения, или описывают

условия, при которых утверждение является верным.

Слайд 100ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Стивен Тулмин (Toulmin, 1958)
Элементы аргументации:
Опровержение
Это реакция на контраргументы, выдвинутые

против утверждения.

Посмотреть пример


Слайд 101ИНСТРУМЕНТ «ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ»
Подготовка утверждения
Обеспечение доказательства
Оценка качества доказательства
Установление ясных

связей между утверждением и доказательством
Аргументация (предоставление объяснения), почему доказательства подтверждают сделанное утверждение
Рассмотрение противоположных аргументов

Слайд 102ПРЕИМУЩЕСТВА ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
Преимущества для учащихся
Совместная работа учащихся с использованием данного

средства способствует формированию мышления на высоком уровне
Демонстрирования доказательств обеспечивает обсуждение и понимание множества идей
Данное средство допускает интерактивную и динамичную зрительную наглядность мыслительной деятельности
Учащиеся должны быть аккуратными в распознавании, оценке и трактовке доказательств, также как и в их анализе, поддерживая или опровергая выдвинутое утверждение
Группа может анализировать кейсы другой группы, усиливая при этом вербальные навыки аргументации

Слайд 103ПРЕИМУЩЕСТВА ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
Преимущества для преподавателей
Используя данное средство, учителя включаются в

реализацию технологий обучения, в центре которых находится учащийся. Используя мыслительные навыки, преподаватели больше не делятся знаниями, но помогают учащимся создавать хорошие проекты в процессе самостоятельного освоения знаний
Преподаватели могут быстро и легко подготовить руководить большим количеством групповых проектов
Преподаватели могут оценивать и распечатывать результаты работы каждой группы и наблюдать за продвижением мыслительной деятельности учащихся, становлением идей и ходом исследований
Преподаватели могут обеспечивать обратную связь с каждой группой и руководить ее работой посредством комментариев в режиме online.

Слайд 104КАЧЕСТВО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Является ли источник надёжным и правдоподобным?
Является ли автор источника просто

человеком с собственным Web-сайтом, или он является экспертом в данной области? Является ли действующая совместно с ним организация глубоко уважаемой и обоснованно заслуживающей доверия?
Имеет ли источник внутреннюю предвзятость, необъективность? Если так, то компрометирует ли это качество доказательства?
Первоисточник ли это или производный от него источник?
Другие определения критериев оценки:_____________
Насколько точно доказательство?
Насколько оно старо? Имеет ли значение для данной темы срок давности?
Поддаётся ли оно проверке?
Представлены ли данные безошибочно? Искажены ли они или вырваны из контекста?
Представлены ли данные как существенные для доказательства факта, или как интерпретация факта, или как чьё-то личное мнение?
Если доказательство создано учащимися (эксперименты, математические проверки, их личные собранные данные и т.д.), какие шаги были предприняты для гарантии того, что доказательство верно?

Слайд 105КАЧЕСТВО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Сила доказательства для подтверждения или опровержения утверждения
Являлись ли все важные

контраргументы установленными или включёнными?
Является ли доказательство основой для аргументации?
Восходит ли доказательство к главному смыслу утверждения?
Если часть доказательства была бы убрана, развалилось бы Ваше доказательство?
Предоставляет ли доказательство только поверхностные или несущественные подтверждения?
Другие оценочные критерии _____________________
Объяснение, почему доказательство подтверждает или опровергает утверждение
Каков главный принцип или идея, учитывающие эти взаимоотношения?
Как это отдельное доказательство подтверждает или опровергает утверждение?

Слайд 106Задания к этапу 6


Слайд 107Сформулируйте утверждение, подберите аргументы


Слайд 108Этап 7. Как спланировать и оценить проект, выполненный учащимися?


Слайд 109УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ПРОЕКТА
Проект исследует сложную неразрешённую, проблему, систему или идею

Проект связан с реальной жизнью (подразумевает реальное использование вне класса)
Цели проекта соответствуют стандартам обучения и поддерживают их, а также соответствуют вопросам учебной программы
Используя знания и навыки мышления, учащиеся проводят дополнительное исследование для определения дальнейших планов действий, решений или заключений, для того чтобы ответить на основные вопросы проекта.
Деятельность в течение проекта требуют от учащихся использования мыслительных навыков высшего порядка – применения, анализа, синтеза и/или оценки информации
В проект включены многочисленные надёжные стратегии оценивания


Слайд 110ШАБЛОН ПЛАНИРОВАНИЯ


Слайд 111ШАБЛОН ПЛАНИРОВАНИЯ


Триада вопросов


Слайд 112СОЗДАНИЕ ПЛАНА ОЦЕНИВАНИЯ
Насколько помогает мышление высокого уровня при обеспечении учащихся целевыми

стандартами?
Какие методы оценивания используются для демонстрации понимания учащихся?
Каким образом учащиеся информируются об ожидаемых результатах проекта?
Список оценочных методов и средств, используемых для отражения прогресса и проверки понимания.
Каким образом оценочные методы информируют учителя и поддерживают самоуправление учащихся в процессе самостоятельной и групповой работы?
Какие дополнительные методы и средства могут быть использованы для отражения прогресса и окончательного оценивания данного проекта?

Слайд 113ОЦЕНОЧНЫЕ МЕТОДЫ
Учет ежедневных достижений
Построение листов прогресса (контрольных листов, рейтинговых листов)
Проведение встреч

и конференций по обсуждению хода и результатов выполнения проекта
Анализ журналов или записных книжек
Анализ видео- и фотоматериалов
Проведение плановых бесед и наблюдений
Проведение письменных и устных тестов и экзаменов

Слайд 114ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Слайд 115РЕФЛЕКСИЯ


Слайд 116Задания к этапу 7


Слайд 117Предложите методы оценивания


Слайд 118ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМОГО ПРОЕКТА


Слайд 119Обобщение


Слайд 120Главные выводы
Новый учебник направлен на поиск конкретных путей развития у учащихся

навыков мышления высокого уровня в процессе реализации проектной деятельности
Новый учебник поможет учителям, подготовленным по программе «Обучение для будущего», реализовать хорошие проекты в школе

Слайд 121Как можно научить навыкам мышления высокого уровня
Как?


Слайд 122Как можно научить навыкам мышления высокого уровня
Как?
Обеспечить понимание
того, какие мыслительные умения

необходимы

Слайд 123Как можно научить навыкам мышления высокого уровня
Как?
Обеспечить понимание
того, какие мыслительные умения

необходимы

Научить ставить вопросы


Слайд 124Как можно научить навыкам мышления высокого уровня
Как?
Обеспечить понимание
того, какие мыслительные умения

необходимы

Научить ставить вопросы

Научить ранжировать информацию


Слайд 125Как можно научить навыкам мышления высокого уровня
Как?
Обеспечить понимание
того, какие мыслительные умения

необходимы

Научить ставить вопросы

Научить ранжировать информацию

Научить выявлять причины явлений, событий


Слайд 126Как можно научить навыкам мышления высокого уровня
Как?
Обеспечить понимание
того, какие мыслительные умения

необходимы

Научить ставить вопросы

Научить ранжировать информацию

Научить выявлять причины явлений, событий

Научить искусству
аргументации


Слайд 127Как можно научить навыкам мышления высокого уровня
Как?
Обеспечить понимание
того, какие мыслительные умения

необходимы

Научить ставить вопросы

Научить ранжировать информацию

Научить выявлять причины явлений, событий

Научить искусству
аргументации

Научить оценивать результаты своей деятельности


Слайд 128Модули учебника
Мышление на уроке
Разработка триады вопросов (основополагающего, учебной темы, частных)
Обучение с

использованием проектов на основе ИТ
Разработка идеи проекта, включающего использование инструмента «Визуальное ранжирование»
Использование инструмента «Видение причины» на уроке
Разработка идеи проекта, включающего использование инструмента «Видение причины»
Использование инструмента «Предъявление доказательства» на уроке
Разработка идеи проекта, включающего использование инструмента «Предъявление доказательства»
Разработка проекта
Заключительный этап разработки проекта

Слайд 129Поддержка в Internet
www.intel.com/education


Слайд 130Возможные варианты конструирования содержания обучения по учебнику
Только визуальное ранжирование (6

модулей (1, 2, 3, 4, 9, 10), 24 часа)
Визуальное ранжирование и видение причины (8 модулей (1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10), 32 часа)
Визуальное ранжирование и предъявление доказательств (8 модулей (1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10), 32 часа)
Визуальное ранжирование, видение причины и предъявление доказательств (10 модулей, 40 часов)

Слайд 131Рефлексия произошедшего…
Пишем синквейн (от фр. «пять строк»)

Правила написания синквейна:
Одно слово. Обычно

существит. или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
Два слова. Чаще прилагательные или причастия, описывают признаки и свойства выбранного предмета.
Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Ключевые слова: мышление, проект, тренинг


Слайд 132Синквейн о подготовке и проведении тренинга
Тренинг
Испытывающий, вдохновляющий
Организует, направляет, развивает
Расширяет горизонты профессиональной

деятельности
Полет мысли!

Искренне Ваши, тренеры программы «Обучение для будущего»
Ольга Шилова,
Маргарита Лебедева

Слайд 133Благодарим за внимание и творческий подход к делу!
Успехов Вам, коллеги!

mailto: olga-shilova@yandex.ru

margospb@yandex.ru


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика