Тема: Русская лексика с точки зрения её происхождения презентация

Содержание

Слайд 1Тема: Русская лексика с точки зрения её происхождения
Преподаватель:
Афанасьева Елена Григорьевна,
ГБОУ

СПО Тольяттинский
социально-экономический колледж

Слайд 2Цели занятия:
ознакомиться с основными пластами лексики в зависимости от её происхождения;
научиться

различать исконно русскую и заимствованную лексику;
научиться отличать старославянизмы от исконно русских слов;
научиться производить лексический разбор текста;
совершенствовать навыки написания орфограмм «Непроизносимый согласный в корне слова», «Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова», «Приставки на З и С», «Н и НН в суффиксах прилагательных», «Правописание предлогов со словами»;
работать над развитием речи студентов;
совершенствовать навыки публичного выступления.





Слайд 3Работа по развитию речи:
Конструирование предложений
Определение основной мысли высказывания
Комплексная работа
с

текстом

Слайд 4Повторение:
Лексическая система русского языка
Художественно-выразительные средства русского языка
Сферы употребления русской лексики
Активный и

пассивный словарный запас

Слайд 5Ключевые слова:
Лексика
Исконно русские слова (общеславянские, восточнославянские, собственно русские)
Заимствованные слова (старославянизмы)


Слайд 6Эпиграф:
Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны,
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их

протирают, как стекло,
И в этом наше ремесло.

Д.Самойлов «Слова»

Слайд 7Эпиграф:
Докапываемся до смысла слов,

Докапываемся до основ,

Докапываемся до истины!

Л.Мартынов
«Смысл слов»

Слайд 8Эпиграф:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее

на земле печаль
И долговечней царственное слово.

Анна Ахматова.

Слайд 9Карточка 2-а.
Заполните схемы. Устно дайте определение данных понятий лексики.
Поясните

каждое из понятий примерами лексических единиц.

СЛОВО

ОДНОЗНАЧНОЕ

_______?______

С прямым
значением

______ ? _____


Слайд 10Карточка 2-б.
Заполните схемы. Устно дайте определение данных понятий лексики.
Поясните

каждое из понятий примерами лексических единиц.

СЛОВО

ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНОЕ

_______ ? _______

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

____ ? ____

____ ? ____

____ ? ____

___ ? ___


Слайд 11Карточка 2-в.
Заполните схемы. Устно дайте определение данных понятий лексики.
Поясните

каждое из понятий примерами лексических единиц.

СЛОВО

УСТАРЕВШЕЕ

____ ? ____

АРХАИЗМ

____ ? ____


Слайд 12Объяснительный диктант:
…Слово – Со…нце языковой вселенной: в нём, как

в Со…нце, при гр…мадных д…влении и температуре прои(з,с)ходит соед…нение и ра(з,с)пад элементов, а и(з,с)лучения, исх…дящие (от)него, достигают самых отдалё(н,нн)ых уголков языковой вселенной, обеспечивая движение, г…рмонию и жизнь всего, что в ней есть движущегося и ж…вого.
(Л.Ю.Максимов)

Слайд 13Лексический разбор текста:
Сколько смысла в старинных словах!
Сколько с ними забыто

напрасно.
Я скажу тебе: «Свет ты мой ясный!» -
Как свечу засвечу…
Как я прежде была неправа,
Не о том и не так говорила!
Только в давнее дверь отворила –
Обрела и открыла слова.
Что за чудо – и молвить, и речь,
И словами одаривать – чудо.
Словно музыку, слушаю речь –
Ну, откуда такое, откуда?..
(В.Творогова)

Слайд 14План лексического разбора текста:
Прочитать выразительно текст.
Найти ключевые слова (словосочетания).
Найти слова, употреблённые

в переносном значении.
Найти синонимы, антонимы ( в том числе контекстуальные), омонимы.
Найти слова, стилистически окрашенные (высокие, книжные, разговорные, просторечные, официальные и др.).
Найти заимствованные слова, устаревшие (архаизмы, историзмы), неологизмы (в том числе авторские), профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы.
Объяснить роль этих лексических явлений в тексте, их назначение, показать, что достигается благодаря их использованию.
Уточнить (обратиться к словарю) значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте.
Подобрать к ряду слов синонимы, составить синонимический ряд, показать, чем различаются слова-синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова.
Провести наблюдение над использованием в тексте лексического повтора (использованием одного и того же слова, однокоренных слов); особенно обратите внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях.
Показать, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами (обратить внимание на роль однотематической лексики, лексического повтора, синонимов, антонимов, в том числе контекстуальных).
Указать средства художественной выразительности (использование тропов и стилистических фигур).


Слайд 15Исконно русская лексика (слова, которые образовались непосредственно в русском языке)
Общеславянские слова

(сущ. до V-VI вв.)
Названия лиц по родству;
Названия занятий и орудий труда;
Названия жилища, одежды, домашней утвари;
Названия пищи, продуктов;
Названия предметов с/х, растений, животных;
Названия предметов и явлений природы

Восточнославянские
(или древнерусские) слова (возн. XI-XIV вв.)
Сюда входят слова, общие для русского, украинского и белорусского языков

Собственно русские слова (появились с XIV в. после деления восточных славян на русских, украинцев, белорусов)


Слайд 16Заимствованная лексика (слова, пришедшие в русский язык из других языков)
Старославянизмы
(слова,

пришедшие из старославянского, древнейшего языка славян) – распространился в конце X века на Руси

Слова из других языков:
* из греческого
* из латинского
* из тюркского
* из скандинавских
(шведского,
норвежского)
* из западноевропейских
(голландского,
немецкого,
французского,
английского,
итальянского,
испанского…)


Слайд 19Влияние старославянского языка на развитие русского языка:
обогатил словами, имеющими отвлечённое значение;
пополнил

научную терминологию;
увеличил количество приставок и суффиксов;
обогатил синтаксис русского языка;
обогатил стилистические средства русского языка.


Слайд 20Использование старославянского языка:
на нём написаны богослужебные книги, проповеди, молитвы;
был литературным книжным

языком, который служил главным образом для распространения христианской религии


Слайд 21Значение старославянизмов в речи:
придают речи особую выразительность (А.С.Пушкин «Пророк», «Анчар»);
служат средством

для создания юмора, иронии, сатиры
(произведения М.Салтыкова-Щедрина, А.Чехова);
воссоздают события прошлого;
используются для стилизации языка отдалённой эпохи;
используются для речевой характеристики действующих лиц произведения.


Слайд 22Как музыканту нельзя
без музыкального
слуха, так и людям,
работающим со словом,


нельзя без любовного отношения
к слову, без живого чувства языка.

Г.А.Золотова. Слово и штамп

Слайд 23Нужно знать свой родной
язык и уметь пользоваться
его гибкостью, богатством
и своеобразными
оборотами.


А.Ф.Кони.


Приёмы и задачи прокуратуры





Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика