Слайд 1ТЕМА 6
ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И РАВНОВЕСИЕ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ
Слайд 2Тема 6. Денежное обращение и равновесие на денежном рынке
1. Денежная система
страны
2. Денежная масса и ее измерение: денежные агрегаты
3. Предложение денег и его регулирование
4. Спрос на деньги
5. Денежно-кредитная политика государства
План
Слайд 31. Денежная система страны
Денежная система – это исторически сложившаяся и законодательно
установленная государством форма организации денежного обращения в стране.
Денежное обращение – это движение денег, опосредующее оборот товаров и услуг.
Слайд 41. Денежная система страны
Денежная система включает:
1) Национальную денежную единицу;
2) Систему бумажных
и металлических денег, которые являются законодательными платежными средствами в наличном обороте;
3) Систему эмиссии денег, то есть законодательно закрепленная система выпуска денег в обращение и система изъятия денег из обращения;
4) Институты денежной системы – государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение;
5) Валютный паритет – соотношение с другими валютами.
Слайд 51. Денежная система страны
В зависимости от вида обращаемых денег выделяются два
типа денежных систем:
1) система обращения металлических денег, когда обращаются полноценные золотые и серебряные монеты, а кредитные деньги свободно обмениваются на денежный металл (слитки или монеты);
2) система обращения кредитных и бумажных денег, когда золото вытеснено из обращения и поэтому кредитные и бумажные деньги не могут быть обменены на золото.
Слайд 62. Денежная масса и ее измерение: денежные агрегаты
Денежная масса
– совокупность
всех наличных и безналичных денежных средств.
Слайд 72. Денежная масса и ее измерение: денежные агрегаты
Активная часть – денежные
средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот.
Пассивная часть – включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.
Слайд 82. Денежная масса и ее измерение: денежные агрегаты
Критериями объединения выступают:
1) их
функции;
2) степень ликвидности отдельных компонентов, входящих в тот или иной агрегат.
Ликвидность – это легкореализуемость, то есть способность быстро меняться на товары и услуги без потерь, без издержек.
Слайд 92. Денежная масса и ее измерение: денежные агрегаты
К денежным агрегатам обычно
относят следующие:
М0 = сумма наличных денег в обращении, деньги вне банка;
М1 = М0 + вклады населения и предприятий в банках до востребования, средства населения и предприятий на расчетных и текущих счетах;
М2 = М1 + срочные и сберегательные депозиты коммерческих банков (относительно небольшие суммы), валюта и дорожные чеки;
М3 = М2 + депозитные сертификаты банков, долгосрочные депозиты;
М4 (L) = М3 + неденежные ликвидные средства, хранящиеся в банках, ценные бумаги и облигации государственных займов
Слайд 103. Предложение денег и его регулирование
Под предложением денег обычно понимают денежную
массу в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент
(агрегат М1).
Слайд 113. Предложение денег и его регулирование
Кредитная система – представляет собой совокупность
кредитно-финансовых учреждений, используемых государством в целях регулирования экономики.
Слайд 123. Предложение денег и его регулирование
Кредитная система выполняет ряд важнейших функций
в экономике:
• обеспечивает механизм общественного воспроизводства;
• способствует концентрации производства и централизации капитала;
• содействует быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике страны.
Слайд 133. Предложение денег и его регулирование
Три звена современной кредитной системы:
• центральный
банк;
• коммерческие банки;
• специализированные кредитно-финансовые институты.
Слайд 143. Предложение денег и его регулирование
Функции центральных банков:
• осуществление монопольного права
эмиссии банкнот;
• кредитно-денежное регулирование экономики;
• регулирование и управление валютными резервами государства, хранение золотых резервов;
• хранение резервного фонда других кредитных учреждений;
• кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания государственных властей;
• проведение расчетов и переводных операций.
Слайд 153. Предложение денег и его регулирование
Коммерческие банки – это рабочие звенья
кредитной системы. Коммерческий банк принимает вклады населения и предприятий, выдает кредиты и выполняет финансовое обслуживание клиентов.
Слайд 163. Предложение денег и его регулирование
Специализированные кредитно-финансовые институты – это организации,
которые формально не являются коммерческими банками, но выполняют ряд функций коммерческих банков, участвуют в кредитно-финансовом обслуживании экономики.
К ним относятся: различные фонды, страховые компании, инвестиционные банки, ипотечные банки, ссудо-сберегательные ассоциации и т.п.
Слайд 173. Предложение денег и его регулирование
1) Эмиссия – это выпуск наличных
денег в обращение, и именно эмиссия составляет значительную часть предложения денег.
Предложение денег фиксируется фискальной линией.
Слайд 183. Предложение денег и его регулирование
2) Установление минимальной нормы резервов, которые
коммерческие банки не имеют права выдавать в кредиты, а хранят на счетах ЦБ.
Система, при которой в резерве коммерческих банков остается часть активов, называется частичным резервированием. А норма резервов, устанавливаемая ЦБ – резервным требованием или обязательной нормой резервирования.
Слайд 193. Предложение денег и его регулирование
Кредитный мультипликатор
М-р = 1 / rr
или
М-р
= депозиты / резервы
Слайд 203. Предложение денег и его регулирование
Деньги, выпущенные в обращение ЦБ и
увеличенные мультипликатором являются деньгами повышенной активности и называются базовыми деньгами или денежной базой.
В = наличность + резервы
Ms = депозиты + наличность
Ms = В * М-р
Слайд 213. Предложение денег и его регулирование
Коэффициент депонирования – это отношение наличных
денег к депозитам, он характеризует предпочтения населения в распределении денежных средств между наличной формой и хранением денег в банке.
cr = наличность / депозиты
М-р = (1 + cr) / (rr + cr)
Слайд 223. Предложение денег и его регулирование
3) Учетная ставка процента (ставка рефинансирования)
– это тот процент, под который ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам.
4) Операции (ЦБ) на открытом рынке – представляют собой продажу и покупку государственных ценных бумаг.
5) Стабильность денежной массы обеспечивается также через управление национальными валютными резервами и поддержание стабильности национальной валюты – валютные интервенции. В результате создается золотовалютный резерв.
Слайд 234. Спрос на деньги
Спрос на деньги вытекает из двух функций денег
– быть средством обращения и средством сохранения богатства.
В первом случае речь идет о спросе на деньги для заключения сделок купли-продажи (трансакционный спрос), во втором – о спросе на деньги как средстве приобретения прочих финансовых активов (прежде всего, облигаций и акций).
Слайд 244. Спрос на деньги
Кривая общего спроса на деньги обозначает общее количество
денег, которое население и фирмы хотят иметь для сделок и приобретения акций и облигаций при каждой возможной величине процентной ставки.
Слайд 254. Спрос на деньги
Теоретические модели спроса на деньги
1) Спрос на деньги
и количественная теория
М*V = P*Y
↓
Md = P*Y/V
Слайд 264. Спрос на деньги
Величина спроса на деньги зависит от следующих факторов:
от
абсолютного уровня цен;
от уровня реального объема производства;
от скорости обращения денег.
Слайд 274. Спрос на деньги
2) Спрос на деньги в кейнсианской модели (теория
предпочтения ликвидности)
Три причины побуждают людей хранить часть их доходов в форме денег:
1) трансакционный мотив хранения денег;
2) мотив предосторожности;
3) спекулятивный мотив.
Слайд 284. Спрос на деньги
3) Современная теория спроса на деньги
Особенности:
Рассматривает более широкий
диапазон активов, помимо беспроцентного хранения денег и долгосрочных облигаций.
Отвергает разделение спроса на деньги на основании транзакционных, спекулятивных мотивов и мотива предосторожности.
Рассматривает богатство как основной фактор спроса на деньги.
Слайд 294. Спрос на деньги
Основной мотив спроса на деньги – это их
доходность и ликвидность.
Учитывает наличие инфляции и четко разграничивает такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальную и номинальную ставку процента, реальные и номинальные величины денежной массы.
Включает в анализ спроса неэкономические факторы.
Слайд 305. Денежно-кредитная политика государства
Денежно-кредитная (монетарная) политика – это деятельность государства, направленная
на решение основных макроэкономических задач и предполагающая использование кредитно-денежных инструментов.
Слайд 315. Денежно-кредитная политика государства
Дискреционная политика – это целенаправленная политика, способствующая стимулированию
или сдерживанию деловой активности в зависимости от фазы экономического цикла.
Слайд 325. Денежно-кредитная политика государства
Стимулирующая дискреционная политика (политика «дешевых» денег) проводится при
спаде производства. Последовательность кредитно-денежных мероприятий при этом будет следующая:
денежная масса ↑
ставка процента ↓
инвестиции ↑
реальный объем производства ↑
Слайд 335. Денежно-кредитная политика государства
Сдерживающая дискреционная политика (политика «дорогих» денег) проводится при
инфляции, опасности кризиса перепроизводства.
Последовательность кредитно-денежных мероприятий при этом будет обратная:
денежная масса ↓
ставка процента ↑
инвестиции ↓
реальный объем производства ↓
Слайд 345. Денежно-кредитная политика государства
В любом случае первоначальный шаг – воздействие на
денежную массу.
Для этого используются три основных инструмента денежно-кредитной политики центрального банка:
• изменение минимальной нормы обязательных резервов;
• учетно-процентная (дисконтная) политика;
• операции на открытом рынке.
Слайд 355. Денежно-кредитная политика государства
Автоматическая денежно-кредитная политика – это следование монетарному правилу.
Монетарное
правило:
темп роста денежной массы должен соответствовать темпу потенциального роста реального ВВП.
Слайд 365. Денежно-кредитная политика государства
В денежно-кредитной политике существует так называемая дилемма целей,
которая означает невозможность одновременного регулирования денежной массы и процентной ставки.