Теория игр презентация

Содержание

Теория игр изучает и рассматривает методы определения оптимального поведения при управлении системами, в которых характерно наличие конфликтной ситуации (столкновение интересов). Участники конфликтов вынуждены действовать в условиях риска

Слайд 1Теория игр



Слайд 2
Теория игр изучает и рассматривает методы определения оптимального поведения при управлении

системами,
в которых характерно наличие конфликтной ситуации
(столкновение интересов).

Участники конфликтов вынуждены действовать в условиях риска и неопределенности





Слайд 3Модель конфликтной ситуации - игра




Описывает:
а) множество заинтересованных сторон, которые называются игроками;
б)

возможные действия каждой из сторон, именуемые стратегиями или ходами;
в) интересы сторон, представленные функциями выигрыша (платежа) для каждого из игроков.


Слайд 4Классификация игр
Игра называется парной, если в ней участвуют два игрока, и

множественной, если число игроков более двух.
Игра называется с нулевой суммой или антагонистической, если выигрыш одного из игроков равен проигрышу другого. Игры с постоянной разностью – игроки выигрывают и проигрывают одновременно.
Игра называется конечной, если у каждого игрока имеется конечное число стратегий, и бесконечной – в противном случае.







Слайд 5Классификация игр
Бескоалиционными называются игры, в которых игроки не имеют права вступать

в соглашения. В коалиционной игре игроки могут вступать в соглашения и образовывать коалиции.
В кооперативной игре игроки могут принимать соглашения о своих стратегиях (возможность предварительных переговоров) до начала игры. В некооперативной игре игроки не могут координировать свои стратегии, принимают решения независимо друг от друга.







Слайд 6Матричная игра
– это конечная игра двух игроков с нулевой суммой, в

которой задаются выигрыши первого игрока в виде матрицы.
Любая матричная игра имеет решение и может быть реализована методами линейного программирования.
Матричные игры еще называют играми в нормальной форме.
Биматричная игра – это конечная игра двух игроков с ненулевой суммой, в которой есть матрицы выигрышей (проигрышей) отдельно для каждого участника.







Слайд 7Термины и понятия
Выбор и осуществление одного из предусмотренных правилами действий называется

ходом игрока.
Личный ход – это сознательный выбор игроком одного из возможных действий.
Случайный ход – это случайно выбранное действие.
Стратегией игрока называется совокупность правил, определяющих выбор действия при каждом ходе в зависимости от сложившейся ситуации.








Слайд 8Решение игры

Чтобы решить игру, следует для каждого игрока выбрать стратегию, которая

удовлетворяет условию оптимальности, то есть один из игроков получает максимальный выигрыш, когда второй придерживается своей стратегии. Второй игрок должен иметь минимальный проигрыш, если первый придерживается своей стратегии.
Такие стратегии называются оптимальными.
Оптимальные стратегии должны удовлетворять условию устойчивости, то есть любому из игроков должно быть невыгодно отказываться от своей стратегии.






Слайд 9Пример

Игра в «орлянку».
Если оба выбирают одинаковые стратегии
(оба говорят “орел”), то

1-й выигрывает 1 рубль
(а второй проигрывает); если выбирают разные, то 2-й выигрывает.
Матрица выигрыша первого игрока (Н1)



Матрица выигрыша второго игрока (Н2)







Слайд 10Пример

Игра в «орлянку».
Если оба выбирают одинаковые стратегии
(оба говорят “орел”), то

1-й выигрывает 1 рубль
(а второй проигрывает); если выбирают разные, то 2-й выигрывает.
Матрица выигрыша первого игрока (Н1)



Матрица выигрыша второго игрока (Н2)







Слайд 11Важно помнить
Матрица, элементами которой являются выигрыши, соответствующие стратегиям игроков, называется платежной

матрицей или матрицей игры.
Нижняя цена игры (α) (максиминный выигрыш – максимин) – это гарантированный выигрыш первого игрока при любой стратегии второго игрока Стратегия, соответствующая максимину называется максиминной.
Верхняя цена игры (β) (минимаксный выигрыш – минимакс) – это гарантированный проигрыш второго игрока. Стратегия, соответствующая минимаксу, называется минимаксной.
Если верхняя и нижняя цены игры совпадают α=β= , то эта цена называется чистой ценой игры или ценой игры.
Минимаксные стратегии, соответствующие цене игры, являются оптимальными стратегиями или решением игры.









Слайд 12Пример









Платежная матрица игры


Слайд 13Пример









Платежная матрица игры
– цена игры. Седловая точка (А2, В2).


Слайд 14Смешанная стратегия
Если игра не имеет седловой точки, то применение чистых стратегий

не дает оптимального решения игры.
Смешанной стратегией называется применение чистых стратегий с разными вероятностями. Сумма вероятностей равна 1. Цена игры будет удовлетворять неравенству:
Каждая конечная игра имеет, по крайней мере, одно оптимальное решение, возможно, среди смешанных стратегий.





Слайд 15Геометрическая интерпретация игры 2×2
Пусть имеется два игрока А и В.
У

каждого из игроков по две стратегии
(А1 и А2 у игрока А, В1 и В2 у игрока В).
Игра с нулевой суммой.




Слайд 16Решение игры графическим способом
Отрезок В1N – минимальный выигрыш игрока А при

использовании любой смешанной стратегии, если игрок В выбрал стратегию В1. Отрезок В2N – выигрыш игрока А, если игрок В выбрал стратегию В2.
Оптимальную стратегию определяет точка N,
то есть минимальный выигрыш достигает максимума.



Слайд 17Пример
Решить графически игру, заданную платежной матрицей:
Р=


Определим верхнюю и

нижнюю цены игры: .


Седловая точка отсутствует, будем искать решение в смешанных стратегиях.













Слайд 18Приведение матричной игры к задаче линейного программирования
Платежная матрица игры












Слайд 19Приведение матричной игры к задаче линейного программирования
Платежная матрица игры












Слайд 20Приведение матричной игры к задаче линейного программирования
Поскольку α ≠ β, следовательно

седловая точка отсутствует, решение будем искать в смешанных стратегиях.
Чтобы привести игру к задаче линейного программирования, обозначим:





Поскольку α ≠ β, следовательно седловая точка отсутствует, решение будем искать в смешанных стратегиях.
Чтобы привести игру к задаче линейного программирования, обозначим:

.


Слайд 21Приведение матричной игры к задаче линейного программирования
Для первого игрока




Для второго игрока




Поскольку

α ≠ β, следовательно седловая точка отсутствует, решение будем искать в смешанных стратегиях.
Чтобы привести игру к задаче линейного программирования, обозначим:

.



(так как

.


Слайд 22Алгоритм
Исключить из платежной матрицы заведомо невыгодные стратегии.
Определить верхнюю и нижнюю

цены игры и проверить, имеет ли игра седловую точку.
Если седловая точка есть, то соответствующие ей стратегии игроков будут оптимальными, а цена совпадает с верхней (нижней) ценой.
Если седловая точка отсутствует, то решение следует искать в смешанных стратегиях.
Для игр размера m×n рекомендуется симплексный метод, для игр размера 2×2, 2×n, n×2 возможно геометрическое решение.











Слайд 23СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! к.т.н., доц. Калашникова Т.В. tvkalash@tpu.ru


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика