Слайд 1Тема 2.5. Контроль и регулирование в системе функций менеджмента
2.5.1. Значение и
содержание функций контроля и регулирования
2.5.2. Виды и формы контроля и регулирования
2.5.3. Процесс контроля и регулирования
Слайд 2Контроль необходим поскольку
1. Неопределенность
2.Предупреждение возникновения кризисных ситуаций
3. Поддержание
успеха
4. Широта контроля
Слайд 3Определение
Контроль - это постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией принятых целей развития
путем своевременного обнаружения проблем, возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности организации или во внешней среде
Проблема - это любое отклонение от плановых заданий, нормативов, проектов, стандартов
Слайд 4Контроль как комплексная функция включает в себя учет, оценку, анализ
1. Сбор
и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (учет)
2. Оценка состояния и значимости полученных результатов, выявление отклонений от стандартов, нормативов, заданий и т.п. (оценка)
3. Анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности. (анализ)
4. Прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий
Слайд 5Регулирование
Регулирование - это процесс выработки корректирующих мер и реализации принятых организационно-технологических,
экономических и технических решений, обеспечивающих своевременное и безусловное устранение выявленных проблем и отклонений.
В ходе регулирования происходит актуализация, т.е. обновление плановых заданий, нормативов, стандартов, с целью обеспечения своевременного и эффективного достижения целей организации.
Функция “контроль” переходит в функцию “регулирования”, в момент принятия и реализации решений по корректировке выявленных отклонений.
Слайд 6Контроль в управленческом цикле
Контроль завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа
отклонений от желаемого состояния объекта со всеми основными предметными функциями менеджмента. Корректировка принятых ранее решений под воздействием изменившихся условий - это осуществление принципа обратной связи в управленческом цикле. В процессе контроля информационные потоки направлены от объекта к субъекту
Слайд 7Классификация контроля
По времени осуществления
Предварительный
Текущий
заключительный
Слайд 8Про предварительный контроль
Предварительный - осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами
реализации данного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения
Четкие инструкции – путь к цели организации
Ключевые ресурсные области
Слайд 9Про текущий контроль
Непосредственно в ходе работ
Объект- работник; субъект – непосредственный руководитель
Текущий
контроль базируется на измерении фактических результатов работы
Слайд 10Заключительный контроль
осуществляется либо сразу по завершении контролируемой деятельности, либо по истечении
времени фактические результаты сравниваются с требуемыми.
Имеет две важнейшие функции - дает информацию для планирования будущих действий в сходных условиях, способствует мотивации достижения определенных результатов
Слайд 11По цели контроля (2 пункта)
Стратегический - осуществляется применительно к разработке и
реализации перспективной концепции деятельности организации. Объекты стратегического контроля - маркетинг, научно-техническое развитие, продуктово-тематическая специализация.
Оперативный - нацелен на текущий учет, имеет задачей выполнение текущих плановых заданий. Объекты - производственное задание, сроки выполнения работ, качество работ, ресурсы и затраты предприятия
Слайд 12Предмет контроля (2 пункта)
Финансовый - контроль конечных финансовых показателей проводится на
разный уровнях в соответствии с принятой организационной структурой организации. Объектами являются - финансовые показатели деятельности организации (прибыль, затраты, эффективность использования ресурсов, платежеспособность, ликвидность).
Административный - распространяется на процессы деятельности и управления ими, имеет иерархическую структуру. Объекты - производственный процесс в целом и его составные части. плановые задания, сроки поставок, ситуация в коллективах исполнителей, выполнение производственной программы
Слайд 13По содержанию контроля
Поскольку различные производственные операции имеют существенные различия, методы и
формы контроля также отличаются. Принято содержательно выделять контроль соотношения затраченного времени и выполненного объема работ, контроль правильного определения стоимостных показателей, контроль ресурсов (инвентаризация), контроль качества продукции, сырья, выполненных работ.
Слайд 14ПО масштабу контроля
Полный - строится как целостная система тотального контроля в
принятой организационной структуре.
Выборочный - организуется либо как разовое мероприятие, либо как контроль определенной доли продукции (работ, услуг) на предмет соответствия заданным нормативным требованиям
Слайд 15По форме
внешний - осуществляемый контрольными органами, вышестоящей организацией и т.п. и
внутренний - организуемый внутри организации для решения внутренних задач.
Слайд 16Два вида регулирования
Реактивное регулирование -Осуществляется когда не достигнуты стандарты. Направлено на
сглаживание отклонений от стандартов.
Упреждающее регулирование - проблема рассматривается как потенциальная возможность. Направлено на улучшение деятельности или извлечение наибольшей выгоды из представившихся возможностей.
Слайд 17В процедуре контроля есть три четко различимых этапа:
1. Выработка стандартов и
критериев
2. Сопоставление с ними реальных результатов
3. Принятие необходимых корректирующих действий
Слайд 18Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов имеют две особенности
1.
Наличие временных рамок
2. Конкретный критерий по отношению к которому может быть оценена работа
Слайд 19Сопоставление достигнутых результатов с достигнутыми стандартами
состоит из :
определение отклонения
измерение результатов
передача информации
оценка
информации
Слайд 20Корректирующие действия
После оценки процесс контроля переходит в третий этап. Менеджер должен
выбрать одну из трех линий поведения:
ничего не предпринимать
устранить отклонение
пересмотреть стандарт