Теоретические и методические основы обучения выразительному чтению презентация

Слайд 1Теоретические и методические основы обучения выразительному чтению


Слайд 2Выразительное чтение в методике преподавания
К.Д.Ушинский
М.А.Рыбникова
С.И.Львова
Л.А.Введенская
А.С.Макаренко
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не

знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
Саади

«Выразительно читать, говорить - это значит “действовать словами”, т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий».
Л.А.Введенская


Слайд 3 совершенствование навыка чтения
(правильность, беглость,
сознательность);

формирование читательских
умений по работе с текстом;

развитие речи, мышления,
воображения учащихся;

нравственное и эстетическое
воспитание учащихся




Задачи выразительного чтения


Слайд 4Средства выразительного чтения


Слайд 5Интонационные средства выразительности
Интонация есть высшая и самая острая форма речевого

воздействия

Слайд 6Логическое ударение
Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово в

такте или фразе! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!
К.С.Станиславский

Основные правила постановки логического ударения (В.Аксёнов «Искусство художественного слова»):
1. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях.
2. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных, иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением.
3. При сопоставлении постановка логического ударения предыдущему правилу не подчиняется.
4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопросы чей? кого? чего?
5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего требует ударение на каждом слове с возрастающим усилием.


Слайд 7Пауза, темп, ритм речи


Слайд 8Мелодика речи
Буквы, слоги и слова - это музыкальные ноты в

речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной.
К.С.Станиславский

Мелодика речи – это движение голоса по звукам разной высоты. Знаки препинания являются в том числе и указателями мелодических рисунков (фигурами мелодии).

Мелодика сводится к трем мелодическим типам:
Резкое повышение тона на ударном слоге выделяемого слова. Перед этим слово и после него слова произносятся более низким тоном.
Отсутствие резких интервалов. Интонационным центром выступает ударный слог слова.
Некоторые конструкции произносятся как законченные в смысловом отношении. Конечная произносится на более низком тоне.


Слайд 9 Основные свойства голоса
Тембр

– это природная специфическая окраска голоса, придающая речи экспрессивно-эмоциональные свойства. Тембр голоса часто называют «окраской звука», «колоритом» или просто «цветом голоса».

Тон голоса – эмоционально-экспрессивная окрашенность голоса, способствующая выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д.

Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации.

Высота голоса — это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон.

Благозвучность голоса - чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.).


Слайд 10 Техника речи (по М.А.Рыбниковой)
дыхание
дикция
орфоэпия






свободное, глубокое,
частое,
незаметное
ясное, отчётливое произношение звуков
нормативное произношение


Слайд 11Невербальные средства
Правила использования:

при чтении следует избегать механических жестов, не

оправданных психологически;

характер неязыковых средств должен зависеть от ситуации и содержания высказывания;

неточное, чрезмерное использование невербальных средств затрудняет восприятие текста

Слайд 12Методические рекомендации
Методист Б.А. Буяльский предлагает для работы по обучению выразительному чтению

продумать и заготовить систему вопросов, которые располагаются приблизительно в таком порядке:

вопросы, помогающие понять смысл читаемого текста;

вопросы, побуждающие представить нарисованную автором картину;

вопросы, помогающие определить отношение автора к изображаемому им, его чувства, настроения;

вопросы, цель которых – выяснить отношение учащихся к произведению;

вопросы, подталкивающие учащихся к поиску лучших интонационных вариантов для отражения чувств, мыслей, намерений автора, а также своих личных переживаний, вызванных произведением.

Слайд 13Использованная литература и интернет-ресурсы:
Астафьева О.В., Денисова А.В. Детская литература: Выразительное чтение.

– Москва: Академия, 2007.
Бродовский М.М. Руководство к выразительному чтению. – СПб.: Интеллект, 2004.
Кубасова О.В Выразительное чтение: методика обучения детей. – Москва: Академия, 1997.
Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. – М.: Альфа, 2004.
Найденов Б.С. Методика выразительного чтения. – М.: Просвещение, 1997.
http://www.detskiysad.ru/ped/virazhenie02.html

http://www.bestreferat.ru/referat-204378.html

http://enc-dic.com/pedagogics/Vyrazitelnoe-CHtenie-320.html

Слайд 14Автор презентации – методист по русскому языку и литературе
МОУ ГИМЦ


Токаева Наталья Викторовна

Брянск -2011

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика