Текст. Способы и средства связи между частями текста. Абзац. презентация

Слайд 1Урок русского языка,
10 класс
Текст. Способы и средства связи между частями

текста. Абзац.

Учитель русского языка и литературы МБОУ Красноярской СОШ
Поддубная Татьяна Юрьевна


Процесс создания текста – это всегда творчество, одновременно и радостное, и мучительное…


Слайд 2Цель урока: формирование умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и

навыки в работе с текстами ЕГЭ по темам «Текст», «Абзац» .

Слайд 3Процесс создания текста – это всегда творчество, одновременно и радостное, и

мучительное…

Текст. Заимствовано в XVIII веке из немецкого языка, где ТЕХТ/ лат. Textus «словесное единство», «ткань», производное от texo «тку».
Текст - от латинского textum - ”ткань, связь, соединение”.
Текст - это несколько предложений и абзацев, расположенных в определённой последовательности и связанных в целое темой и основной мыслью.


Слайд 4Признаки текста
тематическое и композиционное единство всех его частей;
смысловая цельность;
относительная законченность;
наличие грамматической

связи между частями (цепная, параллельная);
стилевое единство.
Текст имеет или может иметь заголовок.
Минимальная единица текста – предложение.

Слайд 5 Известно, что язык

изучает специальная наука - языкознание, или лингвистика. Язык, как и важнейший его компонент - слово, можно изучать с разных точек зрения: фонетической, морфологической, синтетической, стилистической и т.д. Следовательно, языкознание - это сложившаяся наука, имеющая много аспектов исследования, отвечающая на самые разные вопросы.

Текст ли это?


Слайд 6Параллельная связь предложений в тексте

Июльский сумеречно-тёплый лес

неторопливо готовился отойти ко сну. Смолкали непоседливые лесные птицы, замирали набухающие темнотой ёлки. Затвердевала смола, и её запах мешался с запахом сухой, ещё не опустившейся наземь росы (В. Белов).

Слайд 7Цепная связь предложений в тексте

Через минуту наша бричка

тоже тронулась в путь. Точно она ехала назад, а не дальше, мы видели то же самое, что и до полудня. Холмы так же тонули в лиловой дали, и не было видно их конца. И все то же небо и грачи, уставшие от зноя. Воздух тоже изнывал от жары и тишины, отчего покорная природа цепенела в молчании (А. Чехов).

Слайд 8Содержание текста
Заключённая в тексте информация – содержание, которое находит выражение в

словесной форме.

Соотношение содержания текста и его темы:

Отношение автора к теме


ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕКСТА

ТЕМА – то, что описывается в тексте, о чём развёртывается рассуждение, ведётся диалог и т.д.


Слайд 9ТЕКСТ
Абзац - 1) отступ в начале строки, красная строка
Абзац – 2)

часть текста между двумя отступами.


Абзац
(1)
1
Микротема

Абзац
(1)
2
Микротема

Абзац
(1)
3
Микротема


А

Б

З

А

Ц

Ы
(2)

М
И
К
Р
О
Т
Е
К
С
Т
Ы

тема





Слайд 10СТРУКТУРА АБЗАЦА
АБЗАЦНЫЙ ЗАЧИН


Комментирующая часть


. . . …






Слайд 11НЕ ТО, ЧТО МНИТЕ ВЫ, ПРИРОДА: НЕ СЛЕПОК, НЕ БЕЗДУШНЫЙ ЛИК –

В НЕЙ ЕСТЬ ДУША, В НЕЙ ЕСТЬ СВОБОДА, В НЕЙ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, В НЕЙ ЕСТЬ ЯЗЫК… Ф. И.Тютчев

Слайд 12ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТ ПО ПЛАНУ
Доказать, что данный отрывок статьи можно назвать текстом.
Сколько

абзацев вы насчитали в тексте?
Найдите абзацные зачины и комментирующие части.

Слайд 13АНАЛИЗ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА
Поэтика Тютчева в сравнении с творчеством других поэтов. Сопоставление

явления природы с душевным состоянием человека для Тютчева не просто изобразительное средство, а художественный приём, вытекающий из самых глубин его мировосприятия.
Живое и непосредственное чувство природы. Тютчев во всех своих стихах рисует природу как некое одушевлённое целое.
Характерные тютчевские образы. Характерные тютчевские образы порождены подобным восприятием поэтом природы.
Тютчев – певец природы. Тютчев в самых разных своих произведениях всегда предстаёт перед читателем как «певец природы».

Первые предложения всех абзацев являются абзацными зачинами, содержащими наиболее важное содержание каждой микротемы. Последующие предложения разъясняют, комментируют то, о чём говорится в первом предложении.


Слайд 14Домашнее задание
Творческое задание:
придумать текст с цепной и параллельной связями. Поделить его

на абзацы.

Слайд 15Оценивание учащихся
Спасибо за урок!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика