ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ И МЕТОДИКА ИХ РАЗРАБОТКИ в образовательной области Математика презентация

Содержание

Три составляющие учебного плана Базовые общеобразовательные курсы Элективные курсы Профильные общеобразовательные курсы

Слайд 1ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ И МЕТОДИКА ИХ РАЗРАБОТКИ в образовательной

области «Математика»

Математика является ( и всегда являлась) фундаментом общего образования, что
должно определить её роль и место в современной школе.


Слайд 2Три составляющие
учебного плана
Базовые
общеобразовательные
курсы
Элективные курсы
Профильные
общеобразовательные
курсы


Слайд 3Элективные курсы: понятие, виды, задачи и особенности.
Понятие «элективный» (от лат. Electus

– избранный) избирательный. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана.

Слайд 4
Элективные курсы —
обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие

в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Слайд 5 Курсы по выбору – основа предпрофильной подготовки школьников

Они призваны способствовать решению комплекса задач:

Они должны обеспечить реализацию ориентационных курсов, которые и будут складываться из суммы элективных курсов.
Решают важную психологическую задачу мотивации учащихся.
Именно элективные курсы дают возможность отработать будущую модель профильного обучения.

Слайд 6
Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана


Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.
По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.


Слайд 7Основная функция курсов по выбору- профориентационная
В связи с этим элективные курсы

должны отвечать следующим требованиям:
Число курсов должно быть по возможности значительным.
Курсы должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями.
Курсы по выбору необходимо вводить постепенно.
Единовременное введение целого спектра разнообразных курсов по выбору может поставить ученика (семью) перед трудноразрешимой задачей.




Слайд 8Особенности курсов по выбору в предпрофильной подготовке (9-ом классе)
Основная функция курсов

по выбору профориентационная

Их число должно быть избыточным по сравнению с тем количеством элективных курсов, которые обязан выбрать учащийся

Они должны носить краткосрочный характер
(Оптимальная продолжительность элективного курса в предпрофильной подготовке 8-12 часов. Максимальная - 34 часа)

Слайд 9Курсы по выбору в предпрофильной подготовке
предметно-ориентированные
( пробные )
межпредметные

(ориентационные)

Слайд 10Виды курсов по выбору
Предметные курсы – предполагают расширение и углубление знаний

учеников по предмету. (Современный их аналог – факультативы и спецкурсы)
Ориентационные курсы – включают в себя занятия, способствующие самоопределению учащихся относительно профиля обучения в старшей школе. Их реализацию должны обеспечить «малые» элективные курсы.

Слайд 11Предметно-ориентированные курсы решают следующие задачи:
Реализация учеником интереса к учебному предмету
Уточнение

готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне
Создание условий к сдаче экзаменов по выбору, то есть к наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

Слайд 12Задачи межпредметных (ориентационных) курсов:
Создание базы для ориентации учеников в мире современных

профессий.
Ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.
Поддерживание мотивации к тому или иному профилю.

Слайд 13ТРИ ТИПА УЧЕБНЫХ КУРСОВ
- ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ

БУПа




БАЗОВЫЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ПРОФИЛЬНЫЕ

ЭЛЕКТИВНЫЕ

МАТЕМАТИКА

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КУРСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС ЕСТЕСТВOЗНАНИЯ








ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНЫЙ ПРОФИЛЬ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ


РУССКИЙ,

ЛИТЕРАТУРА

ИН. ЯЗЫКИ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ


ПРАВО

ЭКОНОМИКА

Обязательны во всех профилях

Повышенный уровень , определяет направленность профиля

Обязательные по выбору, входят в состав профиля, выполняют любые из 3-х функций




Дополнение содержания профильного курса

Развитие содержания одного из базисных курсов

Удовлетворение познавательных интересов, выходящих за рамки профиля

50%

30%

20%


БИОЛОГИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА


Слайд 14

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

?
?
?
УГЛУБЛЁННОЕ

в чём разница?
ЭЛЕКТИВНЫЕ
ПРОФИЛЬНЫЕ
БАЗОВЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
РАЗНООБРАЗНАЯ
КОМБИНАЦИЯ
УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
ТРЕХ

ОСНОВНЫХ ТИПОВ

ИЗУЧЕНИЕ ОДНОГО-ДВУХ ПРЕДМЕТОВ ПО УГЛУБЛЁННЫМ ПРОГРАММАМ


Слайд 15Профильное обучение возможно строить лишь на прочном фундаменте основной школы.

9

класс: ППП – предпрофильная подготовка

10-11 классы: ПП – профильная подготовка

Слайд 16Элективные курсы в 10-11-х классах выполняют три основные функции:
«надстраивают» профильный курс,

когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным;
развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по выбранному предмету на профильном уровне;
способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Слайд 17Образовательные задачи, реализуемые элективными курсами
создать условия для того, чтобы ученик

утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него.
Эти виды элективных курсов условно называются «пробными».

помочь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней.
Эти виды элективных курсов называются «ориентационными».





Слайд 18Цели обучения при изучении элективных курсов в образовательной области «МАТЕМАТИКА» :
знакомство

учащихся с математикой как с общекультурной ценностью;
выработка понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя;
развитие у учащихся навыков организации умственного труда и самообразования;
глубокое понимание учеником логики математического мышления.
развитие уважения к книге (в первую очередь — учебной).

Слайд 19СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Содержание зависит:

от особенностей набора профилей на третьей ступени обучения в данной школе;
состава учащихся (количество учащихся, уровень предшествующей подготовки и т.п.).



Слайд 20Основные характеристики курсов по выбору:
1. Избыточность;
2. Вариативность;
3. Краткосрочность;
4. Оригинальность содержания;
5.

Нестандартизированность.

Слайд 21Технология разработки программы элективного курса для предпрофильной подготовки


Слайд 22Понятие о программе
Функции программы
Программа – это средство перевода научных знаний и

опыта практических действий в плоскость освоения учащимися (В.В. Давыдов)

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание ЗУН по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей, с указанием последовательности тем, вопросов и количество времени на их изучение

Делает научные знания предметом учебной деятельности (отбираем, структурируем)

Является средством достижения целей образования. Это механизм их достижения

Средство контроля, позволяет установить достижимость результатов.





Слайд 23источники программы:


Слайд 24Требования к учебным программам элективных курсов по математике для предпрофильной подготовки

К целям обучения:
1. Соответствие целям ППП
Развитие способности школьников к выбору профиля
Формирование положительной мотивации к изучению математики в профильном классе
Выявление и развитие математических способностей

Слайд 25Требования к учебным программам элективных курсов по математике для предпрофильной подготовки
К

содержанию обучения:
2. Актуальность
Субъективная новизна
Инвариантность (применимость для учащихся с различным уровнем развития)
Дифференциация (по уровням овладения учебным материалом, по направленности познавательных интересов, по способам выполнения учебных заданий, по характеру познавательной деятельности)
Направленность на формирование способов математической учебной деятельности
Направленность на выявление и развитие математических способностей (научность, абстрактность, обобщённость, наполнение примерами математических объектов)
Направленность на развитие познавательного интереса к математике (привлекательность, оригинальность, реальность, прогрессивность, включение исторических сведений, личностная значимость содержания для учащихся).


Слайд 26Требования к учебным программам элективных курсов по математике для предпрофильной подготовки
К

содержанию обучения:

3. Полнота
Наличие всех элементов содержания, необходимых и достаточных для достижения целей курса и отсутствие перегруженности.

4. Систематичность и структурированность
Логическая строгость, непротиворечивость
Модульность
Соответствие способа развёртывания содержания целям курса


Слайд 27Требования к учебным программам элективных курсов по математике для предпрофильной подготовки
К

процессу обучения:
5. Активность методов
Частично-поисковый
Исследовательский
Методы проблемного обучения
Методы научного познания
Метод проектов и др.
6. Обеспеченность средствами обучения
Учебно-методический комплекс, в частности учебное пособие
Библиотечные фонды
Современные источники информации


Слайд 28Требования к учебным программам элективных курсов по математике для предпрофильной подготовки

К

процессу обучения:
7. Адекватность организации
Активные формы организации учебной деятельности ( самостоятельная работа, игровые технологии, семинары, дискуссии, лабораторно-практические работы и др.)
Контролируемость
Краткосрочность
Оптимальность использования учебного времени

Слайд 29Элективные курсы в предпрофильной подготовке (9-ый класс) и в профильном обучении

(10-11-й классы)

Разработка программы элективного курса.


Слайд 30ИТАК, содержание программы определяется:
разработанностью теории вопроса;
наличием опыта;
ограничениями


Слайд 31Должны способствовать самоопределению
ученика относительно профиля обучения в старшей школе



Содержание
Форма организации
Методика

проведения


Курсы по выбору


Расширять знания ученика по тому или
иному предмету (образовательной области)


Слайд 32На заметку составителю программы
Следует помнить о том, что

в предпрофильной подготовке и профильном обучении смещаются приоритеты с освоения учащимися некоторой системы знаний, умений и навыков (ЗУНов), на развитие важнейших для современного мира компетенций, которые помогут школьнику стать полноценным, готовым к успешной жизни человеком.

Слайд 33ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА:

-нестандартность предлагаемого аспекта рассмотрения ранее

изученных разделов математики;
-вариативность содержательной и организационной составляющих, т. е. возможность выбора объема содержания, форм организации и последовательность изучения материала курса;
-реализация универсального и интеграционного подходов при конкретизации тематики и методики изучения элективного курса;
-индивидуализация и дифференциация обучения;
-ориентация в практической части на конкретные задачи и жизненные ситуации;
-преимущество самостоятельности учащихся в учебной, творческой и исследовательской деятельности.


Слайд 34 Основные цели обучения элективного курса: развитие личности ребенка, распознавание и

раскрытие его способностей.

Цель
достигнута

Цель не
достигнута

Если в результате занятий элективным курсом
ученик выбирает путь продолжения
образования, связанный с математикой.
Если выпускник осознанно не выбирает
«математическое будущее».

Лишь в том случае, если ученик
так и не понял, нравится ему
математика
или нет.



Слайд 35ГДЕ ВЗЯТЬ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСАМ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Предметно

ориентированные
Существующие учебные пособия, программы факультативов, специальных курсов;
Части учебных пособий для подготовки в вузы, классов с углубленным изучением предметов.

Межпредметные
Научно-популярная литература

Слайд 36ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ НА КУРСАХ ПО ВЫБОРУ
Ученик должен активно действовать

на уроке (дискуссии, диспуты, индивидуальная и групповая исследовательская работа и т.д.).


Слайд 37УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПРИМЕНЯТЬ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ТАКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,

ЧТОБЫ:

Ученик мог приобрести умения (компетентности), которые позволят ему быть успешным на следующей ступени образовательной вертикали.

Мог научиться демонстрировать свои успехи.


Слайд 38В школьной образовательной практике основными приоритетными ключевыми компетентностями являются:
математическая компетентность (умение

работать с числом, числовой информацией, владение математическими умениями),

коммуникативная (умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться,

информационная (владение информационными технологиями, работа со всеми видами информации),

автономизационная (способность к саморазвитию, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентноспособности),

социальная (умение жить и работать с людьми, близкими, в трудовом коллективе, в команде),

продуктивная (умение работать и зарабатывать, быть способным создавать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них),

нравственная (готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам).

Слайд 39Структурные элементы программы элективного курса :
Титульный лист
Пояснительная записка (ее еще

называют объяснительной
Структура курса
Содержание курса
Учебно-тематический план
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы, который использовался при составлении программы
Приложения

Слайд 40Программы элективных курсов по математике
«За страницами учебников математики» для учащихся 9

класса, рассчитан на 17 часов

«Решение сложных задач по математике» для учащихся 10-11 классов, рассчитан на 70 часов

«Решение уравнений, неравенств и задач» для учащихся 10 класса, рассчитан на 35 часов


Слайд 41Авторская программа учителя математики МКОУ «Мирновская СОШ № 34»
Веселовой М.К.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

ДЛЯ учащихся 9 класса «За страницами учебников математики»

Слайд 42АННОТАЦИЯ к программе элективного курса «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКОВ МАТЕМАТИКИ».
Программа данного элективного курса разработана

в соответствии с основными положениями концепции профильного обучения
с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования к уровню математической подготовки выпускников основной школы (9 класс);
с целью актуализации полученных знаний в образовательной области «Математика» и их применение в различных областях науки и жизненных ситуациях.



Слайд 43АННОТАЦИЯ к программе элективного курса «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКОВ МАТЕМАТИКИ».
  Итоговая государственная аттестация гораздо сложнее

итоговых контрольных работ по темам, пройденным за учебный год, потому что включает в себя всю программу 5-9 классов, содержит задания разного уровня сложности. Чтобы учащиеся успешно справились с возникшими трудностями при подготовке к итоговой аттестации, необходима планомерная, вдумчивая и добросовестная учеба в школе под руководством учителя.

Данный курс имеет большой общеобразовательный и развивающий потенциал, так как способствует формированию более прочных знаний и предусматривает изучение не только основных, но и нестандартных методов и приёмов решения поставленных задач.



Слайд 44ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «За страницами учебников математики»:
профессиональная ориентация учащихся 9 класса;


интеграция сложившихся у них знаний и представлений по изучаемым темам в целостную картину;
обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний, умений и навыков и их практического применения при решении конкретных задач.

Слайд 45ЦЕЛИ КУРСА
Основной целью элективного курса «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКОВ МАТЕМАТИКИ» является систематизация

и расширение знаний учащихся по избранным темам :
«Функции и их графики»,
«Уравнения, неравенства и их системы», «Проценты и процентные вычисления в жизненных ситуациях»;
обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний, умений и навыков и их практического применения при решении конкретных задач.

Слайд 46ЗАДАЧИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Ознакомить учащихся с наиболее известными методами и приёмами

применения математических знаний в различных учебных и жизненных ситуациях.
Научить учащихся при анализе условия задачи выделять проблему и решать её, разрабатывая и применяя соответствующую математическую модель.
Познакомить учащихся с нестандартными, нетрадиционными подходами к решению задач.
Формировать и развивать абстрактное мышление учащихся, умение исследовать графики, видеть возможности его применения по условию задачи.

Слайд 47ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
В результате изучения программы элективного курса

«ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКОВ МАТЕМАТИКИ» учащиеся получают возможность:

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ:

Алгоритмы решения конкретных задач, уравнений и неравенств.
Основные методы решения рациональных уравнений.
Методы доказательства неравенств
Элементарные приёмы построения графиков функций.

Слайд 48ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

УМЕТЬ:

Применять теоретические знания к решению конкретных задач, уравнений и неравенств.
Точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения.
Применять рациональные приемы при решении конкретных задач и выполнении вычислений и тождественных преобразований.
Выполнять процентные вычисления, возникающие в жизненных ситуациях.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика