Слайд 1Тема урока: « Сила любви в рассказе А. П. Платонова «Корова»
6
класс
Слайд 2Портрет писателя
«Человечество – без облагораживания его животными
и растениями – погибнет, оскудеет, впадет в злобу отчаяния, как одинокий в одиночестве»
А. П. Платонов
Слайд 3Рассказы А. П. Платонова
«Июльская гроза»
«Железная старуха»
«Неизвестный цветок»
«Ещё мама»
«Сухой хлеб»
«Любовь к Родине,
или Путешествие воробья»
«Корова» и др.
Слайд 4Словарная работа
Ветошь – старье, ветхое платье, ветхие вещи, лоскуты.
Подгрудок – отвислая
кожа на шее коровы или быка.
Наволочь – тучи, пасмурность, ненастье.
Остья – тонкие длинные щетинки на колосе у злаков.
Слайд 5
Флюгарка – здесь: вращающаяся железная надставная труба над дымовой трубой, облегчающая
выход дыма во время ветра.
Полоса отчуждения – полоса земли определенной ширины, которая отводится под железнодорожные сооружения и устройства.
Ярмо – деревянный хомут для рабочего рогатого скота.
Ссуда – заем, предоставляемый какой-нибудь организации или отдельному лицу.
Слайд 6
Окоротить – здесь: остановить или вернуть, позвать назад.
Тендер – специальный вагон
для топлива, воды и др., сцепленный с паровозом, или задняя часть паровоза, приспособленная для хранения топлива, воды.
Шалая – неуравновешенная, сумасбродная.
Мориться – здесь: уставать
Кисет – маленький мешочек для табака, который затягивают шнурком.
Слайд 7Ответьте на вопросы
Какое впечатление произвел на вас рассказ?
Какой эпизод вам особенно
запомнился?
Слайд 8В какое время года происходит действие рассказа?
«На дворе стояла осень. Вокруг
дома…простирались ровные, пустые поля, отрожавшие и отшумевшие за лето и теперь выкошенные, заглохшие и скучные»; «небо, покрытое серой прохладной наволочью», «голые кусты, омертвевшие на зиму».
Слайд 9Найдите описание коровы
«Серая степная корова черкасской породы»; «добрые теплые глаза, обведенные
темными кругами, словно корова была постоянно утомлена или задумчива, рога, лоб и её большое худое тело…нежное, покойное вымя с маленькими осохшими сосками…крепкий короткий подгрудок и выступы сильных костей спереди».
Слайд 10В чем заключается причина горя коровы? Как она выражала его?
«Она молчала
и редко дышала, и тяжкое, трудное горе томилось в ней, которое было безысходным и могло только увеличиваться, потому что свое горе она не умела в себе утешить ни словом, ни сознанием, ни другом, ни развлечением, как это может делать человек».
Слайд 11Почему погибла корова?
Со смертью теленка корова потеряла смысл жизни, лишилась
воли.
Слайд 12Какое впечатление произвел на вас Вася Рубцов?
Каково отношение Васи к окружающему
миру?
Слайд 13Как относится к корове герой рассказа?
«Ему нравилось в корове все…,
что свою силу корова не собирала для себя в жир и в мясо, а отдавала ее в молоко и в работу, то есть жила для других».
Слайд 14Какая черта характера Васи подчеркивается в описании встречи его с паровозом?
«Его мучило, если он видел какой-нибудь предмет или вещество и не понимал, отчего они живут внутри себя и действуют».
Слайд 15Почему мальчик сам предлагает помощь машинисту?
«…Ему было интересно работать, он
чувствовал себя важнее паровоза, потому что сам паровоз шел за ним и лишь благодаря ему не буксовал и не останавливался».
Слайд 16Как в этом эпизоде автор передает свое отношение к герою?
«Не
было бы своего сына , я бы усыновил этого. Он с малолетства уже полный человек, а у него ещё все впереди…»
Слайд 17Какой смысл заключен в словах машиниста?
Человек существует для того, чтобы
трудиться и помогать окружающим. Вася, несмотря на малолетство, уже понял это, поэтому является уже «полным» - полноценным человеком.
Слайд 18Почему машинист добавляет денег на покупку коровы?
Во-первых, он чувствует свою вину,
так как задавил корову; Во-вторых, им движет чувство взаимопомощи: «Твой сын мне помогал, а я вам помогу».
Слайд 19Прочитайте сочинение, которое написал Вася после гибели коровы. Какова его основная
мысль?
Основная мысль заключена в последних словах: «Я тоже хочу, чтобы всем людям нашей Родины была от меня польза и хорошо».
Слайд 20Какова идея рассказа?
Любовь к человеку, сострадание ко всему живому на
земле.
Слайд 21Домашнее задание
Написать сочинение на тему «Как я буду жить и работать,
чтобы принести пользу Родине».
Прочитать сказку-быль А. П. Платонова «Неизвестный цветок».