Слайд 1Тема
Cистема коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида
г.
Кировска
Слайд 2Цель
Ознакомление с опытом работы образовательного учреждения по созданию система коррекционно-развивающей
работы с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения.
Слайд 3 Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на образование
в пределах специальных образовательных программ, лечение и оздоровление, воспитание и коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Слайд 4Понятийный аппарат
СИСТЕМА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
Слайд 5 Система (от лат. systema)
- соединённое, составленное из
частей.
Система – нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся в определённой связи частей. (из толкового словаря С. И.Ожегова, Н. Ю. Шведова)
Слайд 6Коррекционно-развивающая работа
За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей
– смысл раскрытия потенциальных возможностей ребёнка.
В коррекционной работе стремятся к определённому психическому эталону, а в развивающей – ориентируются на средневозрастные нормы развития, в которых ребёнок может подняться на оптимальный для него уровень развития.
Слайд 7Рассмотрим составляющие КРС
ЦЕЛЬ
ПРИНЦИПЫ
СТРУКТУРА
СОДЕРЖАНИЕ
ФОРМЫ
МЕТОДЫ
ТЕХНОЛОГИИ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Слайд 8Первая составляющая системы -
создание коррекционно-развивающего обучения как формы
активной медико-психолого - педагогической помощи детям с отклонениями в интеллектуальном развитии, направленной на формирование социально успешной личности.
цель
Слайд 9 Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии.
Закон «Об образовании» РФ
Конвенция о правах ребёнка
Устав школы МОУ «КШИ№3»
нормативная база
Слайд 10Вторая составляющая
Гуманизм
Принцип личностно-ориентированного подхода
Принцип дифференцированного подхода
Принцип коррекционной направленности образовательного
Слайд 11Организация коррекционно-развивающего обучения
(КРО) предполагает
Наличие школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК)
Специальные учебники и программы
Максимальную трудовую адаптацию к современным социальным условиям
Слайд 12Третья составляющая
Диагностический сектор
Учебно-воспитательный сектор
Лечебно-профилактический сектор
структура
Слайд 13I. Диагностический сектор. Консилиум, в состав которого входят:
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Социальный педагог
Медицинский работник
Заместитель по
учебно-воспитательной работе
Директор
Слайд 14 Задачи консилиума:
Выявление уровня и особенностей развития
познавательной деятельности( речи, памяти, внимания, работоспособности) изучение эмоционально-волевого и личностного развития.
Выявление актуального уровня развития и ЗБР
Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания.
Профилактика физических и эмоциональных перегрузок и срывов.
Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
Организация взаимодействия между педагогическим составом школы и специалистами, участвующими в деятельности консилиума.
Слайд 15 Направления деятельности
педагога-психолога
Психологическое просвещение с целью формирования у педагогов, обучающихся, родителей потребности в психологических знаниях.
Психологическая профилактика с целью оказания помощи в процессе адаптации вновь прибывших детей.
Психологическая диагностика с целью определения индивидуальных потенциальных возможностей обучающихся.
Психологическая коррекция с целью обеспечения целостного воздействия на личность ребенка.
Психологическое консультирование с целью оказания помощи обучающимся, педагогическим работникам в вопросах развития, воспитания и обучения.
Слайд 16
Категории речевых дефектов по
степени тяжести:
1. СНР тяжёлой степени – 4
2. СНР средней степени – 11
3. СНР лёгкой степени – 32
Логопедическое сопровождение в МОУ «КШИ№3»
Слайд 17 Речевые нарушения:
Дизартрия –1
Ринолалия –нет
Дислексия – 10
Дисграфия – 43
Алексия – 4
Аграфия – 4
Слайд 18
Цель логопедического сопровождения:
оказание помощи обучающимся в
развитии устной и письменной
речи
для дальнейшего успешного обучения и
формирования ключевых социальных
компетенций.
Слайд 19 Задачи:
Создать социальную и речевую перспективу каждому ученику, помочь в
раскрытии его способностей.
Максимально исправить недостатки устной и письменной речи.
Скоординировать работу специалистов для осуществления комплексного подхода к предупреждению и преодолению речевых нарушений.
Слайд 20 Логопедическое сопровождение
направлено на:
1.Обследование устной и
письменной
речи учеников и комплектование
групп по степени дефекта;
2. Организация и проведение
логопедических занятий;
3. Сотрудничество с учителями и
воспитателями;
Учитель – логопед
Учителя Ученики Воспитатели
Ведётся тетрадь Ведётся тетрадь
посещений уроков взаимосвязи
и занятий. учителя-логопеда и
воспитателей.
Постоянная консультативная помощь.
Слайд 22
● участие в школьном психолого- медико-педагогическом консилиуме (ПМПк);
● работа
с родителями;
● методическая деятельность.
Слайд 23Основные направления социально-педагогической работы
Выявление общих и частных социальных проблем, имеющих место
в классах, школе;
Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учреждения;
Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, с целью предотвращения серьезных последствий;
Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания детей в семье;
Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;
Социальная защита обучаемого в связи с возникновением проблем, которые имеют или могут иметь для него жизненно важное значение;
Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов;
Установление сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по работе с несовершеннолетними, другими учреждениями в интересах решения социальных проблем учащихся.
Слайд 24II.Учебно-воспитательный сектор
Основные положения:
Пребывание ребёнка в
комфортном психологическом климате в классах наполняемостью до12 человек.
В коррекционную направленность всех учебных предметов входят задачи активизации познавательной деятельности, формирования учебной мотивации, формирование общеинтеллектуальных умений и навыков, развитие устной и письменной речи, навыков самоконтроля и самооценки.
Комплексное воздействие на ребёнка с целью преодоления негативных тенденций развития, осуществляющегося на индивидуальных и и групповых занятиях при тесном взаимодействии педагогов и узких специалистов.
Слайд 25Четвёртая составляющая
Содержание учебно-воспитательного процесса строится на основе Базисного учебного
плана для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида 2003 года.
вариативная часть представлена предметами коррекционного блока:
- в начальных классах : ритмика, ЛФК, ритмопластика, развитие устной речи.
- в среднем звене: СБО, ОППТ.
Имеют место индивидуальные, групповые коррекционные и логопедические занятия.
Содержание предметов определяет Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (два сборника) и специализированные учебники по данной программе.
содержание
Столярное
дело дело
ОППТ
(на часы технологии отводится большее количество времени, чем в массовой школе)
Трудовое воспитание представлено трудовым часом и трудовой практикой
Трудовое обучение
Слайд 27«Особые условия»
Среди обучающихся есть дети , имеющие статус инвалида, это
«Особые дети».
Организовано индивидуальное обучение на дому с детьми, которые в силу своего диагноза не могут обучаться в условиях классно-урочной системы .
Слайд 28Воспитательная роль
сформировать положительный мотив поведения
Деятельность классных руководителей .
Творческие
направления воспитателей .
Деятельность школьного музея «Русская изба»
Дополнительное образование – кружковая работа во второй половине дня в школе-интернате, ЦДТ , спортивные школы
Слайд 29Пятая составляющая
традиционные нетрадиционные
- классный урок - экскурсия
- воспит. занятие - игры
- индив. занятия - концерт
- груп. занятия - соревнование
- занятия в кружках - КВН
- путешествие
- интегрированные уроки
и занятия
формы
Слайд 30Методы, зависимые от средств обучения.
Методы, учитывающие степень активности учащихся.
Методы сознания личности.
Методы
организации деятельности.
Методы контроля.
Методы стимулирования.
Шестая составляющая
методы
Слайд 31Седьмая составляющая
Личностно-ориентированного обучения
Технология внутриклассной дифференциации (по М. С. Певзнер)
Элементы проблемного обучения
(по Эльконину)
Технология коррекционно-развивающего обучения (Занкова Л. В.,)
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание (Е. Д. Худенко)
Технология учебного проектирования
Здоровьесберегающие технологии
Игровые технологии
Интегрированное обучение
Информационные технологии
Технология КТД
технологии
Слайд 32III. Лечебно-профилактический сектор
Медицинский работник использует данные медицинского осмотра для организации
лечебно-профилактической работы.
Педагоги используют элементы здоровьесберегающих технологий.
Проводятся занятия ритмики, ритмопластики.
Специалисты проводят профилактические беседы, внеклассные мероприятия, месячники здоровья и т. д.
Слайд 33Педагогический ресурс
Педагогический коллектив находится в мобильном возрасте
Систематически повышается педагогическое мастерство
через участие в профессиональных конкурсах, курсовую подготовку, самоообразование, самосовершенствование через различные методические формы
Слайд 34 Школьная библиотека
1.Осуществляет дифференцированное
библиотечно-информационное обслуживание участников
образовательного процесса.
2.Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов образовательного учреждения.
3. Способствует проведению занятий по формированию информационной культуры.
Слайд 35Восьмая составляющая
Стабильная успеваемость.
Повышение познавательной активности, учебной мотивации.
Участие и награды в
районных и областных мероприятиях отдельными учащимися и детским коллективом.
Катамнез жизнедеятельности выпускников (продолжают обучение, трудоустраиваются).
Положительная динамика в логопедической работе.
Уменьшение числа различных заболеваний.
Расширение деятельности библиотеки.
результат
Слайд 36
Расширение трудовых профилей.
Совершенствование МТБ.
Поднятие имиджа школы через совершенствование работы с
образовательными учреждениями, учреждениями социального назначения, родителями, через создание сайта и его обновление.
Повышение профессиональной компетентности через получение дефектологического образования, через систему стимулирования.
перспективные направления
Слайд 37Помните, что …
«Аномальный ребёнок, как и нормальный, проходит те же
этапы развития, только на дефектной основе».
Л. С. Выготский
Слайд 38P. S. :
Именно при создании системы коррекционно-развивающего обучения возможно пребывание учащихся
с особыми образовательными потребностями в нашем образовательном учреждении.