Слайд 1Технология традиционного японского обжига «Раку»
автор презентации преподаватель
Санкт-Петербургской городской художественной школы
Данилюк Я.
И.
Слайд 2Историческая справка
Керамика Раку (яп. 楽焼 Раку-яки?) — тип японской керамики, традиционно
используемой в японской чайной церемонии, в первую очередь, это чаши для чая. Для керамики Раку характерна ручная формовка глины вместо использования гончарного круга, — в результате этого каждый предмет оказывается уникальным. Низкие температуры обжига дают довольно пористую поверхность, посуду достают из печи раскалённой и либо кладут в воду либо позволяют остыть на воздухе. В качестве покрытия используется свинцовая глазурь.
Термин Раку (буквально, "наслаждение" или "простота, естественность") происходит от слова Юракудай, названия дворца в Киото, построенного для Тоётоми Хидэёси (1537–1598), военного лидера того времени. В строительстве дворца принимал участие знаменитый мастер чайной церемонии Сэн-но Рекю, который попросил работавшего там китайского мастера по изготовлению черепицы сделать чаши, которые воплощали бы эстетику ваби-саби. Мастер Тёдзиро изготовил простые чаши, которые соответствовали философии дзен и представлению Рикю об идеальной чайной церемонии.
Семье мастера Тёдзиро была дарована фамилия Раку, и на протяжении почти 450 лет вот уже 15 поколений этой семьи занимаются производством посуды в стиле Раку. Имя и стиль Раку как воплощение эстетического принципа ваби-саби, оказали значительное влияние на японскую литературу и культуру в целом.
Слайд 3Примеры традиционных японских чашек
Слайд 4Печи-раку
Эти печи могут быть выложены из огнеупорного кирпича
или теплоизолирующего кирпича. Для более быстрого обжига печь может быть сделана из металлической бочки или сетчатого каркаса с керамическими вставками для теплоизоляции. Газовые горелки продаются повсюду и делают обжиг быстрым, чистым и легким.
Слайд 5Печь загружена и готова к работе
Обычно такой обжиг применяют
для нетвердой глины с хорошими термоустойчивыми качествами. Изделия предварительно должны быть обожжены при температуре 1000°С. затем покрыты глазурью и только потом помещены в печь-раку, которая работает на пропане. Обжиг обычно осуществляется вне помещения, поскольку возможен дым.
Слайд 7Процесс извлечения из печи
Сосуды обжигаются достаточно быстро,
чтобы не допустить таяния глазури. Глазурь тает между 800-1000°С, и обжиг занимает 20-30 минут. Изделия достают из печи раскаленными с помощью щипцов.
Слайд 8Восстановление глазури и дымление.
С помощью специальных щипцов
изделие достают из печи и помещают в железный бак с древесными опилками, сеном или даже бумагой. Затем бак накрывают крышкой. Горящие опилки выделяют окись углерода, которая переводит окись железа в закись. В результате глина становится черной, а соединения металлов в глазури восстанавливаются.
Слайд 9Готовые, очищенные изделия «Раку»
Слайд 10Эффект кракле
Поскольку процесс охлаждения очень быстр, то сосуды подвергаются мощному термошоку,
что может повредить глазурь, позволяя дыму проникнуть сквозь глину. Это дает легко узнаваемый эффект трещинок.
Слайд 11 Меры безопасности
Обжиг раку включает в себя работу с
высокими температурами и может быть опасен Чтобы сократить риск, вы должны иметь жаропрочные перчатки, защитную одежду, маску, защитные очки и щипцы для изъятия керамики из печи. Имейте вблизи ведро воды или огнетушитель.
1. Обжиг. Обжигайте сосуд на трехгранной 'стойке-звезде", чтобы он не соприкасался с полом печи во избежание потеков глазури и сильного накаливания сосуда. Снимите с печи крышку. Наденьте перчатки и респиратор, достаньте сосуд щипцами. Не спешите.
2. Контейнер с опилками. Поместите раскаленный сосуд в контейнер с опилками. Он должен мгновенно воспламениться, поэтому не стойте очень близко. Покройте сосуд опилками. Плотно накройте крышкой.
3. Извлечение глазури. Если на сосуде была защитная пленка и глазурь, все это может быть удалено с помощью металлического скребка и мягкой материи, пока сосуд не остыл.
4. Очистка глазурованной поверхности. Глазурь можно очистить подушечкой для полировки. Она (глазурь) должна выглядеть такой же черной, как была извлечена из печи, но ее поверхность должна стать глянцевой.
Слайд 12Источники и использованная литература
http://www.ceramrus.ru/article_37.htm
История керамики Восточной Азии,
Учеб. пособие Автор: Жущиховская
И.С.
Редактор: Александрова Л.И.
http://ru.wikipedia.org
http://deti-i-glina.ru/yaponskaya-keramika-raku/
http://tarbut.zahav.ru/cellcom/art/article.php?view=814
http://artyx.ru
Фотографии с мастер-класса «Обжиг раку» проведённого 09.09.2012 студией «Творец».
Личный архив Я.И.Данилюк.