Слайд 1Тема классного часа:
«Воспитание нравственной культуры поведения – об этом можно говорить
бесконечно»
Слайд 2
Всякое существование – это сосуществование (Древняя мудрость)
Слайд 3Ответьте на вопрос:
Что главное можно определить, говоря о воспитании нравственной культуры
человека?
Слайд 4Нравственность
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни
нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.
Слайд 5Нравственность
это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта,
порядочность, дисциплинированность, коллективизм
Слайд 6Нравственность
это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм,
правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.
Слайд 7Оцените свои качества:
отношение -
к коллективу
к отдельным людям
к Родине
к труду
к самому
себе
Слайд 9Нравственные нормы
это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той
или иной конкретной ситуации
Слайд 10Оцените себя:
Получение негативной оценки
Посещение театра, участие в экскурсии
Торжественное награждение победителей олимпиад;
участие в интеллектуальной игре одноклассников
Соревнования за честь школы
Личный вклад в уборку класса, ухаживание за пришкольным участком
Слайд 11Нравственное воспитание включает:
формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, превращение
нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.
Слайд 12Нравственное поведение личности
жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное
переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения - выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок
Слайд 13Гуманность
внимательность и доброжелательность; умение понять другого человека;
способность к
сочувствию, сопереживанию;
терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
готовность прийти на помощь другому человеку.
Слайд 14Дисциплинированность
составная часть нравственности:
способность личности выбирать свою линию поведения в различных
обстоятельствах
Слайд 15Дисциплинированность
культура речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые
средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);
Слайд 16Дисциплинированность
культура общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в
отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.)
Слайд 17Дисциплинированность
культура внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой
стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой);
Слайд 18Дисциплинированность
бытовая культура (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям
повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.)
Слайд 19Толерантность
способность позитивно взаимодействовать со всеми формами различий до тех пор,
пока они не унижают человеческое достоинство и не наносят вред благосостоянию других людей. Даже при наличии серьезных и глубоких различий надо вести дело так, чтобы уважать достоинство оппонентов и не навредить им.
Слайд 20Конфликты
Масштабы : от выяснения отношений между отдельными людьми до крупных
вооруженных столкновений и разрушительных войн.
Слайд 21Конфликты
Последствия : могут привести к конструктивному разрешению сложной ситуации, а могут
принести огромный, иногда непоправимый вред людям, а также материальным и природным ресурсам всей земли.
Слайд 22Конфликты
Разница между конструктивным и деструктивным конфликтом определяется двумя основными факторами:
стремление не причинить вреда другим людям, равно как и общим ресурсам и окружающей среде, и, что еще более важно, умение вести себя в такой ситуации
Слайд 23Конфликты
Нужно уметь вести диспуты, оспаривать противоречивые позиции так, чтобы выяснять
различия и открывать возможности согласия.
Необходимо обращаться к оппонентам вежливо, с уважением, чтобы не разрушить отношения с теми, кто и дальше будет жить в этом сообществе.
Слайд 24Шаг 1
Что меня привело к конфликту? Что хочет человек, с которым
у меня конфликт?
Слайд 25Шаг 2
Из-за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно и
то же? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно?
Слайд 26Шаг 3
Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим
то, чего хотим? Сколько таких решений я могу придумать? Сколько мы их можем придумать вместе с моим противником? Сколько таких решений нам могут подсказать одноклассники?
Слайд 27Шаг 4
Какое из этих решений самое лучшее? К чему приведет каждое
из предлагаемых решений? Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник?
Слайд 28Шаг 5
Какие решения наиболее приемлемы для нас обоих? С каким из
них мы оба согласимся? Будем ли мы придерживаться этого решения?
Слайд 29Шаг 6
С чего нам следует начать после того, как мы примем
решение, и из чего будет ясно, что мы не ошиблись?
Слайд 30Самосовершенствование
процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия
его на ступень более высокого качества.
Слайд 31Самосовершенствование
Люди с развитым чувством собственного достоинства, как правило, более способны признавать
свою вину, прощать и примиряться, равно как и быть терпимыми и уважать других
Слайд 32Российский психолог А.И.Кочетов выделяет следующие правила общения:
Надо понять, что хочется другому.
Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться понимать их, видеть мир под их углом зрения.
Слайд 33Правила общения:
не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о
них, не передавайте сплетни. О своих знакомых, которых вы знаете хорошо, не позволяйте говорить дурно, решительно обрывайте посмевшего за глаза обсуждать других.
Слайд 34Правила общения:
умейте выслушивать людей, не перебивая. Все, что они говорят, для
них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.
Слайд 35Правила общения:
чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка –
сигнал доброго отношения между людьми, это визитная карточка друга, средство успокоения встревоженного, обезоруживания рассерженного, побуждения к размышлению.
Слайд 36Правила общения:
шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определенную
дозу насмешек.
Слайд 37Правила общения:
извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.
Слайд 38Всмотритесь и вдумайтесь в вашу школьную жизнь
Что вам нравится в отношениях
учеников между собой?
Что не нравится?
Какими, по вашему мнению, должны быть эти отношения?
Попробуйте составить свой свод правил учащихся.